Аудит бухгалтерской отчётности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:20, курсовая работа

Описание

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

Глава 1. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ……………………….4

1.1. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности ………………………...4

1.2. Действия аудитора при обнаружении нарушений требований нормативных актов……………………………………………………………... ………………11

1.3. Ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности……... 14

Глава 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ …………………………………………………………………………………….15

2.1. Источники информации и методы аудиторской проверки……………... 15

2.2. Этапы аудита бухгалтерской отчетности ………………………………...16

2.2.1. Ознакомительный этап………………………………………………….. 16

2.2.2. Основной этап……………………………………………………………. 17

2.2.3. Заключительный этап……………………………………………………. 18

2.3. Техника аудита бухгалтерской отчётности……………………………… 19

2.4. Программа аудиторской проверки ………………………………………...20

2.5. Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчётности…………………………………… ………………………………….22

Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………… 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...…………………..33

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………...34

Работа состоит из  1 файл

курсовая по аудиту.docx

— 63.35 Кб (Скачать документ)

1. Аудиторская  организация не несет ответственности  за невыполнение руководством  экономического субъекта и его  экономическими и производственными  подразделениями требований нормативных  актов РФ. Ответственность за  соблюдение установленных этими  актами норм и правил несет  руководство экономического субъекта. В ходе проверки аудитор должен  исходить из того, что экономический  субъект руководствуется в своей  деятельности установленными нормативными  актами до тех пор, пока не  получит доказательств противного.

2. При проверке  соблюдения нормативных актов  экономическим субъектом аудитор  должен установить:

а) обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;

б) привлекаются ли специалисты аудиторских и  юридических организаций для  получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению  и применению хозяйственного и иного  законодательства Российской Федерации;

в) разработаны  ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и визирования, совершаемых хозяйственных  и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;

г) применяются  ли меры воздействия (и какие) на персонал экономического субъекта при несоблюдении требований нормативных актов;

д) осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с  обязательным участием юриста, а также  с выработкой решения по отражению  планируемой сделки в учете и  порядка ее налогообложения.

Проверка аудитором  соответствия деятельности экономического субъекта требованиям нормативных  актов:

1. При планировании  аудиторской проверки аудитор  должен, исходя из особенностей  проверяемого экономического субъекта, определить требования законодательства, которым должна удовлетворять  деятельность этого субъекта, а  также получить достоверное представление  о том, в какой степени экономическим  субъектом выполняются эти требования.

2. Аудитор должен  обратить особое внимание на  такие нормативные акты, невыполнение  которых может стать причиной  прекращения или приостановления  деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:

а) изучить имеющуюся  информацию и нормативно - правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

б) получить у  руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения  выполнения требований нормативных  актов;

в) обсудить спорные  вопросы, неоднозначно решенные в нормативных  актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской  проверки, с руководством экономического субъекта;

г) проверить  наличие документов о регистрации  экономического субъекта, необходимых  лицензий и других документов, без  которых проверяемый экономический  субъект не вправе осуществлять хозяйственную  и финансовую деятельность.

3. Как и в  других вопросах, в части, касающейся  проверки соблюдения экономическим  субъектом требований нормативных  актов, аудитор должен планировать  и проводить аудит с достаточной  степенью профессионального скептицизма. 

4. Аудитор должен  иметь в виду, что при проведении  аудиторских проверок существует  риск не обнаружения, несмотря  на то, что проверка качественно  спланирована и квалифицированно  проведена в соответствии с  требованиями правил (стандартов) аудиторской  деятельности. Вероятность этого  риска значительно возрастает  при наличии следующих факторов:

а) значительного  количества нормативных актов, имеющих  непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых  и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего  контроля;

б) ограниченности систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, которые не могут отразить всю хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;

в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля у экономического субъекта;

г) получения  аудитором большинства сведений от экономического субъекта, которые  носят не объективный (доказательный), а информативный характер.

5. При выяснении  аудитором того, выполняет ли  экономический субъект требования  нормативных актов, аудитор при  необходимости может использовать  в ходе проверки экспертов,  владеющих юридическими и другими  специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной  компетенции аудитора. При этом  необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

6. Аудитор должен  добиваться того, чтобы руководство  экономического субъекта принимало  меры по выявлению, предупреждению  и устранению нарушений требований  нормативных актов, которые могут  исказить бухгалтерскую отчетность  экономического субъекта.

При проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы пользуются следующими законодательными и нормативными актами:

Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности»  №119-ФЗ от 07.08.2000 г. (с изм. и доп. от 14.12.2001, 30.12.2001)

Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ (Приказ Минфина  РФ №34н от 29.07.98 г.)

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина  РФ №94н от 31.10.2000 г.)

Методические  указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.95 г.)

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ №43н от 06.07.99 г.)

