Цели, задачи, принципы, организация внешнего и внутреннего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы является как изучение теории, так и практики внутреннего и внешнего аудита. Определение проблемных вопросов и путей их решения.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с целями, принципами и задачами внутреннего и внешнего аудита;
изучить методику проведения внешнего аудита;
изучить систему организации внутреннего контроля;
провести аудиторскую проверку ООО «Белгородгеология».

Содержание

Введение …………………………………………………..…………………3
Организационно - экономическая характеристика ООО «Белгородгеология» …………………………………………………….......4
Экономическая сущность внутреннего и внешнего аудита ……....8
2.1.Внутренний аудит ……………….………………………….......8
. Внешний аудит …………..…………………………………….10
3. Планирование и подготовка внешнего аудита ………..……………....12
3.1. Разработка программы и стратегии внешнего аудита...……...12
3.2. Понятия уровня существенности …………………..………….14
3.3. Оценка риска во внешнем аудите…………..…………………18
Система организации внутреннего аудита на предприятии ……….22
Заключение ……………………………………………………………… ..30
Список используемой литературы ….………

Работа состоит из  1 файл

курсовик Аудит .doc

— 368.50 Кб (Скачать документ)
     
    1. Внешний аудит

     Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

     Выполнение  такой независимой экспертизы деятельности хозяйствующего субъекта предполагает одновременно и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии предприятия, повышению эффективности его хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.

       Объектом внешнего аудита является  деятельность конкретного хозяйствующего  субъекта.

       Цели внешнего аудита определяются интересами заказчиков, которыми могут быть как государственные органы, так владельцы средств и фондов. Если государственные органы интересуют результаты социально-экономических программ, то владельцы средств и акций в большей мере обращают внимание на вопросы эффективности заключаемых исполнительной властью сделок, рационального использования денежных и товарно-материальных запасов, эффективности управленческой системы принадлежащей им компании, а также на другие специальные вопросы.

       Основные задачи внешнего аудитора: оценка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности, проверка достоверности их данных, выражение о них мнения заказчику, защита прав собственности.

       Внешний аудит регламентируется  юридически и позволяет внешним  пользователям  наблюдать и потенциально контролировать деятельность хозяйствующего субъекта и его руководства. Статус внешних аудиторов определяет требования их ответственности за свой отчет, критерии, на которых этот отчет базируется, полномочия проверяющих, правила их назначения и отстранения, уровень их квалификации, размер вознаграждения и нормы поведения. Внешние аудиторы осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами аудита и основными принципами аудита.

     Результаты  проведения внешнего аудита аудиторами или аудиторскими фирмами оформляются путем составления и представления письменного заключения о состоянии учета, внутреннего контроля в проверяемых организациях, а также о достоверности годового отчета. Могут быть также оформлены заказчику различные проекты, схемы, бизнес-планы, справки и т.п., в зависимости от поставленной цели.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Планирование  и подготовка внешнего аудита
 

     3.1 Разработка программы  и стратегии внешнего  аудита

     Аудиторская организация должна начинать планировать  аудит до написания письма о проведении  аудита и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

     При планировании аудита аудиторской организации  следует выделить следующие основные этапы:

  1. Предварительное планирование аудита.
  2. Подготовка и составление общего плана аудита.
  3. Подготовка и составление программы аудита.

     На  этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной  деятельностью экономического субъекта и иметь информацию:

  • о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
  • о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

     Аудитору  также следует ознакомиться:

  • с организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
  • видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
  • структурой капитала и курсом акций;
  • технологическими особенностями производства продукции;
  • уровнем рентабельности;
  • порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
  • существованием дочерних и зависимых организаций;
  • организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля.

     Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

     Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться: устав экономического субъекта; документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее; бухгалтерская отчетность, контракты, договоры, соглашения экономического субъекта, внутренние отчеты аудиторов, консультантов и др.

     На  этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает  возможность проведения аудита. В  случае, если аудиторская организация  считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

     Аудиторские фирмы до начала проверки обязаны составлять общий план и программу аудита.

     В общем плане аудиторская организация  должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения.

