Анализ дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:38, доклад

Описание

Под дебиторской задолженностью понимается задолженность предприятию различных юридических и физических лиц, имеющих прямые взаимоотношения с предприятием, возникшая в ходе хозяйственной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Анализ деб. зад-ти (АФО).doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

В международной практике находят применение и другие методы формирования резервов сомнительных долгов. С этой целью используются результаты анализа дебиторской задолженности прошлых периодов.

Можно выделить два основных подхода: либо устанавливается процент соотношения сомнительной задолженности в истекшие периоды и общей величины дебиторской задолженности, либо определяется соотношение сомнительной дебиторской задолженности и объема продаж (выручки). Выбор того или иного способа расчета величины сомнительной дебиторской задолженности определяется учетной политикой компании.

Параллельно с анализом дебиторской задолженности важным вопросом является анализ путей управления дебиторской задолженностью предприятия. Можно выделить пять шагов управления дебиторской задолженностью:

1.           Определение условий предоставления кредита при продаже товара, а именно системы скидок и срока кредита.

2.           Определение гарантий, под которые предоставляется кредит. Самый простой способ – это так называемый “открытый счет”, когда в соответствии с заключенным контрактом потребителю выставляется счет, который им признается. В балансе такая дебиторская задолженность объединяется в статью “счета к получению”. Более надежный способ – получения письменного обязательства заплатить деньги, т.е. векселя. Существует несколько разновидностей векселей, из которых наиболее распространен простой вексель. Дебиторская задолженность, приобретенная таким образом, часто объединяется под общей статьей “векселя к получению”.

3.           Определение надежности покупателя осуществляется компанией с использованием различных информационных источников. В США, к примеру, для этих целей используются специальные информационные бюллетени, в которых публикуются рейтинги фирм, построенные, в том числе, на основании информации о платежеспособности предприятий.

4.           Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю, основанного на анализе риска и минимизирующего возможность понесения ущерба компанией.

5.           Определение политики сбора дебиторской задолженности. В качестве одного из вариантов отметим возможность передачи за определенную плату права на получение денег по дебиторской задолженности специализированной фирме. Такие операции называются факторингом, а фирмы, предоставляющие подобные услуги, называются факторинговыми.

Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о нерациональной политике организации по предоставлению отсрочки в расчетах с покупателями, создает реальную угрозу платежеспособности самой организации-кредитора и ослабляет ликвидность ее баланса. Для определения конкретных причин образования сомнительной дебиторской задолженности проводится внутренний анализ ее суммы по дебиторам и срокам возникновения на основа­нии оперативных данных бухгалтерского учета.

Ухудшение состояния расчетов с покупателями и рост неоправ­данной задолженности подтверждаются удлинением среднего срока инкассирования дебиторской задолженности.

Увеличение средств, отвлекаемых в расчеты с покупателями (т. е. рост абсолютной величины дебиторской задолженности), мо­жет быть обусловлено объективными процессами: высокими темпа­ми наращивания объема продаж. При этом важно не допускать, чтобы темп роста дебиторской задолженности превышал темп роста продаж. Опаснее, когда рост дебиторской задолженности обуслов­лен неосмотрительной кредитной политикой организации по отно­шению к покупателям, необоснованным с финансовой точки зре­ния выбором партнеров; трудностями в реализации продукции.

Резкое сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиента­ми (сокращение продаж в кредит, потеря потребителей продукции).

Санация - это система финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правововых и  социальных мероприятий, направленных на достижение или восстановление платежеспособности, ликвидности, прибыльности, конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде или  санация — это совокупность все возможных мероприятий, которые способные привести предприятие к финансовому оздоровлению.

В определенных условиях компания должна решить вопрос об ускорении инкассирования (оборачиваемости) средств, отвлеченных в дебиторскую за­долженность. Для этого существуют различные способы ее рефи­нансирования. К ним относятся основные формы рефинансирова­ния дебиторской задолженности:

1)  учет векселей;

2)  факторинг;

3) форфейтинг.

