Анализ и оценка бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК), поэтому его стоимость должна учитывать наличие определенных юридических прав.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

   1. Основные цели  оценки бизнеса1

   1.1. Особенности бизнеса как товара. 

   При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим  лицом, одновременно является и хозяйствующим  субъектом (ст. 48 ГК), поэтому его  стоимость должна учитывать наличие определенных юридических прав.

   Это является одной из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая отличительная особенность заключается  в том, что оценивая бизнес оценщик  должен определить стоимость как  имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) так и эффективность самого процесса получения дохода и создания увеличения стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансовую, управленческую составляющую).

   Основу  любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур — предприятий (организаций). Поэтому оценивая бизнес оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов.

   Владелец  бизнеса может продать его, завещать потомкам, использовать в качестве залога и т.п. Иначе говоря, бизнес является объектом сделки, товаром  со всеми присущими ему свойствами и как любой товар, он должен обладать определенной полезностью. В первую очередь, этот бизнес должен соответствовать потребности в получении доходов. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, то теряет для него свою полезность и подлежит продаже.

   В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождается определенными затратами. Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Таким образом, бизнес как определенный вид деятельности и предприятие или организация как его организационная форма в рыночной экономике удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются определенные ресурсы.

   Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Но это — товары особого рода, их особенности обуславливают принципы, подходы и методы их оценки.

   Особенности бизнеса как товара:

   - во-первых, это товар инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли неизвестен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость;

   - во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов;

   - в-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого бизнеса, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании как самого бизнеса, так и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом;

   - в-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма оценки бизнеса, его купли-продажи, но и формирования рыночных цен на бизнес, особенно, если речь идет о предприятии с долей государства в капитале. 

   1.2.Цели  оценки бизнеса. 

   Профессиональный  оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать метод оценки.

   Цель оценки состоит в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, заключения сделки, внесения изменений в финансовую отчетность и т.п.

   В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны, от государственных  структур до частных лиц: контрольно-ревизионные  органы, управленческие структуры, кредитные  организации, страховые компании, налоговые фирмы и др. организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.

   Стороны, заинтересованные в проведении оценочных  работ, стремясь реализовать свои экономические  интересы, определяют цели оценки.

   Оценку  бизнеса проводят в целях:

   - повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

   - купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;

   - принятия обоснованного инвестиционного решения;

   - купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям.

   - установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора, или в случае смерти одного из партнеров;

   - реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагает проведение его рыночной оценки, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы.

   - разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;

   - определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;

   - страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;

   - налогообложения. При определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;

   - принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;

   - осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса. 
 
 
 

   1.3.Оценка  стоимости отдельных  элементов имущества. 

   В случаях, если объектом сделки является какой-либо элемент имущества предприятия, а также, если определяется налог на имущество и т.п., то отдельно оценивается необходимый объект, например, недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

   Оценка  стоимости отдельных  элементов имущества  предприятия проводится в следующих случаях:

   - продажи какой-то части недвижимости, например, чтобы избавиться от неиспользуемых земельных участков, зданий, сооружений; расплатиться с кредиторами; расплатиться с партнерами при нанесении им ущерба согласно решению суда и т.д.;

   - получения кредита под залог части недвижимости;

   - страхования недвижимого имущества и определения в связи с этим стоимости страхуемого имущества;

   - передачи недвижимости в аренду;

   - определения налоговой базы для исчисления налога на имущество;

   - оформления части недвижимости в качестве вклада в уставной капитал другого создаваемого предприятия;

   - оценки при разработке бизнес-плана по реализации какого-либо инвестиционного проекта;

   - оценки недвижимого имущества как промежуточного этапа в общей оценке стоимости предприятия при использовании затратного подхода.

   Оценка  стоимости оборудования необходима в следующих  случаях:

   - продажи некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки по ряду причин: чтобы избавиться от ненужного, физически или морально устаревшего оборудования; расплатиться с кредиторами при неплатежеспособности; заменить оборудование более прогрессивным по экономическим и экологическим критериям;

   - оформления залога под какую-то часть движимого имущества для обеспечения сделок и кредита;

   - страхования движимого имущества;

   - передачи машин и оборудования в аренду;

   - организации лизинга машин и оборудования;

   - определения налоговой базы для основных средств при исчислении налога на имущество;

   - оформления машин и оборудования в качестве вклада в уставной капитал другого предприятия;

   - оценки стоимости машин и оборудования при реализации инвестиционного проекта.

   Оценка  стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:

   - при их перекупке, приобретении другой фирмой;

   - при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;

   - при определении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;

   - при использовании их в качестве вклада в уставной капитал;

   - при определении стоимости нематериальных активов, «гудвилла» для общей оценки стоимости предприятия.

   Таким образом, обоснованность и достоверность  оценки во многом зависит от того, насколько  правильно определена область использования  оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение, реструктуризация и т.д. 

   2. Виды стоимости 

   В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых  факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимости, отличный от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности Российской Федерации, определено 10 видов стоимости, в том числе:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;
  • стоимость замещения объекта оценки;
  • стоимость воспроизведения объекта оценки;
  • стоимость объекта оценки при существующем использовании;
  • инвестиционная стоимость;
  • стоимость объекта для целей налогообложения;
  • ликвидационная стоимость;
  • утилизационная стоимость;
  • специальная стоимость.

   Кроме того, в международной практике оценки применяются и другие виды стоимости.

   Рассчитываемые  оценщиком виды стоимости можно  классифицировать по различным критериям.

   По  степени рыночности различают рыночную стоимость и нормативно-рассчитанную стоимость.

   Под рыночной стоимостью в Международных Стандартах Оценки понимается расчетная величина, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом предполагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.

   Рыночная  стоимость рассчитывается исходя из текущей ситуации на рынке на конкретную дату, поэтому при изменении рыночных условий она будет меняться.

Информация о работе Анализ и оценка бизнеса