Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 22:52, реферат

Описание

Актуальность выбранной мной тематики работы не вызывает сомнения и обусловлена тем фактом, что реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и обстоятельств, характерных для современных рыночных условий развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.

Содержание

Введение 1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» 2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности 3. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению 4. Система методических указаний и рекомендаций Заключение Список литературы

Работа состоит из  1 файл

бух. учет.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ  Введение 1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»  2. Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности 3. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению 4. Система методических указаний и рекомендаций Заключение Список литературы  Введение  Актуальность выбранной мной тематики работы не вызывает сомнения и обусловлена тем фактом, что реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и обстоятельств, характерных для современных рыночных условий развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.  Одна из основных задач процесса реформирования – создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.  Кроме того, система нормативного регулирования экономики современной России должна представлять собой некий компромисс между системой регулирования, адекватной уже сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной регламентации и наличии подробного инструктивного материала [1 Богаченко В. М., Кирилиова Н.А. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – Ростов Н/Д: Феникс, 2003. – С.11].  Вопросы методологии и организации бухгалтерского учета в Российской Федерации, как известно, регламентируются Министерством Финансов Российской Федерации.  В настоящее время в России формируется четырех уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.  Первый уровень – Закон о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. До принятия этого закона действовало Положение о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации.  Второй уровень – система национальных бухгалтерских стандартов – положений по бухгалтерскому учету. В настоящее время утверждены и действуют положения:  - «Учетная политика предприятия»;  - «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»;  - «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте».  Третий уровень – различного рода методические указания, например, учитывающие отраслевую специфику.  Четвертый уровень – внутренние рабочие документы предприятия. Разработка нормативных актов четвертого уровня входит в компетенцию руководства организации. Основное условие – содержание рабочих документов не должно противоречить нормативным актам более высокого уровня.  Кроме того, в п.3 раздела 1 «Общие положения» Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации говорится: «Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета, самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования; определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а так же технологию обработки учетной информации; разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля; формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам» [2 п.3 раздела 1 «Общие положения» Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации].  В связи с этим целью данной работы является освещение вопроса системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России на современном этапе, рассмотрение и изучение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, а также разработка рекомендаций по совершенствованию нормативного регулирования учета.  В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:  - охарактеризовать Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; - проанализировать Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;  - исследовать План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению; - подвергнуть анализу систему методических указаний и рекомендаций.  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»  Закон «О бухгалтерском учете» определяет на самом высоком государственном уровне нормы, которыми обязаны руководствоваться во всех вопросах бухгалтерского учета и отчетности руководители организаций, бухгалтеры и иные должностные лица.  Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому, трудовому и хозяйственному праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является надежной правовой базой для совершенствования бухгалтерского учета в России в соответствии с потребностями развития рыночных отношений, международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности [3 Сафронова Н. Г. Бухгалтерский финансовый учет. М: ИНФРА-М, 2003. – С.56].  К основным задачам бухгалтерского учета Закон относит, во-первых, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей — руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и т.п. Во-вторых, бухгалтерский учет и отчетность должны обеспечить необходимую информацию для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, их целесообразностью и эффективностью, наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами. Третья задача предполагает предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость организации.  Содержание и последовательность изложения основных задач бухгалтерского учета совершенно определенно указывает приоритеты и назначение информации, формируемой в системе бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность призваны удовлетворять потребность управляющих и собственников, а также инвесторов и кредиторов в необходимой для них финансовой информации.  