Методические  рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» (Приказ Минфина РФ №60н  от 28.06.2000 г.)[5] 
 
 
 

1.2. Действия аудитора при обнаружении нарушений требований нормативных актов.

1. При обнаружении  аудитором фактов невыполнения  экономическим субъектом требований  нормативных актов, он должен  более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены  нарушения, а также оценить,  как повлияют выявленные нарушения  на достоверность бухгалтерской  отчетности.

2. При оценке  влияния выявленных нарушений  на достоверность бухгалтерской  отчетности аудитор должен учесть  возникновение таких последствий,  как: 

а) взыскание  с проверяемого экономического субъекта штрафных санкций в проверяемом  отчетном периоде;

б) появление  угрозы отчуждения имущества, стоимостная  оценка которого отразится на структуре  имущества проверяемого субъекта;

в) прекращение  деятельности экономического субъекта;

г) появление  сомнений в правдивости и достоверности  данных, отраженных в бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

3. Аудитору необходимо  учесть, что к нему могут быть  применены меры ответственности  в случае сокрытия им обнаруженных  фактов, подтверждающих наличие  состава преступления в действиях  (бездействии) экономического субъекта. При наступлении подобных обстоятельств  аудитору следует руководствоваться  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности "Действия аудитора  при выявлении искажений бухгалтерской  отчетности", а также целесообразно  получить консультацию у юриста  о возможных последствиях.

4. Когда получить  информацию о действительном  или предполагаемом нарушении  требований нормативных актов  невозможно, аудитор должен реально  оценить влияние отсутствия необходимых  документов на достоверность  выводов, содержащихся в аудиторском  заключении.

5. Аудитору следует  учесть влияние невыполнения  требований нормативных актов  экономическим субъектом на другие  аспекты аудита, в особенности  на достоверность сведений, представленных  руководством экономического субъекта. Если нарушения не были, обнаружены  системой внутреннего контроля  или не были включены в сведения, которые представило руководство,  аудитор вправе пересмотреть  оценку возможных рисков, а также  степень достоверности сведений, представляемых руководством экономического  субъекта.

6. Если невыполнение  требований нормативных документов  по бухгалтерскому учету и  налогообложению является существенным, то аудитор обязан сделать  следующее: 

а) отразить все  такие нарушения в своей рабочей  документации;

б) учесть влияние  отмеченных нарушений на надежность аудиторских доказательств и  дальнейшее планирование процедур аудита;

в) сообщить руководству  экономического субъекта о замеченных нарушениях в своей письменной информации;

г) сообщить пользователям  бухгалтерской отчетности о замеченных нарушениях (отразить в аудиторском  заключении, выступить на собрании акционеров и т.п.).

7. Если аудитор  пришел к выводу, что руководство  экономического субъекта, включая  и работников экономических служб,  причастно к фактам невыполнения  требований нормативных документов  по бухгалтерскому учету и  налогообложению, то аудитор должен  сообщить об этом высшему органу  управления экономического субъекта.

8. Факты невыполнения  требований нормативных актов  должны быть учтены аудитором  при составлении аудиторского  заключения следующим образом  (при этом необходимо руководствоваться  правилами (стандартами) аудиторской  деятельности "Порядок составления  аудиторского заключения о бухгалтерской  отчетности" и "Существенность  и аудиторский риск"):

а) если аудитор  пришел к выводу, что факты невыполнения требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению  существенно повлияли на достоверность бухгалтерской отчетности, то аудитор должен представить условно положительное или отрицательное заключение;

б) если руководство  и (или) персонал экономического субъекта препятствуют аудитору в получении  достаточной информации о том, что  факты невыполнения нормативных  актов существенно исказили бухгалтерскую  отчетность, аудитор должен составить  отрицательное заключение или отказаться от выражения своего мнения в аудиторском  заключении;

в) если аудитор  не может установить факты нарушения  требований нормативных актов из-за ограничений, причиной которых были случайные обстоятельства, а не действия руководства и (или) персонала экономического субъекта, то аудитор может дать условно положительное заключение либо отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении;

г) если персонал экономического субъекта исправил все  выявленные нарушения и внес необходимые  исправления в бухгалтерскую  отчетность и данные по налогообложению, то аудитор вправе дать положительное  заключение.

9. Аудитор может  прийти к выводу о необходимости  прекратить или приостановить  проверку, если руководство и  персонал экономического субъекта  не принимали меры по устранению  фактов нарушения требований  нормативных актов. 

10. Выявленные  факты нарушений требований нормативных  актов следует довести до сведения  руководства проверяемого экономического  субъекта в соответствии с  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности "Письменная информация  руководству экономического субъекта  по результатам проведения аудита" (раздел "Результаты аудиторской  проверки"). В письменной информации  аудитора руководству экономического  субъекта по результатам проведения  аудита должны иметься ссылки  на нормативные акты и на  те их разделы (параграфы, статьи, пункты и т.п.), по которым допущены  нарушения.  
 

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчётности