Формы безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:28, контрольная работа

Описание

В современных рыночных условиях организация расчетов между субъектами хозяйствования занимает одно из главных мест. Большинство сделок по покупке и продаже товаров и услуг завершаются денежными расчетами. Форма расчетов может быть как наличной, так и безналичной. При нормально работающей банковской системе безналичные расчеты выглядят более предпочтительными. В этом случае значительная экономия средств происходит из-за сокращения издержек обращения. Например, перевод денег из одного города в другой по безналичному расчету существенно дешевле, чем перевозка наличных денег.

Работа состоит из  1 файл

контрошка.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

     Документооборот при расчетах чеками сводится к следующему. Чекодатель в случае приобретения товаров, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:

     - сумму платежа (цифрами и прописью);

     - наименование получателя платежа;

     - место выписки чека;

     - дату совершения платежа (при этом месяц указывается прописью).

     Выписанный  чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).

     Предприятие, принимающее в оплату расчетный  чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем:

     - сумма чека не превышает предельной  суммы, обозначенной на его  оборотной стороне и в чековой  карточке;

     - номер счета чекодателя, проставленный  в чеке, соответствует обозначенному  в чековой карточке;

     - подпись чекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.

     Убыток, наступивший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается  на обороте чека и проставляет  оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк - 10 календарных дней (не считая выписки).

     Чекодержатель сдает чеки в банк, прилагая их к  реестру в четырех экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя , а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.

     Зачисление  средств на счет чекодержателя производится обслуживающим его банком только после поступления средств от чекодателя и обслуживающего его банка. Расчеты между банками чекодателя и чекодержателя идут через РКЦ и ЦБР. Правила совершения таких расчетов следующие. Главные территориальные управления ЦБР возлагают проведение операций по расчетам чеками внутри города на какой-либо один РКЦ.

     При расчетах чеками списание средств РКЦ  с банка плательщика может  производиться только при наличии  у данного банка достаточной  суммы средств. Дебетовое сальдо по счетам РКЦ для проведения расчетов по чекам не допускается.

     РКЦ и коммерческие банки, использующие расчеты чеками, заключают специальное  соглашение о порядке и правилах расчетов чеками. Выдача бланков чеков  коммерческим банкам производится РКЦ  по заявлению, подписанному лицом, уполномоченным распоряжаться корреспондентским счетом данного банка. Кассир РКЦ на заявлении и талоне к нему отмечает номера выдаваемых чеков и передает эту информацию операционисту, ведущему отдельный счет данного коммерческого банка по чекам. К платежу через РКЦ принимаются только те чеки, номера которых зарегистрированы в РКЦ. Бланки чеков в коммерческих банках и РКЦ учитываются на внебалансовом счете “Бланки строгой отчетности”.

     При установлении фактов нарушения установленного порядка учета, хранения и использования бланков чеков коммерческие банки лишаются лицензии на осуществление банковских операций.

     Лимитированная  чековая книжка представляет собой  сброшюрованные в виде книжки расчетные  чеки (по 10, 20, 25 и 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленного по этой книжке лимита. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета либо за счет банковского кредита, что отражается следующими бухгалтерскими операциями по счетам.

Однако  в отличие от прежнего порядка средства по таким чекам зачисляются получателю на основании кредитового авизо только после списания средств со счета чекодателя.

     Это происходит следующим образом. Клиент, с которым рассчитались чеком  из лимитированной чековой книжки, представляет его в свой коммерческий банк. Тот в свою очередь посылает чек почтой в банк плательщика. Там на основании этого документа составляется кредитовое авизо и отправляется обратно в банк клиента-получателя чека. Только тогда средства зачисляются на расчетный счет предприятию поставщику (см. Приложение 3).

    1. Расчеты аккредитивами
 

     Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

     Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

     Аккредитивы могут быть двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

     Покрытым  считается аккредитив, при котором  плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет “Аккредитивы”, что находит отражение в следующих банковских проводках.

     Приход внебалансового счета “Аккредитивы к оплате”.

     В банке плательщика:

Д-т - расчетный  счет плательщика;

К-т - счет (корреспондентский счет банка-эмитента в РКЦ).

     В банке поставщика:

Д-т - счет (корреспондентский счет банка поставщика в РКЦ);

К-т - счет “Аккредитив”.

