Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация.
Решение поставленной задачи возможно лишь на основе изучения практического осмысления функционирования казахстанских, а также зарубежных банков и внедрения наиболее прогрессивных, рациональных форм и  методов работы на практике.
3
Введение
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация.
Решение поставленной задачи возможно лишь на основе изучения практического осмысления функционирования казахстанских, а также зарубежных банков и внедрения наиболее прогрессивных, рациональных форм и методов работы на практике.
В последние годы идет бурный процесс формирования финансовых рынков – денежного рынка и рынка капиталов. Развития последнего невозможно без совершенствования двуединого, взаимосвязанного процесса мобилизации сбережений и инвестирования средств. Сбережения представляют собой разность между доходами и потреблением.
Инвестиции – вложения средств с целью получения дохода. Формы инвестирования сбережений могут быть различными: прямое вложение средств в производство и косвенное, когда между владельцами сбережений и их конечным «потреблением» выступают те или иные финансовые посредники. Важно, чтобы в конечном счете вложенные средства выступали как фактор, способствующий развитию производства и оздоровлению экономики.
Выполнение банковских операций с широкой клиентурой – важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую кредитную систему.
Известно, что ведущие коммерческие банки Казахстана стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.
Эффективная гибкая система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики.
Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.
На ряду с выполнением традиционных банковских услуг населению – привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения – современные банковские институты в нашей стране начинают выполнять также электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.
Значение активизации роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.
3
Глава 1. Виды банков второго уровня.
Все банки, функционирующие в Казахстане, кроме Национального банка РК, представляют собой второй уровень банковской системы и поэтому получили название «банки второго уровня».
Юридической основой деятельности банков второго уровня Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г. №2443.
В соответствии с Законом банк второго уровня в Казахстане является юридическим лицом, осуществляющим независимо от собственности, коммерческую деятельность, основная цель функционирования которого – получение прибыли.
Банки второго уровня вправе открывать свои дочерние банки, филиалы и представительства как на территории Казахстана, так и за его пределами.
Банки второго уровня  | 12.98  | 12.99  | 12.00  | 12.01  | 12.02  | 01.03  | 07.03  | 
Государственные  | 1  | 1  | 1  | 2  | 2  | 2  | 2  | 
Межгосударственные  | 1  | 1  | 1  | 1  | -  | -  | -  | 
С участием иностранного капитала 
  | 23  | 22  | 16  | 16  | 17  | 17  | 16  | 
Из них: со 100%/свыше 50%  | 8/10  | 10/8  | 9/7  | 9/6  | 9/6  | 9/7  | 10/4  | 
Дочерние  | 11  | 12  | 12  | 11  | 11  | 11  | 10  | 
Деятельность банков регулируется Конституцией и Законодательством Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Национального банка РК.
Список банков второго уровня на 01.08.2003.[1]
ОАО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»
ОАО «Заман-Банк»
ОАО «ВАЛЮТ-ТРАНЗИТ БАНК»
ОАО «Казкоммерцбанк»
ОАО «Наурыз Банк Казахстан»
ЗАО ДБ «ТАИБ Казахский Банк»
ОАО «Цесна Банк»
ОАО «Совместный Банк «ЛАРИБА-Банк»
ОАО «Демир Казахстан Банк»
ОАО «Темірбанк»
ЗАО «Алаш-банк»
ОАО «Нурбанк»
ОАО «Данабанк»
ЗАО «Казахстан-Зираат Интернешнл Банк»
ЗАО «Торгово-промышленный банк Китая в г. Алматы
ЗАО ДБ «Банк Китая в Казахстане»
ОАО «Международный банк «Алма-Ата»
ОАО «TexaKaBank»
ОАО «СЕНИМ-БАНК»
ОАО «Индустриальный Банк Казахстана»
ОАО «Нефтебанк»
ОАО «Казахстанский Интернациональный Банк»
ЗАО «ДАБ «АБН АМРО Банк Казахстана»
ЗАО «Эксимбанк Казахстан»
ОАО «ДБ «Альфа банк»
ЗАО «Евразийский банк»
ОАО «Алматинский торгово-финансовый банк»
ОАО «Банк Туран Алеем»
ОАО «Банк Каспийский»
ЗАО «Ситибанк Казахстан»
ОАО «Банк ЦентрКредит»
ЗАО ДБ «HSBC Банк
Количество действующих банков и их филиалов, зарегистрированных в областях Казахстана на этот год, представлены в таблице 1. Таблица состоит из данных о банках и их филиалов по всей Республике Казахстан.
3
Таблица 1.
Область  | 01.03  | 02.03  | 03.03  | 04.03  | 05.03  | 06.03  | 07.03  | |||||||||||||||||||||
банк  | филиал  | банк  | филиал  | банк  | филиал  | банк  | филиал  | банк  | филиал  | банк  | филиал  | банк  | филиал  | |||||||||||||||
Акмолинская  | 0  | 24  | 0  | 24  | 0  | 24  | 0  | 24  | 0  | 24  | 0  | 24  | 0  | 22  | ||||||||||||||
г. Астана  | 2  | 16  | 2  | 16  | 2  | 16  | 2  | 16  | 2  | 16  | 2  | 15  | 2  | 15  | ||||||||||||||
Актюбинская  | 0  | 20  | 0  | 20  | 0  | 20  | 0  | 21  | 0  | 21  | 0  | 21  | 0  | 20  | ||||||||||||||
Алматинская  | 0  | 23  | 0  | 23  | 0  | 23  | 0  | 23  | 0  | 23  | 0  | 23  | 0  | 23  | ||||||||||||||
г. Алматы  | 29  | 21  | 29  | 22  | 29  | 21  | 27  | 22  | 26  | 22  | 26  | 22  | 26  | 22  | ||||||||||||||
Атырауская  | 1  | 18  | 1  | 18  | 1  | 18  | 1  | 18  | 1  | 18  | 1  | 18  | 1  | 19  | ||||||||||||||
Восточно-Казахстанская  | 0  | 42  | 0  | 41  | 0  | 39  | 0  | 39  | 0  | 39  | 0  | 39  | 0  | 38  | ||||||||||||||
Жамбылская  | 0  | 18  | 0  | 18  | 0  | 19  | 0  | 19  | 0  | 19  | 0  | 19  | 0  | 18  | ||||||||||||||
Карагандинская  | 1  | 30  | 1  | 30  | 1  | 30  | 1  | 30  | 1  | 30  | 1  | 30  | 1  | 32  | ||||||||||||||
Кызылординская  | 0  | 18  | 0  | 18  | 0  | 19  | 0  | 18  | 0  | 18  | 0  | 18  | 0  | 16  | ||||||||||||||
Костанайская  | 1  | 31  | 1  | 31  | 1  | 31  | 1  | 30  | 1  | 29  | 1  | 29  | 1  | 29  | ||||||||||||||
Мангистауская  | 1  | 15  | 1  | 15  | 1  | 15  | 1  | 15  | 1  | 15  | 1  | 15  | 1  | 16  | ||||||||||||||
Павлодарская  | 2  | 24  | 2  | 25  | 2  | 24  | 2  | 25  | 2  | 25  | 2  | 25  | 2  | 24  | ||||||||||||||
Северо-Казахстанская  | 0  | 22  | 0  | 22  | 0  | 22  | 0  | 22  | 0  | 22  | 0  | 22  | 0  | 20  | ||||||||||||||
Западно-Казахстанская  | 0  | 19  | 0  | 19  | 0  | 19  | 0  | 19  | 0  | 19  | 0  | 19  | 0  | 18  | ||||||||||||||
Южно-Казахстанская  | 1  | 26  | 1  | 26  | 1  | 26  | 1  | 26  | 1  | 26  | 1  | 26  | 1  | 25  | ||||||||||||||
Всего по
республике 38 367 38 368 38 366 36 367 35 365 35 365 35 357
3
Глава 2. Функции коммерческих банков.
Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов.
Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиентов. В основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности.
К основным традиционным услугам в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов.
Сегодня универсальные банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. В то же время другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг.
Сеть коммерческих банков способствует становлению денежного рынка, экономической основой которого является наличие временно свободных средств у юридического и физического лица, а также государства и использование их на удовлетворение их на удовлетворение краткосрочных потребностей экономики и населения.
Коммерческие банки практически занимаются всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.
Банки могут выполнять следующие функции:[2]
 Привлечение депозитов на платной основе;
 Ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, их кассовое обслуживание;
 Предоставление юридическим и физическим лицам краткосрочных и долгосрочных кредитов на условиях возвратности, срочности и платности;
 Финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;
 Выпуск собственных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, депозитных сертификатов, акций и других долговых обязательств) в порядке, предусмотренном законом;
 Покупку, продажу и хранение платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;
 Выдачу поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
 Приобретение права требования поставок товара и оказания услуг, принятие риска исполнения таких требований и инкассации этих требований (факторинг);
 Оказание брокерских услуг по банковским операциям, выступать в качестве агента клиентов по риску;
 Услуги по хранению документов и ценностей для клиентов (сейфовый бизнес);
 Финансирование коммерческих сделок, в т.ч. без права продажи (форфейтинг);
 Доверительные операции по поручению клиентов (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами);
 Оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью;
 Осуществление лизинговых операций.
При наличии специальной лицензии Нацбанка банки могут осуществлять другие банковские операции, в т.ч. проведение операций с иностранной валютой; привлечение денежных вкладов населения; оказание услуг по пересылке денег (инкассация).
Сгруппируя эти функции коммерческих банков, можно укрупнить их таким образом:
Аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений (депозитные операции);
Кредитование экономики и населения (активные операции);
Организация и проведение безналичных расчетов;
Инвестиционная деятельность;
Прочие финансовые услуги клиентам.
Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал – одна из старейших функций банков. Аккумулируемые банком свободные денежные средства юридических и физических лиц, с одной стороны, принесет их владельцам доход в виде процента, а с другой – создают базу для проведения ссудных операций. Сконцентрированные сбережения могут быть использованы на различного рода экономические и социальные нужды. Именно с помощью банков происходит сосредоточение денежных средств и превращение их в капитал.