Анализ и оценка учетной политики коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:36, курсовая работа

Описание

Учетная политика — это совокупность принципов, правил (их вариантов) и технологий (способов, методов) разумной организации и ведения бухгалтерского учета в банке (иной организации, на предприятии) с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность учетной политики коммерческого банка……………..4
2. Особенности учетной политика банка для целей бухгалтерского учета…...6
3. Налоговые аспекты учетной политики коммерческого банка……………..9
4. Программа аудита…………………………………………………………….12
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

аудит банков.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Кафедра учета, анализа и аудита 
 

Реферат по дисциплине «Аудит банков» 
 

    на  тему: Анализ и оценка учетной политики коммерческого банка 
 

                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Н.Новгород 2011г 
 

                                     

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

                   Учетная политика — это совокупность принципов, правил (их вариантов) и технологий (способов, методов) разумной организации и ведения бухгалтерского учета в банке (иной организации, на предприятии) с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации.

         Иными словами, под учетной политикой непосредственно понимается принятая в данной организации совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов ее экономической деятельности.

           Организация самостоятельно формирует свою учетную политику. Применительно к банку в учетной политике должны быть определены возможные варианты учета тех операций, в отношении которых альтернативнее решения предусмотрены в официальных нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в кредитных организациях. При этом она не должна дублировать положения ни его кредитной, инвестиционной и прочих политик, ни правил учета операций в той их части, которая жестко определена в нормативных документах.

        Разработчики учетной политики банка должны ясно понимать цели своей работы. Такими целями можно считать конкретизацию порядка использования способов ведения учета, допускаемых в нормативных актах, придание нормативного статуса самостоятельно разработанным способам ведения учета, установление механизмов реализации способов учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности банка. 
 
 
 
 

1. Сущность и элементы  учетной политики  коммерческого банка

         В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» организация самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и особенностей деятельности, руководствуясь законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет. 
        Учетная политика в широком смысле слова — это методика (порядок) ведения (учетное обеспечение процесса принятия управленческих решений на разных уровнях); адекватной оценки активов, обязательств, затрат и финансовых результатов, в том числе при составлении сводной финансовой отчетности; налогового планирования. 
          Под учетной политикой в узком смысле слова понимается установленный в законодательстве набор допустимых альтернатив для отражения в бухгалтерском учете операций, активов и обязательств, затрат и финансовых результатов.

          При этом в финансовом и налоговом законодательстве устанавливается перечень операций, в отношении которых разрабатывается и применяется учетная политика, а также сами альтернативные способы отражения в учете отдельных операций. 
          В любом случае учетная политика банка должна отвечать требованиям: полноты отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности; осмотрительности (осторожности); приоритета содержания перед формой; непротиворечивости; рациональности и экономичности ведения учета.

      Целями разработки  учетной политики коммерческого банка являются:

    - конкретизация порядка использования  допустимых нормативными актами  способов ведения бухгалтерского  учета;

    - придание нормативного статуса  самостоятельно разработанным способам  ведения бухгалтерского учета;

    - установление механизмов реализации  способов бухгалтерского учета  в соответствии со структурой  и спецификой деятельности банка. 

    Банк  разрабатывает и утверждает свою учетную политику, основываясь на утвержденных Центробанком Плане счетов и Правилах учета, других его нормативных актах, а также на нормативных документах Минфина и иных государственных органов.

    Банком  России установлено, что в составе  учетной политики коммерческого  банка должны быть определены:

  • рабочий план счетов  бухгалтерского учета в банке, его филиалах и подведомственных учреждениях;
  • формы первичных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Роскомстата типовые формы первичных учетных документов;
  • порядок расчетов с филиалами (структурными подразделениями);
  • порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам Банка России;
  • порядок проведения  инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
  • порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

        Учетная политика банка должна быть оформлена приказом, распоряжением либо иным организационно-распорядительным документом.              Изменения в учетной политике банка могут приниматься в случаях его реорганизации (слияние, разделение, присоединение), смены собственников, изменений законодательства РФ или в механизме нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработки новых способов учета.  

         Изменения в учетной политике также оформляются приказом или распоряжением. Утвержденную приказом (распоряжением) учетную политику банк должен представить в налоговый орган по месту своей регистрации. Любые изменения, вносимые банком в свою учетную политику в будущем отчетном периоде, также должны быть согласованы с указанным органом. 
 

2.Учетная  политика для целей  бухгалтерского учета 

      Область выбора методологии ведения бухгалтерского учета при принятии учетной политики для целей финансового учета, то есть для целей составления внешней (финансовой, официальной) бухгалтерской отчетности строго определена действующими нормативными документами.

Общие нормы  о порядке оформления организациями  приказа об учетной политике и  ее содержании содержит Федеральный  закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Согласно пункту 3 статьи 6 Закона принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

В качестве элементов  учетной политики организации, утверждаемых данным приказом, Закон называет:

      рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета;

      формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

      порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

      правила документооборота и технология обработки учетной информации;

      порядок контроля за хозяйственными операциями,

а также другие решения, необходимые для организации  бухгалтерского учета. 
 

