Формы бухгатерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание

Становление и развитие рыночных отношений предполагают широкое использование в хозяйствующих субъектах экономических методов управления деятельностью организаций и их сегментов. В этой связи возрастают роль и значение бухгалтерского учета как функции управления и одной из основных баз информационной системы хозяйственного механизма любой организации. Поэтому в бухгалтерском учете возникает необходимость применения единых методологических основ процедур учета и отчетности, построенных на научных принципах, требованиях отечественных и международных стандартов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ИХ СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1.1.Понятие о формах бухгалтерского учета
1.2.Историческое развитие форм бухгалтерского учета.
1.3. Современные формы учета в зарубежной практике
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕТНОЙ ПРАКТИКЕ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Мемориально-ордерная форма
2.2.Журнально-ордерная форма
2.3. Достоинства и недостатки журнально-ордерной формы учета
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФОРМ УЧЕТА В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЭВМ
3.1. Технологические аспекты обработки информации при использовании компьютеров
3.2. Классификация и характеристика бухгалтерских программ
3.3. Реализация методов бухгалтерского учета в системах автоматизации бухгалтерского учета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

Оборотная и  шахматная ведомости, журналы-ордера и ведомости к ним, а также  баланс и другие выходные формы могут  быть сформированы за любой период и в короткое время. Для некоторых отчетов возможна детализация вплоть до одной операции. Быстрота и удовлетворение различных пользователей в соответствующей информации на основе единого ее массива — отличительная черта автоматизированной формы бухгалтерского учета. Первичная учетная информация фиксируется на машинных носителях. Эта процедура по операциям, имеющим экономическую однородность производится по заранее определенной структуре записи с последующим вводом в ЭВМ. В качестве машинных носителей информации используются магнитные ленты, магнитные диски, дискеты. Учетными регистрами являются выходные формы, которые содержат всю необходимую информацию по аналитическим и синтетическим счетам. Бухгалтерские записи, отражающие результаты ранее произведенных расчетов и группировок, формируются в ЭВМ автоматически. Обработка массива бухгалтерских записей одновременно по дебету и кредиту синтетических счетов, а также соответствующих объектов аналитического учета позволяет вести обработку указанного массива в пределах каждого основного счета. В то же время, привлекая входящий остаток по данному счету, становится возможным группировать его данные в последовательности, необходимой для составления регистров аналитического учета. Новые способы обработки информации в результате применения ЭВМ не вносят коренных изменений в методологию бухгалтерского учета. Изменяется лишь технология обработки информации. Элементы метода бухгалтерского учета, оставаясь неизменными по своей сущности, лишь видоизменяют свою форму, сообразуясь с условиями автоматизированной обработки учетной информации. В частности, устойчиво формируется тенденция сокращения первичных документов, а также перечня содержащихся в них реквизитов за счет того, что в базе данных наряду с переменными данными представлен массив нормативно-справочной информации. Его содержание включает необходимые нормативные документы по организации бухгалтерского учета,   схемы уплаты налогов и налоговых платежей, календарь бухгалтера, нормы естественной убыли товаров и т. п. Возможности ЭВМ позволяют создавать тематические многоуровневые рубрикаторы, с помощью которых можно просматривать тематические подборки документов. Не представляет труда найти конкретный документ, если о нем есть хотя бы приблизительная информация, используя в этих целях режим поисков по реквизитам. Полнотекстовый запрос к базе данных задается на естественном языке либо с использованием выражений формальной логики. Полностью автоматизирована процедура составления корреспонденции бухгалтерских счетов. Обработка информации осуществляется в реальном масштабе времени, причем информация, представленная на отдельном синтетическом счете, может быть расчленена на столько аналитических позиций, на сколько могут быть очерчены границы применения соответствующего измерителя; Единая база данных, основу которой составляет учетная информация, позволяет реализовать задачи, многие из которых находятся за пределами бухгалтерского учета.[9,с.115]  

3.2. Классификация  и характеристика бухгалтерских  программ

Наибольшее распространение  в нашей республике получили следующие  бухгалтерские программы: «1 С:Бухгалтерия 7. 7. », «Инфо-Бухгалтер», «БЭСТ».

Новый этап в  автоматизации бухгалтерского учета  связан с появлением новой версии программы «1С: Бухгалтерия 7.7». С ее помощью стал возможным многомерный и многоуровневый аналитический учет, обеспечивший более тесное взаимодействие функциональных и инструментальных подходов при разработке этой версии, интеграцию функций ведения внутреннего (управленческого) и финансового учета, встраиваемость учетной компоненты в комплексные системы управлением предприятием, базирующиеся на основе программных продуктов платформы V7. Решена задача одновременной работы с несколькими планами счетов, что в переходный период реформирования бухгалтерского учета приобретает особую актуальность. Определенный набор учетных функций, заложенный в алгоритмы программы позволяет реализовать основные учетные процедуры, очерченные рамками теории бухгалтерского учета, а именно: ведение счетов, двойная запись, принцип сбалансированности и т. п. Прикладная часть программы содержит традиционный набор инструментов, характерный для любой бухгалтерской программы — план счетов, экранные формы первичных документов, журналы, отчеты и пр. Однако этот набор включает средства, позволяющие изменить конфигурацию программы для нужд конкретной организации независимо от объема ее Деятельности. Это касается не только настройки плана счётов, определения структуры счетов и субсчетов, но и количества уровней и размерности аналитического учета. Эта особенность приводит к мысли, что в условиях автоматизированной обработки данных более правильным является понятие «информационная система бухгалтерского учета», a не «форма бухгалтерского учета», если рассматривать ее характеристику с позиций, определяющих любую функциональную подсистему управления предприятием, При таком подходе формирование информационной системы бухгалтерского учета на базе ЭВМ можно: осуществить в том же разрезе, что и для других функциональных подсистем управления предприятием. Иными словами, речь идет о том, что в условиях применения ЭВМ следует абстрагироваться от специфических черт отдельных функциональных подсистем управления предприятием, положив в основу следующие принципы: • методологическое обеспечение; • организационное обеспечение; • информационное обеспечение; • программное обеспечение; • техническое обеспечение.[8, с. 10] Таким образом, основополагающие принципы автоматизированной формы бухгалтерского учета это: 1. ЭВМ из вспомогательного средства становится определяющим фактором организации труда бухгалтера. 2. Однократный ввод и многократное использование учетных данных. 3. Хранение и обработка массива информации с последующим выведением ее на машинограммы с помощью алфавитно-цифрового печатающего устройства (АЦПУ) или на видеотерминал вплоть до получения результатов и заполнения, соответствующих форм отчетности. 4. Возможность организации бездокументного сбора первичных учетных данных и передачи их в ЭВМ по дистанционным каналам с последующим автоматическим составлением бухгалтерской записи путем использования зависимости между корреспондирующими счетами. Автоматическое печатание регистров синтетического и аналитического учета. 5. Автоматическое получение информации об отклонениях от установленных процедур (норм, нормативов, заданий и т.п.). 6. Получение информации по запросу на любую дату. 7. Автоматическое формирование всех учетных регистров и форм отчетности на основе данных, отраженных в системе 8. Создание объективных условий, исключающих дублирование показателей учета, путем формирования единого подхода к оценке значимости информационной системы на всех уровнях принятия управленческих решений, прогнозирования, обобщения, оперативного, предварительного и последующего контроля, а также осуществления экономического анализа.[5, с. 127] Дальнейшее развитие автоматизированной формы учета будет связано с дальнейшим углублением аналитичности учета и как следствие деления его на управленческий и финансовый. Эта проблема будет решаться за счет увеличения объема памяти ЭВМ, быстроты обработки информации, повышения квалификации бухгалтеров.  

3.3. Реализация  методов бухгалтерского учета  в системах автоматизации бухгалтерского  учета 

  Несмотря на то, что в различных системах реализованы некоторые элементы той или иной формы учета, каждая из них имеет свои технические особенности и идеологию, которая предполагает различные подходы к реализации единых методов бухгалтерского учета. В частности, различны формы представления результатов обработки учетно-аналитической информации, т.е. различны подходы к реализации такого метода бухгалтерского учета как отчетность. В условиях автоматизированного учета пока не удается представить единообразно информацию в регистрах синтетического и аналитического учета, как, например, при ручной обработке, когда используется набор стандартных ведомостей, разработочных таблиц и журналов-ордеров на всех предприятиях (независимо от формы собственности и вида деятельности). Иногда эти различия формальны и не мешают осмыслению специалистами учетно-аналитической информации. Однако отличия могут быть более существенными, например, в отношении такого метода бухгалтерского учета, как счета. Несмотря на то, что концептуально применение этого метода хорошо понятно каждому специалисту из теории бухгалтерского учета, а практическое применение системы счетов регламентируется Типовым планом счетов, рабочим планом счетов, разрабатываемым каждым предприятием, и учетной политикой предприятия, разработчики систем автоматизации бухгалтерского учета реализуют этот прием по-разному. Прежде всего, это относится к характеристикам (параметрам) счетов, присутствующих в каждой системе, которые определяют правила использования этих счетов. Наиболее часто такими параметрами являются признаки счетов по отношению к балансу: балансовые и забалансовые; тип счета: активные, пассивные и активно-пассивные; уровень агрегирования информации, отражаемой на счете: синтетические и аналитические и др.Наиболее часто встречающиеся характеристики бухгалтерских счетов в планах счетов систем по автоматизации бухгалтерского учета Наименование системы Характеристики счетов тип (отношение к балансу) уровень агрегирования информации виду учета сальдо организация количественного учета организация валютного учета «Галактика» Активный, пассивный, активно-пассивный, временный. Балансовый, забалансовый Счет, субсчет -- С-до в разных валютах сворачивается к национально денежной единице, не формируется нулевое с-до по аналитике и т.д. В разрезе кодов аналитического учета Не ведется или ведется обязательно «1С:Предприятие» Активный, пассивный, активно-пассивный. Балансовый, забалансовый Счет, субсчет -- -- Не ведется (-) или ведется (+) в разрезе субконто Не ведется (-) или ведется (+) БЭСТ-5 Активный, пассивный, активно-пассивный, результирующий, забалансовый Аналитический, синтетический Бухгалтерский, налоговый Свернутое, развернутое В разрезе сегментов аналитики по счету Ведется по переоцениваемым счетам Практическая реализация системы счетов в упомянутых выше системах проиллюстрирована на примере счета 02 «Амортизация основных средств» (рис.3.3). Рис.3.3. Характеристики счета, определяемые в системах «Галактика» 5.8, «1С:Предприятие» 7.7 и БЭСТ-5 (сверху вниз) Таким образом, в условиях автоматизированной формы учета практическая реализация приемов бухгалтерского учета может существенно отличаться. Однако подобные отличия и специфика реализации приемов не должны влиять на работу пользователя и сказываться на ее качестве. 4. Анализ формы бухгалтерского учета применяемого в ТЧУП “Якорь” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

С развитием  рыночной экономики организации  получили большие возможности в  выборе способов ведения бухгалтерского учета. От существующей ранее жесткой  регламентации учетного процесса со стороны государства наметился  переход к разумному сочетанию государственного регулирования и определенной самостоятельности в выборе способов ведения бухгалтерского учета. Сущностью этого процесса является то обстоятельство, что на основе устанавливаемых государством общих правил организации могут самостоятельно разрабатывать способы ведения бухгалтерского учета. В полной мере это касается и выбора форм бухгалтерского учета. Форму бухгалтерского учета определяют используемые регистры бухгалтерского учета и процедуры его ведения. При выборе формы бухгалтерского учета целесообразно учитывать: размеры организации, объёмы ее видов деятельности, уровень подготовленности к тем или иным процедурам бухгалтерского учета и информационного обеспечения специалистов данной организации, а также адекватности, полезности и эффективности использования информации в организации, уровень механизации и автоматизации учетных процедур и др. Под формой бухгалтерского учета понимается порядок сочетания различных видов взаимосвязанных учетных регистров, а также последовательность и способы учетных записей в них. Форму бухгалтерского учета главный бухгалтер выбирает самостоятельно исходя из целесообразности ее применения, квалификации работников и других факторов. При применении указанных регистров и их самостоятельной разработке необходимо учитывать правила и требования, содержащиеся в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, положениях по бухгалтерскому учету. В настоящее время все реже организациями применяется мемориально-ордерная форма учета, при которой на основании данных первичных или накопительных документов составляются мемориальные ордера, отражающиеся в регистрационном журнале (журнале хозяйственных операций), а затем в главной книге. Заполненные мемориальные ордера в хронологическом порядке записываются в регистрационный журнал и нумеруются по порядку. Итог оборотов регистрационного журнала сверяется с итогом оборотной ведомости синтетического бухгалтерского учёта. Данные мемориальных ордеров переносятся в Главную книгу, а из неё – в оборотную ведомость по синтетическим счетам. Эта ведомость называется шахматной, по её данным составляется бухгалтерский баланс. Одновременно с записями синтетического учёта на карточках ведётся аналитический учёт, его итоги обобщаются в оборотных ведомостях, которые сверяются с данными оборотной ведомости синтетического учёта. Следует отметить, что мемориально-ордерная форма, с одной стороны, проста и доступна, с другой - трудоемка, приходится многократно дублировать одни и те же записи в различных учетных регистрах. Мемориально-ордерную форму удобнее применять в небольших организациях. Мемориально-ордерная форма в настоящее время практически не применяется. Применение журнально-ордерной формы учета позволяет уменьшить трудоемкость учета за счет того, что в одном регистре совмещаются синтетический и аналитический учет, здесь отсутствует ряд регистров (мемориальные ордера, регистрационный журнал, оборотные ведомости по синтетическим счетам).