     Депонирование средств в банке поставщика может  быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. В этом случае в банке плательщика  проводка по счетам изменится и будет  выглядеть следующим образом:

     Д-т - ссудный счет плательщика,

     К-т - корреспондентский счет банка-эмитента в РКЦ.

     В банке поставщика проводка по счетам не изменится. В банковской практике не предусмотрено выставление аккредитива  частично за счет средств покупателя и частично за счет ссуды банка, т. е. по конкретному аккредитиву может быть использован только один источник платежа.

     Непокрытый - это аккредитив, по которому платежи  поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для  него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика-получателя средств со своего корреспондентского счета.

     В каждом аккредитиве нужно указать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

     Безотзывной аккредитив не может быть изменен  или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

     Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается  в договоре между плательщиком и  поставщиком, где, в частности, оговариваются  конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид и способ его исполнения, наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых производится оплата.

     Основанием  для открытия аккредитива плательщиком является телеграмма поставщика, что  товар готов к отгрузке. Для открытия аккредитива плательщик представляет в свой банк заявление на стандартизированном бланке, где обязан указать:

     - номер договора, в соответствии  с которым открывается аккредитив;

     - срок действия аккредитива (число  и месяц закрытия аккредитива);

     - наименование плательщика и номер  его счета;

     - наименование и номер банка плательщика;

     - наименование поставщика и номер  его счета;

     - наименование и номер банка  поставщика;

     - полное наименование документов, против которых производятся  выплаты по аккредитиву, срок  их представления и порядок  оформления;

     - порядок оплаты товарно-транспортных документов поставщика (с акцептом уполномоченного покупателя или без акцепта);

     - вид аккредитива;

     - сумма аккредитива и другие  необходимые данные.

     Представленное  заявление регистрируется банком плательщика  в специальном журнале и приходуется по внебалансовому счету “Аккредитивы к оплате”. Заявление на открытие аккредитива предоставляется в количестве экземпляров, которое необходимо банку плательщика для выполнения условий аккредитива (обычно в пяти экземплярах).

     Первый  экземпляр с подписями и оттиском печати покупателя является основанием для списания средств с его расчетного счета и остается в документах для банка плательщика.

     Пятый экземпляр возвращается плательщику  в качестве расписки банка в совершении операции по его счету.

     Второй, третий и четвертый экземпляры заявления  через РКЦ направляются в банк поставщика, где:  
- второй экземпляр, снабженный подписью должностных лиц и печатью банка плательщика, используется для депонирования средств на счете “Аккредитивы”; 
- третий экземпляр вручается поставщику и служит основанием для отгрузки товаров; 
- четвертый экземпляр используется в качестве лицевого счета поставщика по данному аккредитиву по балансовому счету.

     Реестр  счетов-фактур представляется поставщиком  банку в трех экземплярах, из которых: 1-й экземпляр используется в качестве основания для списания средств со счета и зачисления их на расчетный счет поставщика, 3-й экземпляр выдается поставщику с распиской банка в приеме документов, 2-й экземпляр с приложением товарно-транспортных документов и отметкой об использовании аккредитива (в полной или частичной сумме) отсылается банку плательщика для вручения последнему и одновременно отражается по расходу внебалансового счета “Аккредитивы к оплате”.

     Если  условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то покупатель должен представить в банк поставщика:

     - свой паспорт или заменяющий  его документ;

     - заполненную карточку образцов  подписей;

     - командировочное удостоверение или доверенность, выданные организацией, открывшей аккредитив (см. Приложение 4). 
 
 
 

    1. Вексельная  форма расчетов

     Вексельная  форма расчетов представляет собой  расчеты между поставщиком и  плательщиком за товары и услуги с  отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа - векселя.

     Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной  законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать  от должника уплаты обозначенной в  векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные3 (см. Приложение 5).

     Существует  четыре способа установления срока  платежа по векселю:

1) срок  на определенный день. Выражается  в виде записи “обязуюсь заплатить  (число)“;

2) срок  по предъявлении - подлежит оплате в день предъявления к платежу. Максимальный срок, который устанавливается для предъявления векселя к платежу, - один год со дня выписки; 

Информация о работе Формы безналичных расчетов