Аудит в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:52, доклад

Описание

Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг. Это означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли (в соответствии с ГК), как и любые другие предпринимательские структуры.

Работа состоит из  1 файл

audit-2.doc

— 63.50 Кб (Скачать документ)

Понятие аудита

 

    Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг. Это означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли (в соответствии с ГК), как и любые другие предпринимательские структуры.

    Аудит (аудиторская проверка) – независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций. Независимость аудиторов и аудиторских фирм при проведении проверки – это ключевой принцип проведения аудита (закон содержит достаточно детальную расшифровку данного понятия).

    Объектом  аудита могут выступать не только организации, но и индивидуальные предприниматели, так как закон не предусматривает  различий между ними при выделении  критериев обязательности аудита.

    Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.

    Аудитором является физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора. При этом необходимо наличие безупречной деловой репутации, подтвержденной рекомендациями не менее трех аудиторов, и отсутствие судимости. Он вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (индивидуального аудитора). Индивидуальный аудитор вправе проводить аудит, кроме обязательного аудита и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

    Аудиторская организация –  коммерческая организация, осуществляющая аудиторские  проверки и оказывающая  сопутствующие аудиту услуги.

    Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

    Аудиторская организация может быть создана  в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

    Аудиторы  и аудиторские организации должны быть членами в одном из саморегулируемых объединений и быть включенными  в Единый реестр аудиторов и аудиторских  фирм. Только после выполнения всех этих условий можно осуществлять аудиторскую деятельность и оказывать сопутствующие услуги, связанные с выражением мнения, в противном случае деятельность считается незаконной, со всеми вытекающими из этого последствиями. Это же правило распространяется на все коммерческие организации, использующие в своем названии слово «аудиторская» и все производные от слова «аудит».

    Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях  аудируемых лиц и лиц, которым  оказывались сопутствующие аудиту услуги.

    Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Обязательная  аудиторская проверка

 

    Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.

    При проведении обязательного аудита аудиторская  организация обязана страховать риск ответственности за нарушение  договора.

Этапы аудиторской проверки

 

    В общем виде этапы аудиторской  проверки могут быть представлены в  следующем виде.

    Планирование (предварительный этап):

    1) знакомство с клиентом:

    а) понимание деятельности экономического субъекта;

    б) тестирование системы бухгалтерского учета;

    в) тестирование системы внутреннего контроля;

    2) расчет уровня существенности и приемлемого аудиторского риска;

    3) работа по организации аудита;

    4) разработка и согласование общего плана и программы аудита;

    5) подписание договора на аудиторскую проверку.

    Сбор  аудиторских доказательств (рабочий этап):

    1) получение надлежащих аудиторских доказательств;

    2) проведение детального комплекса тестов внутреннего контроля;

    3) процедуры проверки по существу:

    а) детальные тесты;

    б) аналитические процедуры;

    в) оценка прогнозной информации;

    4) уточнение приемлемого уровня аудиторского риска, существенности;

    5) документирование аудиторских процедур.

    Завершение  аудита (завершающий этап):

    1) завершение подготовки рабочей документации;

    2) информирование руководства аудируемого лица о выявленных нарушениях в системе бухгалтерского учета;

    3) расчет степени влияния выявленных и неисправленных аудируемым лицом искажений на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    4) формирование мнения аудитора и подготовка итоговых документов:

    а) подготовка отчета для аудируемого лица;

    б) подготовка и представление аудиторского заключения;

    5) подписание акта приема-сдачи выполненных работ. 

Планирование  аудита

 

    Вопросы по планированию аудита рассмотрены  в Федеральных стандартах аудита, применяющихся в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Цель Федеральных стандартов аудита – установление общих требований и предоставление руководящих указаний по планированию аудита бухгалтерской отчетности. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).

    Планирование  аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

    Затраты времени на планирование работы зависят  от масштабов деятельности аудируемого  лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также  знания особенностей его деятельности.

    Получение информации о деятельности аудируемого  лица – важная часть планирования работы, помогающая аудитору выявить  события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

    Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы  общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения  эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

    Планирование  аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. 

Аудиторский риск и его оценка

 

    Одной из основных задач аудитора является получение достаточных доказательств для выражения мнения о том, что бухгалтерская отчетность, по которой составляется аудиторское заключение, составлена в соответствии с общепринятой практикой и принципами и не содержит каких-либо существенных недостатков или неточностей.

    Принимая  во внимание тот факт, что аудитор  не подтверждает каждую заключенную  клиентом сделку, он не может сделать  больше, чем просто выразить мнение с определенным уровнем уверенности  в его правомерности. Всегда существует определенный риск того, что какая-либо существенная неточность не была обнаружена.

    Предпринимательский риск в аудите заключается в том, что аудитор может не получить планируемый доход от проверки, получить сумму меньше планируемой, понести  убытки из-за некачественной проверки. Он также может быть определен как опасность предъявления претензий клиентами и другими сторонами, заинтересованными в результатах аудита, и опасность возникновения финансовых потерь от занятий аудиторской деятельностью.

    В системе регулирования аудиторской  деятельности данный вопрос рассмотрен в Федеральном стандарте аудита № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

    Аудиторский риск означает риск, что аудитор выразит несоответствующее аудиторское мнение в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения. При этом аудиторский риск включает три компонента: неотъемлемый риск, риск системы контроля и риск необнаружения.

    Риск  аудитора (аудиторский риск) также  означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признает, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет. Он является критерием качества работы аудитора, в основе оценки его лежит их профессиональное мнение. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.

    Неотъемлемый  риск выражает вероятность наличия ошибок в системе бухгалтерского учета до проверки их системой внутреннего контроля. Зависит от отраслевых особенностей, редких, нетипичных операций экономического субъекта.

    Риск  системы контроля выражает вероятность наличия существенных ошибок в системе бухгалтерского (финансового) учета после проверки их системой внутреннего контроля, т. е. фактически означает оценку аудитором эффективности работы системы внутреннего аудита (контроля) на предприятии. Он никогда не может быть абсолютно высоким, так как часть контрольных функций выполняется системой бухгалтерского учета на предприятии.

    Риск  необнаружения выражает вероятность необнаружения аудитором ошибок. Его составляющими могут быть:

    риск  анализа (опасность, что процедуры  анализа не выявят существенных ошибок);

    риск  при проверках по существу (опасность, что существенные ошибки не будут  выявлены в процессе выполнения процедур проверки);

    риск  выборочного исследования (опасность, что выборка операций для проведения проверки не отразит существенных ошибок).

    Аудитор обязан принимать во внимание, что  между уровнем существенности и  степенью аудиторского риска имеется  обратная зависимость:

    чем выше уровень существенности, тем  ниже общий аудиторский риск;

    чем ниже уровень существенности, тем  выше аудиторский риск.

    Уровень риска необнаружения напрямую связан с аудиторскими процедурами проверки по существу. В случае, если аудитору требуется снизить риск необнаружения, он обязан:

    модифицировать  применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменение их сути;

    увеличить затраты времени на проверку;

    повысить  объемы аудиторских выборок.

    При оценке рисков применяются следующие  градации: высокий, средний, низкий.

    Аудитор может принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках рисков, чем три вышеупомянутые, либо об использовании для оценки рисков количественных показателей (процентов или долей единицы).

Информация о работе Аудит в бухгалтерском учете