Анализ дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание

Неизбежным следствием существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями является дебиторская задолженность, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы оценки и управления дебиторской задолженности
1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности, и факторы на нее влияющие
1.2 Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей
1.3 Методы инкассации дебиторской задолженности
2. Организационно-экономическая характеристика организации
3. Оценка и управление дебиторской задолженностью
3.1 Анализ дебиторской задолженности
3.2 Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью
3.3 Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения
4. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

анализ.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

Основными покупателями продукции ООО «ЛПК» на внешнем рынке являются:

                  лесопродукции на экспорт - «Одек Холланд С.А.», Канада,

                  экспортного пиломатериала - «Романе Легнами» (Италия) и «Линкольн ВУД» (Швейцария),

                  древесной муки – ЗАО «Крымский Титан», ООО «Вант ЛТД»

В основе совершения расчетов между предприятиями лежат договорные отношения. ООО «ЛПК» с покупателями, желающими приобрести продукцию предприятия, заключает договор купли-продажи на отгрузку продукции, выполненные работы или оказанные услуги предприятием. Заключение договоров происходит при непосредственной встрече руководителей предприятий с той и другой стороны.

Договоры по форме, заключаемые предприятием с покупателями используются двухсторонние (покупатель-продавец). В них в первую очередь указываются:

                  наименования предприятий, выступающих в лице «Покупателя» - с одной стороны, и «Поставщика» - с другой;

                  предмет договора («товар»);

                  порядок и сроки поставки;

                  цена и общая сумма договора;

                  порядок расчетов;

                  ответственность сторон;

                  форс-мажор;

                  прочие условия, в т.ч. момент вступления договора в действие, возможные причины его расторжения.

                  Адреса и банковские реквизиты сторон.

Затем договор подписывают и скрепляют печатью.

Цены на продукцию зависят от рынка сбыта и себестоимости продукции. Рынок сбыта зависит от спроса и предложения, и где продукция пользуется спросом, там цена больше.

С иностранными фирмами ООО «ЛПК» заключает контракт. Цены на продукцию, реализуемые на экспорт, получаются выше, поскольку включают в себя расходы на доставку и другие затраты, но фактически продукция и на экспорт и на внутренний рынок реализуется по одинаковым ценам.

При возникновении взаимных обязательств расчеты осуществляются при помощи взаимозачетов.

При безналичных расчетах предприятие использует платежные поручения, которые представляют собой поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого хозяйствующего субъекта, имеющие электронную форму.

После отгрузки продукции ООО «Лесопромышленный комплекс» выписывает накладную с указанием количества, цены и общей стоимости продукции. В соответствии с заключенным договором и на основании накладной покупателю выставляется счет для подтверждения платежа покупателя, суммы платежа и товарности данной операции. Выписывается товарно-транспортная накладная, а не позднее 5 дней выписывается счет фактуры.

Задачами управления дебиторской задолженностью в ООО «ЛПК» являются:

- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

- определение возможной суммы оборотных активов отвлекаемых в дебиторскую задолженность по авансам выданным;

- формирования условий обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами.

В целях контроля за сроками погашения дебиторской задолженности ООО «ЛПК» ранжирует ее по срокам возникновения применяя следующую группировку в днях: до 30 дней, от 30-60 дней, от 60-90 дней и более 90 дней.

ООО «ЛПК» классифицирует своих покупателей продукции с выделением следующих их категорий:

                  покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, к этой группе относиться ООО «Ветлужская торговая компания», ООО «Кроностар» ;

                  покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска не возврата долга, к этой группе относиться ОАО «Парфинский фанкомбинат»;

Поскольку предприятие уже давно существует на рынке, и у него сложился определенный статус, поэтому покупатели, сотрудничая с ним, стараются вовремя или как можно раньше погасить свою задолженность.

Рассчитаем выгодность скидки с цены и отсрочки платежа

 

Таблица 11 – Сравнительный расчет выгодности скидки и отсрочки платежа

Показатели

Отсрочка платежа 30 дней

Инфляция в месяц

1%

Индекс цен

1,01%

Коэффициент снижения покупательной способности

0,99

Потери от инфляции с каждой тысячи рублей

10

 


Допустим, если ООО «ЛПК» начнет предоставлять своим покупателям скидки при сокращении ими срока оплаты до 30 дней, то потери с каждой 1000 руб. выручки для предприятия составят 10 рублей.

С целью определения конкретных причин образования дебиторской задолженности проведем внутренний анализ суммы дебиторской задолженности на основании данных бухгалтерско-финансовой отчетности.

 

3.3             Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения

 

Рассмотрим анализ оборачиваемости оборотных активов в ООО «Лесопромышленный комплекс»

 

Таблица 12 - Анализ оборачиваемости оборотных активов в ООО «Лесопромышленный комплекс»

Наименование

На конец периода

Изменение 2009г. к 2007г.

2007г.

2008г.

2009г.

Выручка от реализации, тыс. руб.

418943

646626

611573

192630

Величина оборотных активов, тыс. руб.

318449

423207

704505

386056

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

1,19

1,74

1,08

- 0,11

Продолжительность оборота, дней

307

210

338

31

Привлечение (высвобождение) средств из оборота, тыс. руб.

-299711

226213

-40464

-340175

 

Анализируя данную таблицу, видим, что оборачиваемость оборотных активов в 2009г в сравнении с 2007г сократилась на 0,11. Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборонным капиталом за определенный период, и характеризует объем реализованной продукции на 1 рубль, вложенный в оборотные средства (1 рубль 8 копеек в 2009г). Продолжительность оборота в днях, т.е. время, в течение которого оборонные средства совершили 1 полный оборот в ООО «ЛПК» снижаются на 31 день в 2009г по сравнению с 2007г, и в среднем за анализируемый период (2007г-2009г) оборот составляет 285 дней. В 2007г наблюдалась наибольшая сумма высвобожденных средств из оборота 299711 тыс. руб., в результате ускорения оборачиваемости оборотных средств, в 2008г средства привлекались в оборот в размере 226213 тыс. руб., а в 2009г средства вновь высвобождались в размере 40464 тыс. руб.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Для анализа и оценки дебиторской задолженности целесообразно использовать абсолютные и относительные показатели в динамике за ряд лет, важнейшие из которых: оборачиваемость долговых обязательств дебиторов, период их погашения, отношение общей суммы долгов дебиторов к общей сумме активов и др. Систематизируем эти показатели в таблицу.

 

Таблица 13 - Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности в ООО «Лесопромышленный комплекс»

Наименование

На конец периода

Изменение 2009г. к 2007г.

2007г.

2008г.

2009г.

Дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев), тыс. руб.

137889

138934

452590

314701

Доля краткосрочной дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов, %

43,3

32,8

64,2

20,9

Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз

2

5

2

0

Средний период инкассации, дней

183

73

183

0

Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью

8,86

1,48

6,43

- 2,43

 

Из приведенных расчетов видно, что удельный вес краткосрочной дебиторской задолженности в общей стоимости оборотных активов за анализируемый период увеличился на 20,9%. Это свидетельствует об отвлечении средств из оборота. Анализируя полученные коэффициенты оборачиваемости, можно заметить, что за анализируемый период оборачиваемость дебиторской задолженности в 2007г и 2009г составила 2 оборота, а в 2008г 5 оборотов. Это привело к увеличению времени ее обращения, или среднего периода инкассации (СПИ) с 73 дней в 2008 г. до 183 дней в 2009 г., что повысило риск ее непогашения. То есть средний промежуток времени, который требуется для того, чтобы предприятие, реализовав свою продукцию, получило деньги, равен в отчетном периоде 183 дня. Немаловажным этапом анализа дебиторской задолженности является сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности. За анализируемый период это соотношение сократилось на 2,43 пункта. Это свидетельствует о том, что ООО «ЛПК» отвлекает из своего оборота больше средств, чем привлекает в него, что говорит о нерациональном расходовании предприятием своих ресурсов. Кроме того, это создает угрозу его финансовой устойчивости.

В целях ускорения расчетов необходимо повышать оборачиваемость дебиторской задолженности, т.е. уменьшать период ее обращения в деньги. Для этого следует уменьшить долю дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов. Этого предприятие может достигнуть путем применения в расчетах с покупателями предварительной оплаты. Рассмотрим, как повлияет на оборачиваемость дебиторской задолженности применение предприятием по всем расчетам с покупателями предварительной оплаты в размере 40 % в 2009 году. В этом случае дебиторская задолженность на конец 2009 года уменьшится на 181036 тыс. руб. (40 %*452590), а ее доля в оборотных активах сократится на 25,7%. При этом оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 2 оборота и составила 4 оборота, срок погашения уменьшился на 91 день (183 дня - 92 дня) и снизился риск непогашения задолженности. В данном случае предприятию потребуется 91 дней, чтобы дебиторская задолженность была превращена в денежные средства. Т.о. предприятиям в целях совершенствования расчетов, их ускорения средств в расчетах с покупателями и заказчиками применять предварительную оплату.

 


4.                  Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности

 

Управление дебиторской задолженностью - специфическая функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента. И прежде всего, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности