Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 20:01, курсовая работа
Цель  и задачи исследования. Целью диссертационного исследования являются разработка методики проведения аудита учетной политики и выработка рекомендаций по ее формированию и исполнению на предприятиях производственной сферы. 
В соответствии с этой целью в диссертации  были поставлены и решены следующие  взаимосвязанные задачи: 
• обосновать связь учетной политики со стратегией предприятия; 
• уточнить структуру учетной политики; 
• обосновать цель и задачи аудита учетной политики в разрезе ее аспектов, а также  влияние учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности; 
• разработать  методику внешнего аудита учетной политики в целях бухгалтерского учета  и налогообложения; 
• предложить внутренний стандарт аудиторской организации "Лудит учетной политики предприятий  производственной сферы;" 
• разработать  методику аудита, формирования и исполнения методического, организационного, технического, налогового и аналитического аспектов учетной политики на предприятиях производственной сферы.
Введение
 Глава  1. Учетная политика как системообразующий  фактор бухгалтерского учета  в организации
1.1 Учетная  политика в обеспечении потребности  пользователей экономической информации
1.2 Исходные  теоретические основы аудита  учетной политики
1.3 Влияние  учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности предприятия.
 Глава  2. Характеристика аспектов внешнего  аудита учетной политики
2.1 Процесс  планирования аудита учетной  политики
2.2 Аудит  обоснованности и рациональности  основных аспектов учетной политики
2.3 Аудит  соблюдения учетной политики  для целей налогообложения
 Глава  3. Аудит формирования и исполнения  учетной политики в области  организационного, технического и  аналитического аспектов
3.1 Содержание  внутреннего аудита учетной политики
3.2 Аудит  формирования организационного  аспекта учетной политики
3.3 Аудит  формирования технического и  аналитического аспектов учетной политики и их исполнения 
Заключение 
Список  использованных источников
Практическое 
значимость исследования определяется 
возможностью широкого использования 
в практике деятельности предприятий 
производственной сферы предлагаемой 
методики внутреннего и внешнего аудита 
учетной политики. 
Практическое 
значение, в частности, имеют: 
• рекомендации 
по дополнению рабочего плана счетов; 
• построение 
и регламентация деятельности финансово-бухгалтерской 
службы на предприятиях производственной 
сферы; 
• усовершенствования 
графика документооборота и графика 
учетных работ; 
• взаимоувязка 
элементов учетной политики и показателей 
бухгалтерской отчетности. 
Апробация 
и внедрение результатов. Основные 
положения диссертационного исследования 
отражены в опубликованных статьях, 
учебно-практическом пособии, докладывались 
и обсуждались на Второй Всероссийской 
научно-практической конференции, проходившей 
в г.Пензе в январе 2005 г. Некоторые выводы 
и положения диссертации применяются 
в учебном процессе при преподавании дисциплин 
"Аудит", "Бухгалтерский финансовый 
учет", "Бухгалтерский управленческий 
учет", что подтверждено актом о внедрении 
Самарской гуманитарной академии. 
Основные 
результаты исследования опубликованы 
в восьми работах общим объемом 
6,3 п.л. 
Методика 
аудита учетной политики апробированы 
и используются в практике работы 
предприятий производственной сферы: 
ОАО "Завод авиационных 
Структура диссертации. Цель и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа содержит таблицы, формулы, рисунки.
Заключение:  
Выводы 
аудитора по каждому разделу аудиторской 
программы, документально отраженные 
в рабочих документах, являются фактическим 
материалом для составления аудиторского 
отчета (письменной информации руководству 
экономического субъекта) и аудиторского 
заключения, а также основанием для 
формирования объективного мнения аудитора 
об учетной политики экономического 
субъекта. 
По окончании 
процесса планирования аудита общий 
план и программа аудита должны быть 
оформлены документально и 
На этапе 
планирования аудита определяется наличие 
и состав распорядительных документов 
по учетной политике предприятия 
производственной сферы. 
Опыт 
аудиторских проверок показывает, что 
в отдельных организациях не утверждается 
приказ (распоряжение) руководителя об 
учетной политике. Тем самым нарушается 
положение, что формирование учетной 
политики является обязательным для 
всех организаций независимо от организационно-правовых 
форм, а раскрытие учетной политики 
обязательно для всех организаций, 
публикующих свою бухгалтерскую 
отчетность [59, с. 104]. 
Отсутствие 
утвержденной руководителем учетной 
политики (основного внутреннего 
нормативного документа по бухгалтерскому 
учету) дает основание аудитору на начальном 
этапе проверки сделать вывод 
о недостаточном внимании руководства 
аудируемого предприятия к организации 
бухгалтерского учета и внутреннего аудита. 
Это, по нашему мнению, дает основание 
говорить об ограничении объема аудита 
и невозможности проведения проверки. 
Помимо 
приказа (распоряжения) об учетной политике 
аудитору необходимо проверить наличие 
других внутренних документов, регламентирующих 
бухгалтерский учет и налогообложение, 
которые также являются составляющими 
учетной политики организации. 
Обобщив 
практику предприятий производственной 
сферы, мы систематизировали составляющие 
учетной политики, рекомендованные 
ПБУ 1/98, Кензеевой И.А. [96, с. 54], Лапиной 
О.Г. [108, с. 581], дополнив их пунктами 3, 8, 
11, 12. 
1. Рабочий 
план счетов бухгалтерского 
2. Формы 
первичных документов для 
3. Формы 
документов для внутренней 
4. Порядок 
проведения инвентаризации 
5. Методы 
оценки активов и обязательств.
6. График 
документооборота и технология 
обработки учетной информации. 
7. Порядок 
контроля хозяйственных 
8. Порядок 
контроля исчисления и уплаты 
налогов. 
9. Положение 
о бухгалтерской службе 
10. Должностные 
инструкции работников 
11. Положение 
об отделе налоговых 
12. Должностные 
инструкции работников отдела 
налоговых начислений. 
Разработка 
и функционирование внутренних документов, 
дополнительно включенных в перечень, 
позволит достоверно оценить имущественное 
и финансовое состояние, денежный оборот 
или результаты деятельности организации. 
В процессе 
планирования аудита целесообразно 
провести предварительный анализ содержания 
утвержденных документов с целью 
оценить полноту отражения в 
них всех существенных элементов 
учетной политики. Такой анализ рекомендуется 
производить с учетом информации 
о специфике деятельности организации, 
полученной на этапе предварительного 
ознакомления с ней. Как показывает практика, 
в документах по учетной политике организаций, 
предоставляющих имущество за плату по 
договорам аренды, как правило, не содержится 
информации о том, признается ли аренда 
предметом деятельности организации или 
отражается как прочие доходы и расходы. 
Если аудитор обнаружил, что отдельные 
существенные элементы учетной политики 
не зафиксированы документально, то он 
может изменить свое мнение о достоверности 
информации, предоставляемой заинтересованным 
пользователям бухгалтерской отчетности. 
При формировании 
учетной политики организация должна 
раскрывать все способы бухгалтерского 
учета, существенно влияющие на оценку 
и принятие решений заинтересованными 
пользователями [59, с. 103]. На данном этапе 
аудитор также делает выводы о 
допустимости избранных вариантов 
с точки зрения нормативного регулирования 
бухгалтерского учета. 
Для проведения 
предварительного анализа учетной 
политики И.А. Кензеева предлагает использовать 
форму рабочего документа, позволяющего 
фиксировать содержание документов по 
учетной политике проверяемого экономического 
субъекта и их соответствие действующим 
нормативным актам [96, с. 55]. 
Целесообразнее 
отразить фрагмент рабочего документа 
в части учета основных средств 
в следующем рекомендуемом виде (таблица 
2.2). 
В соответствии 
с ПБУ 6/01 при принятии решения 
о переоценке группы объектов основных 
средств следует учитывать, что в последующем 
такая группа должна переоцениваться 
регулярно, чтобы стоимость входящих в 
эту группу объектов, по которой они отражаются 
в бухгалтерской отчетности, существенно 
не отличалась от текущей (восстановительной) 
стоимости. 
Исходя 
из ПБУ 1/98, решение проводить переоценку 
основных средств, равно как и 
отказ в дальнейшем от данного 
решения является изменением учетной 
политики организации. 
Рекомендуемая 
форма рабочего документа аудитора 
позволяет зафиксировать: полноту 
раскрытия в документации по учетной 
политике всех избранных вариантов 
организации и ведения 
Примером 
может служить встречающееся 
на практике ОАО «Завод авиационных 
подшипников» применение варианта единовременного 
списания без начисления амортизации 
объектов основных средств стоимостью 
до 20000 руб., в то время как положение 
по бухгалтерскому учету "Учет основных 
средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом 
Минфина России от 30.03.01 г. N 26н, с учетом 
изменений от 18.05.02 г., позволяет единовременно 
списывать на издержки производства объекты 
стоимостью не более 10 000 руб., что соответствует 
законодательству по налогообложению 
прибыли. В связи с этим применение установленного 
ранее предела стоимости "неамортизируемых" 
основных средств повышает трудоемкость 
учета и приводит к нежелательным 
Заключение 
Выполненное 
исследование аудита учетной политики 
и связанных с ней 
Первая 
глава связана с проработкой 
аспектов формирования и исполнения 
учетной политики и ее влияния 
на налоговые обязательства и 
показатели внешней бухгалтерской 
отчетности. 
Существование 
разных видов учета вызвано 
Постоянно 
изменяющиеся условия и требования 
рынка, рост конкуренции, инфляция заставляют 
организацию по-новому рассматривать 
к вопросам формирования и аудита 
учетной политики, поскольку это 
имеет не меньшее значение, чем: собственный 
производственный потенциал. Предприятию 
производственной сферы требуется 
учетная политика, способная обеспечить 
объективное влияние на информативность 
отчетных данных, гармонизацию интересов 
различных групп пользователей 
отчетности, оптимизацию налогообложения 
и решение других задач. 
В рамках 
учетной политики российские предприятия 
будут определять способ составления 
консолидированной 
Проведенный 
в исследовании анализ МСФО позволяет 
сделать вывод, что ряд стандартов 
предоставляет предприятиям возможность 
выбора порядка учета из нескольких 
альтернативных вариантов. Организации 
должны» внимательно подойти 
к определению учетной политики 
для подготовки вступительного бухгалтерского 
баланса по МСФО, осознав, как их 
выбор повлияет на него и на бухгалтерскую 
финансовую отчетность будущих периодов. 
В настоящее 
время понятие учетной 
До сих 
пор не разработан отдельный стандарт 
"Аудит учетной политики" на 
федеральном уровне, хотя ее отдельные 
положения нашли отражение в 
некоторых функционирующих 
В современной 
литературе по бухгалтерскому учету 
при рассмотрении учетной политики 
выделяют три основных аспекта ее 
формирования: методический, организационный 
и технический. Автор кроме обычных 
составляющих предлагает ввести два 
аспекта: налоговый и аналитический