Учет векселей — операция банка (как правило) по выкупу вексе­лей (только переводных) у их владельцев по определенной (дис­контной) цене в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки (при сомнительной платежеспособности векселедателя учетная ставка может включать премию за риск).

Учетная вексельная ставка (УВС) состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя:

где УДЦв — учетная дисконтная цена векселя на момент его продажи; Вном — номинальная сумма векселя, подлежащая погашению в указанный в нем срок;

Дн — количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателем;

УВС — годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %.

Факторинг — финансовая операция, в соответствии с которой предприятие-продавец уступает банку (или специализированной компании — «фактор-фирме») право получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию (как правило, текущие поставки продукции). При этом банк («фактор-фирма») в срок до трех дней возмещает предприятию-продавцу основную часть (как правило, 70—90%) суммы долга (т. е. осуществляет операцию кредитования продавца). Остальные 10—30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем). За это он взимает с продавца комиссионные (обычно в процентах от суммы долга). Ставки комиссионных дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и сроков ее оплаты.

Преимущества факторинга — предприятие-продавец сокращает срок отвлечения денежных средств из оборота, рефинансируя дебиторскую задолженность покупателя, тем самым сокращается срок операционного цикла. Недостатки факторинга — дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрата прямых контактов с покупателем по поводу полного погашения им суммы долга.

Форфейтинг — финансовая операция по рефинансированию де­биторской задолженности по экспортному товарному (коммерче­скому) кредиту путем передачи переводного векселя (индоссамента) исключительно в пользу банка (факторинговой компании) с упла­той ему комиссионных (рис.1).

Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной опера­ции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны-импортера. В результате за­долженность дебитора по товарному кредиту трансформируется в финансовую задолженность в пользу банка.

 

Наиболее распространены подобные операции в системе внешнеэкономической деятельности по операциям многолетних экс­портных поставок. Преимущество для продавца — немедленное по­лучение денег. Недостаток — высокая стоимость, так как расходы по финансированию такой операции значительно увеличивают це­ну продукции. Форфейтинг аналогичен факторингу, но использует­ся при операциях с предоставлением товарного кредита, а не по расчетам за текущие поставки продукции, а также аналогичен опе­рациям по учету векселей, но с их индоссаментом только в пользу банка.

Этап I. Предприятие-экспортер и предприятие-импортер за­ключают соглашение о поставке продукции, формах и сроках пла­тежа (как правило, по мере выполнения отдельных этапов сделки). Предприятие-импортер обязуется осуществить платежи путем пре­доставления коммерческих векселей, авалированных (гарантиро­ванных) банком его страны (или индоссированных у этого банка).

Этап II. Предприятие-экспортер заключает соглашение с бан­ком (факторинговой компанией) своей страны, который обязуется за комиссионное вознаграждение финансировать поставки продук­ции путем выплат по учтенным им векселям.

Этап III. Предприятие-импортер индоссирует (или авалирует) свои векселя в банке своей страны.

Этап IV. Банк страны-импортера пересылает индоссирован­ные (авалированные) им векселя предприятия-импортера в адрес предприятия-экспортера.

Этап V. Предприятие-экспортер продает векселя банку (фак­торинговой компании) своей страны и получает за это соответст­вующие денежные средства.

Этап VI. Банк (факторинговая компания) страны-экспортера индоссирует векселя, перепродавая их на рынке ценных бумаг.

Эффективное управление дебиторской задолженностью оказывает большое влияние на ликвидность, а, следовательно, и на укрепление финансового положения фирмы в целом.

Эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т. к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2005. – 656 с.

2.  Ивашкевич В. Б. Анализ дебиторской задолженности

// Бухгалтерский учет, 2004.- №6 с.55-59;

3.  Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Проспект, 2006. – 1016 с.;

4.  Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Н.В. Колчина, О.В. Португалова, Е.Ю. Макеева; под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 464 с.

5. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев и др. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 432 с.

 

 

16

 



Информация о работе Анализ дебиторской задолженности