Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:47, курсовая работа
Цель  данной работы – изучение российского  законодательства в области аудита учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения экспертизы учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов, связанных с осуществлением данной проверки на примере ОАО «Нефть».
     Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
    * определить этапы аудиторской проверки учетной политики;
    * провести аудит учетной политики ОАО «Нефть»
    * сформировать план и программу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия;
    * рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств и их документирование;
    * обобщить результаты проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики.
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. Сущность экспертизы учетной политики и их нормативное правовое регулирование   5
      1.1 Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики5
      1.2 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики 6
      1.3 Методы проверок учетной политики организации 10
      1.4 Типичные ошибки в бухгалтерском учете учетной политики и бухгалтерской отчетности 12
Глава 2. Экспертиза учетной политики ОАО «Нефть»
         1. Характеристика ОАО «Нефть» и анализ его учетной политики15
         2. Аудиторская проверка учетной политики17
         3. Обобщение результатов проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ25
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ26
ПРИЛОЖЕНИЯ28
Отбор персонала в Обществе производится на конкурсной основе, большое внимание уделяется опыту работы, образованию, желанию работать в данной организации. Прием сотрудников производится на основе испытательного срока и выполнения вступительных тестов.
Планирование кадровой политики направлено на привлечение высококлассных специалистов и с целью раскрытия их творческого потенциала. Пенсионное и медицинское страхование работников осуществляется в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
     Организация 
оплаты труда производится в соответствии 
с действующим законодательством, Общим 
положением об оплате труда ОАО «Нефть» 
и коллективным договором. В Обществе 
применяются: повременная, сдельная система 
оплаты труда. Оплата может производиться 
за индивидуальные и коллективные результаты 
работы. 
     2.2 
Аудиторская проверка 
учетной политики 
Учетная политика Общества разработана на основе Положения по учетной политике ОАО «Нефть+», его дочерних обществ и организаций, утвержденной приказом ОАО «Нефть+» от 28 декабря 2008 г. № 247, и утверждена приказом Общества от 31 декабря 2008 года № 759-П.
Активы и обязательства оценены в отчетности по фактическим затратам. Исключение составляют:
В учетной политике отмечено, что текущий бухгалтерский учет ведется отделом бухгалтерского учета и отчетности. Причем у каждого из сотрудников бухгалтерской службы имеется свой участок работы. Возглавляет бухгалтерскую службу – начальник отдела.
В учетной политике Общества перечислены все унифицированные и «внутрифирменные» формы с учетом требования Закона о бухучете, которые будет использовать бухгалтерия.
В Обществе бухгалтерский учет автоматизирован и ведется в компьютерной программе 1С: Предприятие 8.
Порядок учета ОС, НМА отражен в специальных разделах учетной политики. Для проверки правильности бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов, введенных в эксплуатацию с 01 января 2009 года были предоставлены следующие документы :
В отчетном периоде Общество не производило переоценку основных средств.
В составе коммерческих расходов отражены расходы на продажу.
Величина уставного капитала соответствует установленной в Уставе Общества.
В соответствии с Уставом Обществом сформирован резервный капитал в размере 5% от уставного капитала.
Общество создает резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждений по итогам работы за год основному управленческому персоналу – участникам программы «Управление по целям».
 
Таблица 1
Анализ учетной политики
| № п/п | Элемент учетной политики | Нормативная база | Допустимые варианты | Вариант закрепленный в учетной политике | Примечание (описание нарушений, выводы аудитора) | 
| 1. | Порядок организации бухгалтерского учета | Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ | а)бухгалтерская 
  служба;
   б)бухгалтер; в) специализированная организация по договору; г) руководитель.  | 
  Бухгалтер | Полное соответствие | 
| 2. | Формы первичных учетных документов | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ № 34-н от 29.07.98 г.). | а) унифицированные 
  формы;
   б) специализированные формы.  | 
  Хозяйственные операции оформляются первичными документами унифицированных форм | Соответствует | 
| 3. | Перечень лиц, 
  имеющих право подписи в  | 
  Законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно. | Приводится в приложении к учетной политике. | Соответствует | |
| 4. | График документооборота | Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ | Формируется организацией самостоятельно. | Формируется самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике. | Нарушение срока сдачи документов в бухгалтерию | 
 
Для проверки правильности бухгалтерского учета материальных запасов за январь 2010 года были предоставлены следующие документы :
     Оприходование 
материалов осуществляется на основании 
счетов-фактур и накладных по фактической 
стоимости с использованием 10/5 счета. 
Движение документируется требованиями-накладными 
на внутреннее перемещение. Материалы 
при их постановке на учет оцениваются 
в сумме фактических затрат по их приобретению. 
Оценка материально-производственных 
запасов при их выбытии производится по 
способу средней себестоимости, кроме 
МПЗ в отношении которых выполняются условия 
п. 4 ПБУ 6\01 и стоимостью не более 20 000 рублей, 
списание которых производится по себестоимости 
каждой единицы, что соответствует учетной 
политики учреждения. 
 
     
2.3 Обобщение результатов 
проверки организации 
бухгалтерского учета 
и учетной политики 
В целом аудиторская проверка учетной политики ОАО «Нефть» », выявила следующее:
1) Относительно сроков эксплуатации объектов основных средств, которые устанавливаются службами учреждения на основе Постановления Правительства РФ “О классификации основных средств” от 01.01.2002г. №1. Согласно ему, предприятия имеют некоторую вариантность в определении сроков полезного использования, так, электронно-вычислительная техника (включая персональные компьютеры и оргтехнику) отнесены в третью группу амортизационного имущества (от 3 до 5 лет включительно). Если судить по тенденции развития рынка IT-технологий, вычислительной техники, то даже три года – достаточно большой срок, несущий за собой огромный моральный износ для основных средств данного типа. Вопрос в том, как наиболее оптимально их списывать. Существуют несколько способов:
     Наибольший 
эффект получается при использовании 
способа 1, если установлены минимальные 
сроки, но применение его ограниченно 
законодательно. Следовательно, учреждению 
предстоит выбор среди 
Вывод данного раздела: по результатам расчетов для учреждения ОАО «Нефть» в целях налогового и бухгалтерского учета по некоторым группам объектов ОС необходимо установление минимальных сроков эксплуатации для обеспечения большего соответствия физического износа моральному в объективных условиях использования. Предприятию следует начислять амортизацию для целей налогового учета линейным методом, но при минимально установленных сроках полезного использования основных средств. Однако, необходимо оценить финансово-экономический эффект данных изменений элементов учетной политики.
При аудите организации бухгалтерского учета проверяется также и организация первичного учёта.
Проверяя расчеты, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях, при необходимости запросить в банках копии документов.
При проверке своевременности и правильности отражения операций по реализации было установлено, что отражение операций по предоставлению услуг покупателям и заказчикам ведется без нарушением учетной политикой предприятия. При автоматизации бухгалтерского учета в распоряжении аудитора кроме первичных документов имеется электронная версия журналов хозяйственных операций и база данных, предусмотренная данной компьютерной программой.
При проверки первичной документации по расчетам с постащиками и подрядчиками, выявлено:
Таблица 2
Проверка оформления первичной документации
| Дата проверки | Наименование первичного документа | Дата документа | Номер документа | Содержание хозяйственной операции | Заключение аудитора | 
| 04.04.09 | Акт выполненных работ « Монтаж резервуаров » | 04.05.08 | 19 | Выставлен акт за выполненные работы, который подписан мастером, а не руководителем организации. | Первичный документ оформлен с нарушением приложения к учетной политике. | 
Отсутствует копия платежного поручения. Аудитор должен получить разъяснения по поводу данного обстоятельства у ответственного сотрудника аудируемого лица.
Таблица 3
Перечень отсутствующих первичных документов
| Даты, номера или иные идентификационные признаки отсутствующих первичных документов | Разъяснения уполномоченного лица | Признак наличия документов на конец проверки | 
| 1 | 2 | 3 | 
| Копия платежного поручения, подтверждающая оплату выставленного счета за выполненные работы №1426 от 10.09.07 | Утеряна | Заказана и получена из банка копия платежного поручения получена | 
На завершающем этапе аудиторской проверки аудитор обобщает всю полученную в ходе аудита информацию, обрабатывает ее и на этой основе формирует профессиональное мнение, то есть даёт рекомендации аудируемой организации по исправлению и улучшению ведения ее бухгалтерского учета и отчетности в целом.
     Аудитор 
составил рабочий документ, указанный 
в таблице 4, в котором указал все 
обнаруженные им искажения и дал 
рекомендации.