     На  базе общего плана аудита в аудиторских  фирмах разрабатывают программу  аудита, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

     Первоначальный  вариант программы передается для  согласования руководству экономического субъекта, по желанию которого в  нее могут быть внесены соответствующие  изменения и коррективы. Такие  изменения могут вноситься в ходе проведения аудита. Это бывает вызвано необходимостью расширения круга вопросов, подлежащих проверке и другими причинами.

     Таким образом, окончательный вариант  программы аудита может быть подготовлен  только на стадии оформления предоставления аудиторского заключения. При этом программа аудита содержит отчет об основных этапах проверки. Программа аудита дебиторской и кредиторской задолженности на ООО «Белгородгеология» представлена в  Приложении 1.

     На  стадии планирования и подготовке аудита на этапе разработки общего плана аудиторам необходимо дать предварительную оценку существенности и аудиторского риска.

     3.2 Понятие уровня  существенности

     Нахождение  уровня существенности регламентируется Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите» (в ред. Постановления правительства РФ от 7 октября 2004г. №532).

     Целью оценки существенности нарушений является установление максимально допустимого  искажения информации (обнаруженной ошибки) в финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые не приводит к неверным решениям.

     Существенность  имеет две стороны: качественную и количественную.

     С качественной точки зрения аудитор  должен определить, носят ли существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершения проверяемой организацией финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в России. Качественным нарушение может считаться, если оно непосредственно не влияет на суммовое выражение сторон и итоговых показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     Количественные  нарушения приводят к искажению  показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности в денежном выражении. Количественное выражение существенности называется уровнем существенности.

     Уровень существенности определяется величиной максимально допустимой ошибки в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, наличие которой не оказывает влияния на экономические решения пользователя бухгалтерской отчетности, принимаемые на основе этой отчетности.

     Значение  этого понятия сводится к тому, что существенность не предполагает обязанности аудитора проверить бухгалтерскую отчетность организации и дать заключение о ее достоверности с точностью до единицы измерения, в которой эта отчетность составлена. Кроме того, существенность не может выражаться в постоянно существующей абсолютной цифре. В каждом конкретном случае для каждой организации существенность может быть различной.

     Аудитору  также следует принимать во внимание существенность:

  • при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур;
  • оценке последствий искажений.

     Определение границ существенности относится к области профессионального суждения аудитора и устанавливается им самим для каждого клиента конкретно с учетом объема и специфики его деятельности.

     Граница существенности может быть определена на основании использования следующих показателей годового отчета:

  • прибыль от продаж (форма №2, строка 050);
  • выручка (нетто) от продаж товаров, продукции, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) (форма№2, строка 010);
  • валюта баланса (форма№1);
  • капитал (форма №1, итого раздела III пассива баланса);
  • себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (форма №2, строка 020 далее себестоимость).

     Аудитор может использовать для расчета уровня существенности все указанные показатели, так и частично в любом сочетании, исходя из данных отчетности, по усмотрению аудитора.

     Из  перечисленных показателей годового отчета для определения границ существенности в различных отраслях целесообразно применять показатели, классифицированные по отраслям деятельности и приведенные в таблице 2. 

     Таблица 2

     Базовые показатели для определения  существенности

Отрасль Показатель  границ существенности
Легкая  и пищевая промышленность Выручка
Торговля (оптовая и розничная) Выручка
Транспорт Стоимость основных средств
Нефте- и газодобывающая промышленность Стоимость основных средств
Инвестиционные  институты Прибыль до налогообложения
Малые предприятия Сумма баланса
Бюджетные организации (при привлечении аудиторов) Процент от суммы  инвестирования
 

     Многие  аудиторские фирмы дают своим  аудиторам инструкции по определению  границ существенности, в которых  ориентированными являются следующие  величины, приведенные в таблице 3. 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3

     Величины  для определения границ существенности

Показатель Предварительное суждение о существенности, %
Минимум Максимум
Выручка 0,2 0,5
Результат хозяйственной деятельности:

до уплаты налогов

после уплаты налогов

 
2

4

 
5

7

Стоимость основных средств 1 1,5
Сумма баланса 0,5 1
Сумма финансирования (в бюджетных организациях) 1,5 2

Информация о работе Цели, задачи, принципы, организация внешнего и внутреннего аудита