Налоговая отчетность, составленная с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского и налогового учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская и налоговая отчетность, существенно отличаются: бухгалтерская отчетность формируется на базе обобщенной информации бухгалтерских данных; налоговая отчетность - из данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета и в регистрах налогового учета.  В Законе не сказано о том, что бухгалтерский учет содержит информацию, используемую для расчета налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения должна представляться соответствующим налоговым органам.  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам России с другими государствами. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.  Федеральные органы утверждают обязательные для всех организаций на территории России:  - Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; - Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы учета хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности;  - Методические указания и рекомендации по вопросам бухгалтерского учета. Закон «О бухгалтерском учете» определяет также перечень отдельных нормативных документов, которые утверждаются руководителями, ответственными за организацию бухгалтерского учета.   2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности  Согласно данному Положению руководство организаций, в том числе и Фонда социального страхования РФ, самостоятельно определяет форму и методы бухгалтерского учета, отчетности и внутреннего контроля, выделяет на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения, исполнительные органы и другие обособленные подразделения, входящие в состав организации.  Положением предусматривается ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с утвержденными Минфином России Планами счетов бухгалтерского учета для коммерческих организаций, бюджетных и других учреждений. Необходимо обеспечивать последовательное применение избранной учетной политики от одного отчетного года к другому; полностью отражать в учете все хозяйственные операции, осуществленные в данном отчетном периоде, включая результаты проведения инвентаризаций; правильно относить доходы и расходы к отчетным периодам, разграничивать в учете текущие издержки на эксплуатационную деятельность и затраты на капитальные вложения и иные инвестиции [4 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.].  Данные, регистрируемые на счетах бухгалтерского учета, должны быть обоснованы первичными учетными документами, составленными в момент совершения хозяйственной операции, а если это невозможно — сразу после ее окончания.  Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций, как предписывает Положение, проводится по первоначальной стоимости путем суммирования фактических расходов в денежном выражении. Применение других видов оценок допускается только в случаях, предусмотренных законодательством.  Принципы оценки, принятые в Положении, полностью соответствуют международной практике. Так, финансовые вложения, материальные ресурсы и нематериальные активы принимаются на учет в сумме фактических затрат, связанных с их приобретением. Фактическая стоимость материальных ресурсов, списываемых в расходы, может быть определена: по средней фактической себестоимости закупок, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).  Незавершенное производство, переходящее на следующий отчетный период, оценивается по нормативной либо по плановой производственной себестоимости или только по себестоимости, включающей прямые статьи расходов, либо по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается по фактическим производственным затратам.  Готовая продукция оценивается по фактической, нормативной или плановой производственной себестоимости либо по себестоимости, включающей прямые статьи расходов.  Покупные товары отражаются в учете по фактической стоимости покупки либо по продажным ценам. В балансе их остатки всегда показываются по стоимости их приобретения. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в балансе по полной фактической, нормативной либо плановой себестоимости (как принято учетной политикой).  Положение исходит из принципа осмотрительности при оценке любых материальных оборотных активов. Если цена на них в течение отчетного периода снизилась либо некоторые из них морально устарели или частично утратили свое первоначальное качество, эти материальные ценности должны отражаться в отчетном бухгалтерском балансе по ценам возможной реализации, если они ниже их первоначальной стоимости.  В соответствии с принципом осмотрительности организация может создавать резерв сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями. Кроме того, создаются оценочные резервы в случае обесценения свободно котирующихся на фондовых биржах ценных бумаг, приобретенных организацией (если их стоимость оказалась ниже стоимости приобретения). Задолженность по займам и кредитам отражается с учетом причитающихся к оплате процентов на отчетную дату. Сумма начисленных процентов относится к прочим расходом и учитывается на счетах финансовых результатов.  В целях более точного распределения по отчетным периодам расходов и доходов, Положение предусматривает возможность учета расходов будущих периодов, резерва предстоящих расходов и доходов будущих периодов на соответствующих счетах.  Положение прямо не провозглашает, но фактически исходит из принципа, что бухгалтерский учет осуществляется на действующем предприятии, не собирающемся прекращать свои операции в обозримом будущем. Все амортизируемое имущество отражается в отчетном балансе по остаточной стоимости, исчисленной с учетом амортизационных отчислений. Накопления в виде нераспределенной прибыли отражаются в балансе как часть собственного капитала.  В Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) определено, что избранная учетная политика применяется организацией последовательно, в течение всего срока её функционирования. Все элементы, составляющие учетную политику, выбираются организацией самостоятельно, но после их утверждения они применяются в организации в течение отчетного года без изменений по инициативе организации.  С введением в учетную практику Положения «Учетная политика организации» российская система бухгалтерского учета перешла на использование международных бухгалтерских принципов.  В Положении по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94) определено, что подрядчик может применять два метода определения финансового результата в зависимости от принятых форм определения дохода: либо по отдельным выполненным работам, либо по объекту строительства.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000) регулирует особенности бухгалтерского учета имущества (активов) и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Особенности заключаются в необходимости пересчета стоимости этих объектов учета в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте.  Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методологические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с её требованиями; отчетной информации для иных специальных целей.  В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) установлены правила их оценки при принятии на учет, при списании на затраты организации и, как следствие, - на конец отчетного периода. Избранные организацией способы и методы оценки закрепляются в учетной политике.  В Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) установлены основные правила оценки основных средств при их принятии к учету, правила расчета амортизации для целей бухгалтерского учета, особенности проведения и отражения в учете переоценки основных средств, выбытия и иных случаев движения. Избранные организацией способы и методы закрепляются в учетной политике.  В Положении по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) отмечено, что существенное событие, произошедшее после отчетной даты, подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его результата для организации. Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. Существенность события, произошедшего после отчетной даты, организация определяет самостоятельно, исходя из требований Положения.  Последствия события после отчетной даты отражаются в бухгалтерской отчетности организации путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах, либо путем раскрытия соответствующей информации в пояснительной записке к годовому отчету. При составлении бухгалтерской отчетности организация оценивает последствия события после отчетной даты и отражает их в денежном выражении, для чего составляется специальный расчет, подтвержденный соответствующими данными. При этом события после отчетной даты отражаются в синтетическом и аналитическом учете заключительными учетными записями отчетного периода до утверждения годовой бухгалтерской отчетности.  Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01) определяет порядок отражения в бухгалтерской отчетности организаций, кроме кредитных, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, условных фактов хозяйственных деятельности. Условным фактом считается такой факт, последствия которого, а также и вероятность их появления в будущем, не определены, так как проявление такого факта зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. При этом последствия условного факта могут оказать существенное влияние на оценку финансового положения организации и других показателей деятельности организации пользователями бухгалтерской отчетности.  Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах организаций, кроме кредитных и страховых, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации. В Положении приведена классификация доходов организации для целей бухгалтерского учета, в соответствии с которой целесообразно организовать аналитический учет доходов. Кроме того, в Положении рассмотрен порядок признания доходов и правила раскрытия информации о доходах в бухгалтерской отчетности.  Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах организаций, кроме кредитных и страховых, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации. В Положении приведена классификация расходов организации для целей бухгалтерского учета, в соответствии с которой целесообразно организовать аналитический учет расходов. Кроме того, в Положении рассмотрен порядок признания расходов и правила раскрытия информации о расходах в бухгалтерской отчетности.  Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000) устанавливает порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности акционерного общества, кроме кредитных организаций, информации об аффилированных лицах, которыми признаются юридические или физические лица,  способные оказывать влияние на деятельность организации (взаимозависимые лица). В бухгалтерской отчетности раскрываются данные об операциях между организацией и аффилированными лицами. Это могут быть любые операции по передаче каких-либо активов или обязательств между организацией и аффилированным лицом.  Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000) устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности организаций, кроме кредитных. При этом информацией по сегменту считается информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях через установленный перечень показателей бухгалтерской отчетности организации. Информация может формироваться по операционному, географическому или отчетному сегментам. По каждому из указанных сегментов может формироваться информация о доходах, расходах и финансовых результатах сегмента, а также об активах и обязательствах сегмента. Положение определяет порядок выделения, представления и состава информации по сегментам.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) устанавливает правила отражения в учете организации государственной помощи. Определен круг организаций, которым может быть предоставлена государственная помощь, цели, на исполнение которых поступает государственная помощь.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) устанавливает правила отражения в учете операций с нематериальными активами. Дается определение нематериальных активов, состав этих объектов учета, правила формирования в учете информации о стоимости данных активов при их принятии к учету, при начислении амортизации по нематериальным активам.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) устанавливает правила учета кредитов и займов в денежной форме, так и товарных и коммерческих кредитов. Товарный кредит – это предоставление на возвратной основе материальных ценностей; коммерческий кредит – это отсрочка или рассрочка оплаты материальных ценностей, предоставляемая поставщиками. Кроме того, кредиты и займы учитываются по срокам их погашения (краткосрочные и долгосрочные). Положение устанавливает также порядок отражения в учете затрат, связанных с получением заемных средств, и процентов по ним.   3. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению  План счетов или счетный план - это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, необходимых для учета хозяйственных операций в соответствии с их экономическим содержанием.  Все счета в нем сгруппированы по экономически однородным признакам в девять разделов. Отдельно перечислены забалансовые счета.  Каждый счет имеет двухзначный шифр, наименование синтетического счета. Большинство счетов имеет субсчета, которые называются счетами второго порядка. Субсчета имеют однозначный шифр и наименование. Применение шифров позволяет быстрее составлять бухгалтерские проводки, облегчает заполнение учетных регистров и применение вычислительной техники для обработки учетной информации.  Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.  По Плану счетов бухгалтерского учета бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.  На основе Плана счетов бухгалтерского учета организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.  План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).  Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.  Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).  Действующий План счетов бухгалтерского учета применяется с 2001 года как переходный к рыночной экономике. В нем раскрыты посредством организации системы бухгалтерских счетов принципы и правила, содержащиеся в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. План счетов бухгалтерского учета содержит перечень счетов и субсчетов синтетического учета, применяемых для текущего бухгалтерского учета хозяйственных операций. Счета являются обязательными для применения, а субсчета используются по мере надобности. Предприятия имеют право уточнять содержание отдельных из них, исключать или объединять, а также вводить новые субсчета. Поскольку субсчета в Главную книгу предприятия можно вводить в виде отдельных рубрик, они могут выступать самостоятельными счетами. Это правило делает систему счетов гибкой, способной адаптироваться к любым новым объектам бухгалтерского учета [5 Андросов А.М. Л.З. Шнейдман, О.М. Островский. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2002. – С.258].  Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета определяет основные методические принципы и порядок ведения бухгалтерского учета. В ней раскрыты экономическая характеристика, структура и назначение отдельных счетов и субсчетов, отражаемые на них хозяйственные операции.  4. Система методических указаний и рекомендаций  Третий уровень включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России:  - «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», раскрывающий особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации от 28.07.95 г. № 81;  - «О порядке публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28.11.96 г. № 101;  - «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. № 112;  - «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 13.01.2000 г. №4н; - «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» от 28.06.2000 г № 60н.  Переходный период реформирования экономики выявил избыточность объема показателей ранее действующих типовых форм бухгалтерской отчетностей для субъектов малого предпринимательства и недостаточность их для крупных и крупнейших организаций. Поэтому впервые в российской практике государство отказалось от централизованного утверждения типовых форм бухгалтерской отчетности и перешло к рекомендуемым формам. Эти условия предоставляют организациям возможность самостоятельно формировать отчетные показатели для внешних пользователей с соблюдением общих требований к бухгалтерской отчетности, с учетом специфики их деятельности, отраслевой принадлежности, а также иных факторов, влияющих на итоговую информацию о финансовом положении, финансовых результатах и изменении финансового положения. При этом ПБУ4/99, а также Международные стандарты финансовой отчетности отмечают, что упор должен делаться на пояснительную записку — текстовую часть бухгалтерской отчетности, а не на отчетные формы, как это было в планово регулируемой экономике.  Постановления правительства Российской Федерации, Госкомстата России и других правительственных органов устанавливают принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке нормативных документов третьего и четвертого уровней.  Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ), начиная с 1997 года, осуществляет программу по унификации форм первичной учетной документации. В рамках этой программы издано ряд Постановлений об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету различных объектов: труда и его оплаты, основных средств, нематериальных активов, материалов и т.д.  В соответствии с требованиями Налогового кодекса Правительством Российской Федерации разработана Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Необходимость разработки данного документа продиктована нормами главы 25 Налогового кодекса РФ, ст.258. С 01.01.20002г. все организации и учреждения рассчитывают амортизацию, принимаемую для целей налогообложения, исключительно в соответствии с данным документом. Классификация, утвержденная Постановлением Правительства от 01.01.2002г №1, используется также для целей бухгалтерского учета.  Изменения в системе общественных отношений в России, а также гражданско-правового пространства функционирования экономических субъектов потребовали реформирования российской системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Программа реформирования была разработана в начале 1998 года и утверждена Постановлением правительства РФ от 06.03.98г. № 283.  В связи с введением в России обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд социального страхования РФ разработал Порядок подтверждения основного вида деятельности страхования для определения класса профессионального риска отрасли экономики, в рамках которой осуществляется основная деятельность страхователя. Указанный Порядок утвержден Постановлением Фонда социального страхования РФ от 06.02.2002г. № 12.  Система методических указаний и рекомендаций состоит из нормативных документов двух групп. К первой группе относятся документы, разработанные с целью развития и дополнения содержания отдельных ПБУ, которые являются обязательными для всех. Вторую группу методических указаний и рекомендаций образуют документы, призванные конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями деятельности организаций.  К первой группе нормативных документов относятся методические указания и рекомендации, разработанные Минфином РФ, МНС РФ и др.  В первую очередь необходимо остановиться на Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина от 13.06.95 № 49). В этом документе установлен порядок назначения, проведения и документального оформления инвентаризации, выведения её результатов и их отражения в учете.  Такой же статус (Методические указания) имеют ряд документов, уточняющих отдельные нормы действующих на сегодняшний день ПБУ.  Большую часть нормативных документов этой группы составляют Методические рекомендации по применению глав 21 – 25 Налогового кодекса. Разработка документов этой группы вызвана необходимостью разъяснения положений этих глав Налогового кодекса, устанавливающих правила определения налоговой базы и расчета суммы соответствующих налогов. Ко второй группе нормативных документов относятся Методические рекомендации по учету в Фонде социального страхования Российской Федерации и его исполнительных органах.  В соответствии с требованиями гл.25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» разработаны методические рекомендации по формированию регистров налогового учета (Система налогового учета Фонда социального страхования Российской Федерации). Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации обо всех хозяйственных операциях, приводящих к возникновению доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы отчетного периода.  В последнюю группу представленных в сборнике нормативных документов входят Письма Минфина РФ, МНС РФ и других уполномоченных органов, в которых даются разъяснения по отдельным вопросам, вызывающим наибольший интерес или требующим уточнения.  Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей. [6 Сафронова Н. Г. Бухгалтерский финансовый учет. М: ИНФРА-М, 2003. С.146]   Заключение  Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского учета – это самонастраивающаяся система, принципы построения которой позволяли бы ей, во-первых, органично совершенствоваться с развитием экономических отношений в стране, во-вторых, обеспечивать интересы и потребности в достоверной финансовой информации различных групп пользователей.  Итак, в Российской Федерации создана четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации.  В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определяется роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности.  Второй уровень. К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете». Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности.  Третий уровень регулирования включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровней.  Четвертый уровень составляют методические указания и рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, обязательств, других хозяйственных операций. Рекомендации призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные документы по ведению первичной документации, бухгалтерской регистрации и обобщению данных.  Нормативные документы четвертого уровня не являются обязательными для всеобщего применения. Их назначение иное – определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов.  Документы этого уровня, которые формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации, предусмотрены статьей 6 Закона «О бухгалтерском учете».  Изложенная структура нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой продуманную систему нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности.  Таким образом, основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете — обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.


Информация о работе Федеральный закон «О бухгалтерском учете»