Аудит дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является изучение аудита дебиторской задолженности.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета реализации продукции (работ, услуг);
- изучить учетные документы, которыми оформляется бухгалтерский учет реализации продукции (работ, услуг);
- рассмотреть аудиторские процедуры, используемые при аудите дебиторской задолженности (работ, услуг);
- проанализировать типовые ошибки, возникающие при формировании дебиторской задолженности (работ, услуг).

Содержание

1. Методика аудита дебиторской задолженности
1.1. Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета дебиторской задолженности
1.2. Учетные документы, которыми оформляется бухгалтерский учет расчетов с покупателями и дебиторская задолженность
1.3. Аудиторские процедуры, используемые при аудите дебиторской задолженности
1.4. Перечень типовых ошибок, возникающих при бухгалтерском учете дебиторской задолженности
2. Аудит дебиторской задолженности
2.1. Краткая характеристика субъектов и условий аудиторской проверки
2.2. Предварительное планирование аудита дебиторской задолженности
2.3. Планирование аудита дебиторской задолженности
2.4. Оформление результатов аудита дебиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Аудит дебиторской задолженности.doc

— 1,017.27 Кб (Скачать документ)

 

Установление существенности

Таблица 12

Балансовый   показатель

Значение показателя,

тыс. руб.

Уровень существенности,

%

Значение существенности, тыс. руб.

Прибыль

8883

5

86,05

Выручка, без НДС

55641

2

203,88

Валюта баланса

4086

2

216,6

Собственный капитал

104476

10

122,4

Общие затраты

 46758

2

169,46


 

Определение общего значения существенности по отношению ко всей финансовой отчетности методом среднего показателя:

Так как рассчитанные отклонения превышают нормативное значение (20%), то рассчитывается новое среднее арифметическое значение существенности, исключая показатели, отклоняющиеся от нормативного:

Так как дальнейшие расчеты произвести нельзя, устанавливается значение существенности, равное 165 тыс. руб.

Для определения существенности, относящейся к объекту исследования, необходимы дальнейшие вычисления:

      

 

Организация: ЗАО «Фирма «Мир»

Период: октябрь 2012 год.

 

Оценка внутреннего контроля

Составил: Сулейманова Л.М.

Дата: 3.10.2012г.  

 

 

 

 

Таблица 13                                                                                         

Проверяемые вопросы

Да

Нет

Комментарий

1

Имеется ли четкая структура управление предприятием

Х

   

2

Явно ли обозначены права и обязанности следующих органов:

- ревизионной комиссии

- администрации предприятия

- руководителей среднего звена

 

 

 

Х

Х

 

 

Х

 

3

Выделены ли предметы личной ответственности за совершаемую и контролируемую деятельность:

- в письменной форме

- известны ответственным лицам

 

 

 

Х

Х

   

4

Имеются ли рабочие расписания для выделения бухгалтерского учета

Х

   

5

Имеется ли эффективно работающий отдел внутреннего аудита

Х

   

6

Характеристики ревизионной комиссии предприятия:

- четкое распределение обязанностей

- наличие ресурсов (профессиональные контролеры и специалисты )и полномочий для выполнения обязанностей

- взаимодействие с внешними аудиторами

- частота совещаний ревизионных комиссий

- протоколы заседаний

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

Х

 

 

 

 

 

 

Х

      

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляется только при проведении внешних проверок

7

Осуществляет ли руководство предприятия проверки систем внутреннего контроля

Х

   

8

Позволяют ли должностные инструкции совершать персоналу функции внутреннего контроля :

- руководителям

- другим лицам, отвечающим за контроль

- бухгалтерскому персоналу

 

 

 

Х

Х

Х

 

   

9

Промежуточная бухгалтерская отчетность:

- составляется регулярно

- составляется время от времени

- составляется детализировано

 

 

Х

Х

   

10

Соблюдается ли распределение прав и обязанностей при отсутствии кого - либо из персонала из-за болезни, отпуска или недобора кадров

Х

   

11

Используют ли все члены персонала свое право на отпуск

Х

   

12

Распределены ли следующие функции:

- инициирование сделок

- подготовка  исходной документации

- договорная работа

- хранение активов

 

Х

Х

Х

Х

 

 

 
 

13

Соблюдение графиков предоставления отчетности

Х

 

Соблюдается четко, ведется контроль со стороны главного бухгалтера.

14

Составления приказа об учетной политики

Х

 

Учетная политика составляется своевременно. Соответствует видам и масштабам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

15

Обеспечена ли адекватная сохранность:

- наличных средств

- ценных документов(ценные бумаги на предъявителя, чеки, векселя):

- товарных запасов

- основных средств

 

Х

 

Х

Х

Х

   

16

Применяются ли соответствующие меры для предотвращения несанкционированного доступа к:

- офисам (секретари охрана, замки)

- бухгалтерской документации(сейфы, закрытые документы, система наблюдения)

- компьютерным установкам

- компьютерным программам, дискетам и другим средствам хранения информации

- нформации на жестких носителях (источники кодов, системная документация и базы данных)

 

 

 

Х

Х

 

 

Х

Х

 

 

Х

   

17

Разработана ли система процедур, обеспечивающая ограничения доступа к:

- бухгалтерским данным

- прикладным программам

- операционным системам

- входным системам

 

 

Х

Х

Х

Х

 

 

 

 

 

 

 
 
 

итого

   

93 балла.