      При этом именно закрепляемые в приказе  об учетной политике методы оценки видов имущества и обязательств имеют определяющее влияние на оценку величин бухгалтерской отчетности организаций - информационной основы принятия управленческих решений внешними ее пользователями. Ведь именно основываясь на представленных в отчетности величинах оценки активов, финансовых результатов, доходов и расходов и т. п., внешние пользователи отчетности - кредиторы, акционеры, прочие контрагенты фирмы - будут формировать свое мнение о ее финансовом положении, то есть кредитоспособности, прибыльности, финансовой устойчивости и т. д.

      Приведенные положения Федерального закона

"О бухгалтерском  учете" раскрываются в ПБУ  1/2008 "Учетная политика организации", утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

      Согласно  пункту 2 ПБУ 1/2008 под учетной политикой  организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

      К способам ведения бухгалтерского учета  относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

      В соответствии с пунктом 7 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов. 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Налоговые аспекты учетной политики коммерческого банка

        Особенность учетной политики в современных условиях — необходимость разработки наряду с учетной политикой для целей собственно бухгалтерского учета также и специальной учетной политики для целей расчетов по налогам (и иным обязательным платежам). 
Порядок ведения бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения не во всех случаях совпадают. Кроме того, налоговое законодательство допускает разные сроки и варианты уплаты налогов. 
        В недалеком прошлом все данные, необходимые для правильного исчисления налогов, подлежащих уплате в бюджеты, формировались в составе бухгалтерского учета и могли непосредственно использоваться как при расчете налогов, так и при составлении налоговых деклараций. Сейчас бухгалтерский учет и налоговый учет — это самостоятельные учетные системы, преследующие разные цели и имеющие разные законодательные базы. 
      Налоговый учет предназначен для накопления и обработки информации, необходимой для исчисления и уплаты предприятиями и организациями распространяющихся на них налогов (иных обязательных платежей) и для контроля за своевременным исполнением ими обязанности вносить                                                                                                             следующие: 
• учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена в законодательстве о налогах и сборах; 
• представление в налоговый орган по месту учета деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена в законодательстве о налогах и сборах. 
       Объектами налогового учета могут быть (п. 1 ст. 38 НК РФ): операции реализации товаров (работ, услуг); имущество, прибыль, доход; стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, если с наличием таких объектов у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности платить налог. При этом каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. 
       Начиная с 2001 г. в налоговое законодательство вводится норма о необходимости формирования предприятиями и организациями своей учетной политики для целей налогообложения. Сама эта норма стала применяться с 2002 г. 
        Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в НК РФ. 
        Положения указанной главы Налогового кодекса допускают значительные расхождения порядков группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Так, налоговый учет в организаций может быть построен по двум схемам: в первом случае регистры налогового учета формируются на основании данных первичных документов независимо от бухгалтерского учета, во втором — на основании данных регистров бухгалтерского учета и их корректировки.

        Выбор той или иной схемы налогового учета является элементом учетной политики организации. Организация должна самостоятельно разработать регистры налогового учета. В приказе об учетной политике для целей расчетов по налогам (и иным обязательным платежам) должны быть отражены следующие вопросы (с соответствующим обоснованием):

  • выбранные организацией способы формирования налоговой базы по различным налогам;
  • схемы ведения налогового учета;  
    формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных;

порядок определения доли расходов, учитываемых  для целей налогообложения. 
         Выбирая вариант формирования налоговой базы, организация должна четко определить, к какому налогу конкретно относится тот или иной способ учета. При этом данные налогового учета должны отражать:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;  
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей расчетов по налогам в текущем налоговом (отчетном) периоде;  
- остатки расходов (убытка), подлежащие отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;  
- порядок формирования резервов; 
сумму задолженности по расчетам с бюджетом и др.

        Для целей налогового учета банку наряду с рабочим планом счетов и другими обязательными элементами учетной политики целесообразно утвердить единые для всех филиалов:

  • периодичность определения финансовых результатов деятельности;
  • варианты исчисления и уплаты налогов, выбранные из допускаемых налоговым законодательством;
  • рабочую схему аналитического учета доходов и расходов;
  • формы внутренней документации, применяемой банком с целью учета объектов налогообложения по разным налогам.

         В соответствии с п.7.1 Правил ведения бухгалтерского учета выведение результатов деятельности (прибыли, убытки) производится по решению, принятому в кредитной организации, - не реже одного раза в квартал.

         Внедрение единой схемы аналитического учета доходов и расходов является важным условием правильности исчисления и уплаты налогов. Большое значение имеет и внедрение единых форм документов, применяемых как банком, так и его филиалами с целью учета объектов налогообложения по разным налогам.

Информация о работе Анализ и оценка учетной политики коммерческого банка