Журнально-ордерной форма счетоводства применяется  большинством организаций. При этой форме регистры ведутся в специальных  книгах (журналах, журналах-ордерах, ведомостях), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при  использовании вычислительной техники. В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый или дебетовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Показатели синтетического учета регистрируются по данным первичных документов только по кредиту (по дебету) соответствующих счетов, в корреспонденции с дебетуемыми (кредитуемыми) счетами. В основу журнально-ордерной формы учета положен принцип накапливания данных первичных учетных документов таким образом, чтобы обеспечивать синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание данных производится в учетных регистрах, что позволяет отразить все подлежащие учету средства и хозяйственные операции по использованию этих средств за отчетный месяц и исключает необходимость составления мемориальных ордеров. В методических указаниях предусмотрено изготовление 16 журналов-ордеров и большого количества различных ведомостей. Журнально- ордерная форма бухгалтерского учета основана на принципе накапливания данных первичных документов для получения необходимых показателей синтетического и аналитического учета, т. е. ведении группировочных и накопительных ведомостей. Поэтому в синтетические счета записывается не каждая отдельная операция, а итоги однородных операций. Основным регистром журнально- ордерной формы является журнал- ордер. Применение ПЭВМ в учетной работе дает возможность автоматизировать рабочее место бухгалтера, что повышает производительность труда учетных работников, обеспечивает оперативность получения данных. Каждая отдельно взятая версия автоматизированной обработки учетной информации представляет собой единство методологических основ бухгалтерского учета, возможностей вычислительной техники и логической последовательности обработки информации и получения выходных данных. Таким образом, в результате проделанной работы были изучены основные формы бухгалтерского учета, применяемые на предприятиях республики, рассмотрены особенности каждой из них и проанализированы возможности работников бухгалтерии в условиях автоматизации учетного процесса.  
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алборов Р.  А. “Основы бухгалтерского учета”. М: “Дело и сервис” 2005. 2. Астахов  П. П. “Теория бухгалтерского  учета”. “РИД Март”2004. 3. Бабаев Ю. А. “Теория бухгалтерского учета” Учебное пособие для студентов ВУЗов. М: Аудит, Юнити 2004. 4. “Бухгалтерский учет: Теория, проводки, регистры ” под ред. Ладутько Н. И. Мн. “ФУА Информ” 2006. 5. Гофман, Капелюш “Очерки развития форм бухгалтерского учета” под ред. С. К. Татура М: “Финансы” 2002. 6. Гусева Т. М. “Основы бухгалтерского учета” М: “Финансы и статистика” 2004. 7. Жилинская Л. Ф. “История развития бухгалтерского учета” Мн: БГЭУ 2002. 8. “Закон Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности”. 9. “История бухгалтерского учета” М: “Финансы и статистика” 2005. 10. Кирьянова З. В. “Теория бухгалтерского учета” М: “Финансы и статистика” 2005. 11. Крятова А. А. “Бухгалтерский учет: основы теории” М: “Маркетинг” 2005. 12. Купер М. И. “Теория и принципы бухгалтерского учета” М: “Финансы и статистика” 2005. 13. Малькова Т. Н. “Древняя бухгалтерия: какой она была” М: “Финансы и статистика” 2005. 14. Морозова Л. Л. “Анализ типичных ошибок” СПБ “Актив”2004. 15. Нечитайло А. И. “Теория бухгалтерского учета” СПБ “Знания” 2004. 16. Никитин В. Н., Никитина Д. А. “Теория бухгалтерского учета”, “Дело и сервис” 2005. 17. “Основы бухгалтерского учета” М: “Приор”2004. 18. Папковская П. Я. “Курс теории бухгалтерского учета” Мн: ООО “Информпресс” 2005. 19. Пачоли Лука “Трактат о счетах и записях” М: “Финансы и статистика” 2005. 20. Прохорова Т. В. “Технологии автоматизированной обработки учетно – аналитической информации” Мн: БГЭУ 2005. 21. Снитко М. А. “Теория бухгалтерского учета” Мн: “Мисанта”2005. 22. Соколов Я. В. “Бухгалтерский учет от истоков до наших дней” М: “Финансы и статистика”2001. 23. Соколов Я. В. “История бухгалтерского учета” М: “Финансы и статистика” 2004. 24. Соколов Я. В. “Очерки по бухгалтерскому учету” М: “Финансы и статистика”2005.

Информация о работе Формы бухгатерского учета