 

Эффективность системы внутреннего контроля составляет 37 * 2,5 = 93 %

РК = 100% - 93% = 7%  -  т.к. проверка носит первоначальный характер, то РК необходимо установить выше 50%,  например в размере 70%.

 

Информация о состоянии дел  в отрасли  и на предприятии. Классификация общего внутреннего риска

Таблица 14

Фактор

Оценка надежности

 

Балл

1

2

3

1. Экономическая ситуация в отросли, в которой функционирует предприятие

Имеет признаки стабилизации

2

2. Уровень конкуренции в отросли

В отрасли существует здоровая конкуренция с определенными и устоявшимися сегментами

5

3. Законодательство и инструкции,  регулирующий основной вид деятельности

Законодательство и нормативные акты ясно и понятно описывают вид деятельности, но требуют большого профессионализма при пользовании

2

4. Использование новых технологий на предприятии

Предприятие использует новые технологии в традиционных для него видах деятельности

2

5. Местоположение предприятия

Предприятие находиться в селе аудитора

5

6. Разбросанность предприятия

Предприятие разбросано по территории села

2

7. Дочерние и зависимые предприятия

Предприятие не имеет дочерних и зависимых предприятий

5

8. Учет по подразделениям

Предприятие ведет централизованный учет, включая подразделения

5

9. Реорганизация и крупные продажи имущества

На предприятии не проводилось реорганизация или крупные продажи имущества за последние три года

5

10. Способность контроля собственниками

Акционеры - собственники способны осуществлять текущий контроль за деятельностью предприятия

5

11. Общественное мнение

Деятельность предприятия имеет  признанную социальную значимость

4

12. Экология

Деятельность предприятия не влияет отрицательно на экологию

4

13. Возможный конфликт интересов

Оплата руководства предприятием зависит от прибыли предприятия

1

14. возможность проникновения нелегального бизнеса

В отрасли нелегальный бизнес практически отсутствует

5

15. Судебное разбирательство

Судебные разбирательства могут носить экстраординарный характер

5

16. Налоговое бремя

Предприятие имеет налоговые льготы по своему виду деятельности

5

17. Зависимость от покупателей

Реализация продукции, услуг одному покупателю не превышает  5% от общего годового  оборота предприятия

5

18. Зависимость от поставщиков

Рынок поставщиков большой, среди поставщиков существует  здоровая конкуренция

5

19. Подверженность кражам

Продукция предприятия легко транспортируемая, но тяжело реализуется мелким оптом или в розницу

2

20. Формы расчетов

Расчет за наличные минимален, но существуют такие формы расчета, как бартер, трансферт и т.п.

4

21. Капитальные вложения

Предприятие осуществляет капитальные вложения, не превышающие амортизационные отчисления  и прибыль года, находящуюся  в распоряжении предприятия

3

22. Незавершенное производство и запасы

Оценка и инвентаризация запасов и незавершенного производства достаточно просты

5

23. Кредиты

Предприятию необходимы существенные кредиты или инвестиции для развития деятельности

2

24. Оборотный капитал. Ликвидность

Предприятие имеет достаточно оборотный капитал, но существуют проблемы ликвидности оборотного капитала в части, превышающей краткосрочные обязательства

2

25. Доходность

Предприятие имеет стабильный доход, но для деятельности характерны сезонные колебания

3

26. Ценные бумаги

Ценные бумаги не ликвидные

1

Результат фактического тестирования в баллах

 

89

Фактический внутренний риск, %

100 - ( 89 / 5 )

78%


 

ПАР = ВХР * РК * РН, где

ПАР - приемлемый аудиторский риск;

ВХР - внутрихозяйственный риск;

РК - риск контроля;

РН - риск необнаружения.

Оптимальный уровень внутрихозяйственного риска составляет  70%, приемлемый аудиторский риск  5 %. В нашем случае внутрихозяйственный риск равен 78 %. Необходимо определить приемлемый аудиторский риск (х):

70 % - 5 %

82 % - х %, отсюда х = (82 * 0,05)/70 = 5,86 ≈ 6%

ВХР - 78%

ПАР - 6%

РК - 70%

Риск необнаружения = 0,06/ (0,7 * 0,78) =10,99≈ 11%

2.4. Оформление результатов аудита дебиторской задолженности

 

Основная цель оценки системы внутреннего расчетов с поставщиками и подрядчиками - установить систему контроля, действующую в ЗАО «Фирма «Мир». Для достижения поставленной цели будет проверяться действующий контроль:

- за правильностью оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг;

- своевременностью погашения и правильностью отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

- правильностью оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

Оценку системы внутреннего контроля будет проводиться в три этапа.

