Автор работы: 7******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:01, курсовая работа
В условиях рыночной экономики и перехода к ней, предприятие самостоятельный элемент экономической системы взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации.
Введение
В условиях рыночной экономики и перехода к ней, предприятие самостоятельный элемент экономической системы взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.
Базой 
для принятия управленческих решений 
на предприятии является информация экономического 
характера. Сам процесс принятия решений 
можно разделить на три этапа: планирование 
и прогнозирование, оперативное управление, 
контроль (финансовый анализ) деятельности 
предприятия. Решения принимает не только 
администрация организации, но и другие 
внешние пользователи экономической информации 
заинтересованные стороны, находящиеся 
за пределами фирмы и нуждающиеся в информации 
для принятия решений в отношении данного 
предприятия. Внутренние пользователи 
оперируют учетной информацией, внешние 
данными финансовой отчетности организации. 
И те и другие данные формируются в процессе 
бухгалтерского учета предприятия. 
Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку платёжеспособности предприятия обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.;
рентабельности; степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.
В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является
одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее
синтезированную 
и обобщенную информацию, а также основой 
объективной оценки хозяйственной деятельности 
предприятия, базой текущего и перспективного 
планирования, действенным инструментом 
для принятия управленческих решений. 
 
 
 
 
1.1 Понятие и сущность бухгалтерской отчётности
Отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
Отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
Пользователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Бухгалтерская, финансовая отчётность - совокупность итоговых данных
бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.
Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным
Минфином 
и Госкомстат РФ. Единая система показателей 
отчетности организации  
позволяет составлять отчетные сводки 
по отдельным отраслям, экономическим  
районам, республикам и по всему народному 
хозяйству в целом.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, ут-
верждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная 
бухгалтерская отчетность включает:  
~ форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;  
~ форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
     Кроме 
указанных форм в составе промежуточной 
бухгалтерской отчетности организации 
могут представлять иные отчетные формы 
“Отчет о движении денежных средств и 
др.”, а также пояснительную записку, входящие 
в состав годовой отчетности. 
Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 07.05.2003 г. № 38н включает:
бухгалтерский 
баланс — форма № 1;  
отчет о прибылях и убытках - форма № 2;  
отчет об изменениях капитала — форма 
№ 3;  
отчет о движении денежных средств — форма 
№ 4;  
приложение к бухгалтерскому балансу 
— форма № 5
специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами
Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик итоговую часть аудиторского заключения.
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.
Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить
аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.
Некоммерческие 
организации имеют право не представлять 
в составе годовой бухгалтерской отчетности 
“Отчет о движении денежных средств форма 
№ 4” , а также при отсутствии соответствующих 
данных “Отчет об изменениях капитала” 
форма № 3 и Приложения к бухгалтерскому 
балансу форма № 5. Общественные организации 
объединения, не осуществляющие предпринимательскую 
деятельность и не имеющие кроме выбывшего 
имущества оборотов по продаже товаров, 
работ, услуг промежуточную бухгалтерскую 
отчетность не составляют продаже товаров, 
работ, услуг промежуточную бухгалтерскую 
отчетность не составляют. 
Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не
представляют 
отчеты об изменениях капитала и о движении 
денежных средств  
(формы № 3 и 4), приложение к бухгалтерскому 
балансу (форма № 5) и пояснительную записку. 
 
1.2 Источники информации, необходимой для финансового анализа
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия связан с обширной информации, характеризующей самые разнообразные аспекты функционирования предприятия. Чаще всего эти сведения сосредоточены в документах финансовой отчетности, аудиторских заключениях, оперативном бухгалтерском учете и других источниках.
Баланс — главная форма бухгалтерской отчетности. Он показывает состояние
активов предприятия и источники их формирования на определенную дату. В финансовом анализе принято различать бухгалтерский (брутто) баланс и аналитический (нетто) баланс. Отличия нетто баланса состоят в коррекции отдельных статей бухгалтерского баланса с учетом отличий бухгалтерских оценок от рыночных. Отчет о финансовых результатах (форма №2) содержит информацию о процессе формирования и использования прибыли за определенный период времени. Данные формы, №2 объединяют показатели баланса на начало и конец отчетного периода. Отчет о движении денежных средств (форма №4) отражает остаток денежных средств на начало года, поступления и расход в течение года, остаток на конец года.
Приложение к балансу (форма №5) включает девять разделов, отражающих
движение собственного и заемного капиталов, дебиторской и кредиторской задолженности и др.
     Аудиторские 
заключения готовят внешние аудиторы 
независимые, лицензированные организации 
и внутренние аудиторы (ревизионные комиссии, 
избранные из числа работников предприятия 
или акционеров в соответствии с уставом). 
Независимые аудиторы дают заключение 
об объективности бухгалтерской отчетности, 
ее соответствии нормам и правилам бухгалтерского 
учета. Если аудитор находит нарушения, 
искажающие реальные финансовые результаты, 
то в аудиторское заключение включаются 
рекомендации по их устранению. 
 
 
1.3 Бухгалтерский баланс предприятия
Баланс предприятия состоит из двух частей. В первой части показываются активы, во второй — пассивы предприятия. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Называется эта сумма валютой баланса. По каждой строке баланса предприятия заполняются две графы. В первую графу заносится финансовое состояние на начало отчетного года (вступительный баланс), а во вторую графу — на конец года (заключительный баланс).
Баланс предприятия составляется исключительно на основе сальдового баланса или главной книги бухгалтерского учета.
В ПБУ “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99) указаны числовые показатели, которые должен содержать бухгалтерский баланс.
Числовые 
показатели бухгалтерского 
баланса              
                              
| Статьи | Группа статей | Статьи | 
| АКТИВ | ||
| Внеоборотные активы | Нематериальные   активы  | 
  Организационные 
  расходы, патенты, лицензии, товар-  ные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные права и активы Деловая репутация организации.  | 
| Основные   средства  | 
  Земельные участки 
  и объекты природопользования   здания, машины, оборудование и другие основные средства. Незавершенное строительство.  | |
| Финансовые   вложения  | 
  Инвестиции 
  в дочерние общества. Инвестиции в за-  висимые общества. Инвестиции в другие организации. Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев. Прочие финансовые вложения  | |
| Оборотные активы | Запасы | Сырье, материалы 
  и аналогичные ценности Затраты в   незавершенном производстве (издержках обращения). Готовая продукция, товары для перепродажи и товары, отгруженные. Расходы будущих периодов  | 
| Начисленный налог на добавленную стоимость на остаток имущества | ||
| Дебиторская   задолженность  | 
  Покупатели и заказчики. 
  Векселя к получению. За-  долженность дочерних и зависимых обществ. Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал. Авансы выданные. Прочие дебиторы  | |
    ' 
Суммы дебиторской задолженности, платежи 
по которой ожидаются в течение 12 месяцев 
(включительно) после отчетной даты и свыше 
12 месяцев после отчетной даты, должны 
показываться по каждой статье раздельно.