1 этап - оценка контроля за первичным учетом расчетов с поставщиками и подрядчиками. Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на основании договоров купли-продажи, на поставку товаров, на оказание услуг, что соответствует главе 30 Гражданского кодекса РФ. Контроль за правильностью оформления и исполнения договоров осуществляет экономист ЗАО «Фирма «Мир».

В ЗАО «Фирма «Мир» действуют следующие виды договоров:

- по времени возникновения правоотношения: договора, вступающие в силу со дня подписания его сторонами и до полного исполнения обязательств,  договора с фиксированным сроком действия.

- в зависимости от типов возникающих обязательств: договор отпуска питьевой воды и прием сточных вод; договор хранения; договор поставки товаров; договора оказания услуг.

Все договора можно считать заключенными, так как присутствуют все необходимые атрибуты:

  • юридические адреса и платежные реквизиты сторон;
  • наименование товара, количество и ассортимент;
  • цена товара, порядок расчетов;
  • порядок поставки;
  • порядок приемки товара;
  • срок действия договора и порядок его расторжения;
  • состав услуг;
  • срок оказания услуг;
  • порядок расчетов.

Установлено, что в ЗАО «Фирма «Мир» осуществляется контроль за обязательными реквизитами первичных учетных документов, к которым относятся:

  • наименование документа; 
  • дата составления;
  • наименование организации,  от  имени  которой   составлен  документ;
  • содержание   хозяйственной  операции;
  • измерители   хозяйственной   операции  в   натуральном   и  стоимостном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных  за  совершение  хозяйственной  операции  и  правильность  ее  оформления,  личные подписи указанных лиц.                                     

Первичные    документы,    по    которым   данные  принимаются  к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по  содержанию (законность документированных  операций, логическая увязка отдельных показателей) бухгалтером и экономистом ЗАО «Фирма «Мир».                         

Первичные документы, рассмотренные в ходе проверки, соответствуют нормам гражданского законодательства, что позволяет сделать вывод о действующем внутреннем контроле в организации.

2 этап - оценка величины внутрихозяйственного и контрольного риска системы первичного учета на данном участке. Проводили оценку при помощи тестов.  При этом было установлено, что в качестве внутреннего контроля выступает инвентаризация расчетов с поставщиками и заказчиками, которая проводится 1 раз в квартал перед составлением годовой и промежуточной отчетности. При этом сверяются взаиморасчеты с поставщиками и подрядчиками посредством подписания актов взаиморасчетов, выполненных работ и услуг. По выверенным данным осуществляется контроль за полнотой отражения в бухгалтерском учете дебиторской и кредиторской задолженности. Это сводит к минимуму внутрихозяйственного и контрольного риска системы первичного учета на данном участке.

Для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами применяется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № инв-17). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается в комиссии. По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов прикладывается справка (приложение к форме N ИНВ-17), которая является основанием для составления Акта по форме № инв-17. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.

Обоснованность расчетов с подрядчиками за выполненные работы подтверждена помимо заключенных договоров наличием актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур, товарных накладных.

3 этап - проверка внутреннего контроля за первичными товаросопроводительными документами. Движение  товара от  поставщика в ЗАО «Фирма «Мир» оформляется  товаросопроводительными   документами,   предусмотренными   условиями  поставки товаров и правилами  перевозки грузов (накладной, товарно  -  транспортной накладной, счетом или  счетом  - фактурой).  Накладная выступает  как  приходным, так и  расходным товарным документом,  выписывается  материально  ответственным  лицом  при  оформлении отпуска товаров со  склада,  при  принятии  товаров  в  организации. В накладной  указывается  номер   и  дата   выписки;  наименование   поставщика  и  покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в  единицах),  цена  и  общая  сумма  (с  учетом  налога  на добавленную  стоимость)  отпуска  товара.   Накладная  подписывается   материально  ответственными  лицами,  сдавшими  и  принявшими  товар  и заверяется  круглыми  печатями  организаций  поставщика  и получателя.

Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке  товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная  состоит  из  двух  разделов:  товарного  и  транспортного.  В  зависимости  от  особенностей  товаров  к  товарно-транспортной  накладной   могут  прилагаться  другие  документы,  следующие  с  грузом. 

Счет  -  фактура  выписывается  в  тех  случаях,  когда  перечень отгруженных  товаров  велик.  Счет  -  фактура является для организации  приходным  товарным  документом  и   выступает основанием для оплаты поступившего товара.

Для  оплаты  поступающих  товаров  может  быть  использован счет, содержание  которого  аналогично  счету  - фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию  товара и является основанием  для оплаты товара.

Оприходование  поступивших   товаров  оформляется   путем  наложения   штампа   на   сопроводительном   документе:   товарно-транспортной накладной, счете -  фактуре, счете и других  документах,  удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.

Контроль за перечисленными операциями осуществляет бухгалтерия и экономист.

Если  товары получает  материально ответственное  лицо вне склада ЗАО «Фирма «Мир», то  необходимым документом является  доверенность, которая  подтверждает  право   материально  ответственного  лица   на получение товара.

Информация о работе Аудит дебиторской задолженности