Анализ дебиторской задолженности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы – рассмотреть управление дебиторской задолженностью и денежными средствами на предприятии, а также применить полученные знания на практике на примере ООО «Рамикс» и разработки рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженности и денежными средствами на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

 

Вывод: Дебиторская задолженность долгосрочная за 2007 год по сравнению с 2006 годом увеличилась на 15185т.р. или на 17,30%. В том числе покупатели и заказчики за 2007 год по сравнению с 2006 годом увеличилась на 15025т.р. или на 17,16%.

Дебиторская задолженность краткосрочная за 2007 год по сравнению с 2006 годом снизилась на 92509т.р. или на 22,59%. В том числе покупатели и заказчики за 2007 год по сравнению с 2006 годом снизилась на 58958т.р. или на 20,13%  

 

Таблица 2.3.- Дебиторская задолженность за 2007-2008гг

Показатель

2007

2008

Изменения

Темп прироста %

∑,

т.р.

доля %

∑,

т.р.

доля

%

По

∑,

т.р.

По струк.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Дебиторская задолженность долгосрочная

102928

24,52

14649

4,73

-88279

-19,79

-85,76

1.1.

в том числе покупатели и заказчики

102545

24,42

14350

4,63

-87895

-19,79

-86

2

Дебиторская задолженность краткосрочная

316825

75,47

295007

95,26

-21818

19,79

-6,88

2.1.

в том числе покупатели и заказчики

233912

55,72

209672

67,71

-24240

11,99

-10,36

Итого

419753

100

309656

100

-110097

100

-26,22

 

Вывод: Дебиторская задолженность долгосрочная за 2008 год по сравнению с 2007 годом снизилась на 88279т.р. или на 85,76%. В том числе покупатели и заказчики за 2008 год по сравнению с 2007 годом снизилась на 87895т.р. или на 86%.

Дебиторская задолженность краткосрочная за 2008 год по сравнению с 2007 годом снизилась на 21818т.р. или на 6,88%. В том числе покупатели и заказчики за 2008 год по сравнению с 2007 годом снизилась на 24240т.р. или на 10,36%  

 

2.3. Резервы и рекомендации по улучшению состояния дебиторской задолженности ООО «Рамикс»

I. Меры по улучшению управления дебиторской задолженностью

В целях улучшения управления дебиторской задолженности на ООО «Рамикс» необходимо:

- постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям;

- разработать определенные условия кредитования дебиторов, среди которых могут быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;

- ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплату одним или несколькими покупателями;

- отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

- осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;

- формировать своеобразное досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

- разрабатывать эффективную дифференцированную политику работы с покупателями. Так, например, всех покупателей можно условно разбить на группы в зависимости от их надежности, финансового состояния и других показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за приобретаемую продукцию. Для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию;

- проводить политику привлечения добросовестных клиентов, предлагая им новые подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок за своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции, доставку по месту требования и т.д.;

- проводить мероприятия, в том числе с привлечением органов власти по взысканию просроченной дебиторской задолженности.

II. Повышение действенности контроля и анализ дебиторской задолженности

              В целях улучшения контроля за состоянием дебиторской задолженности необходимо:

1) проводить регулярный мониторинг и контролировать дебиторскую задолженность предприятия, отслеживания при этом соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

2) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

3)    по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

В целях повышения эффективности контроля и анализа дебиторской задолженности целесообразно ввести в практику работы бухгалтерии ООО «Рамикс» форму отчетности «Анализ состояния дебиторской задолженности по срокам ее возникновения», что позволит бухгалтеру представлять четкую картину состояния расчетом с разными дебиторами, своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры по ее устранению.

.III. Разработка кредитной политики как фактора повышения эффективности деятельности предприятия

              В целях повышения эффективности деятельности рассматриваемого предприятия – ООО «Рамикс» - возможна разработка специальной кредитной политики для своих покупателей.

Так, на основе сведения, собранных предприятием об имеющихся и потенциальных покупателях, касающихся их финансового состояния, а также возможности своевременной уплаты за поставленную продукцию, надежности покупателей, их возможно разбить на три группы:

- надежные покупатели. Покупатели, чья финансовая история не вызывает сомнения, крупные потребители, имеющие положительную репутацию, своевременно оплачивающие поставляемую им продукцию.

Для таких покупателей может быть предложена кредитная программа «Элит+», предусматривающая предоставление скидок покупателям при покупке большого объема товаров, за своевременную и (или) досрочную уплату продукции, скидок за предварительную оплату продукции с предоставлением рассрочки на определенный период времени для оплаты оставшегося объема товаров.

- обычные покупатели. Потребители, приобретающие товар небольшими партиями, как правило, своевременно оплачивающие поставленную продукцию. Для таких потребителей возможно предложение кредитной программы «Стандарт», предусматривающей предоставление стандартных скидок за своевременную или предварительную оплату продукции;

- группа риска. Это покупатели, в отношении которых есть определенные сомнения в их возможности своевременно оплатить поставленную продукцию, либо новые покупатели, в отношении которых отсутствует какая-либо информация об их финансовом положении. Для таких потребителей можно предложить кредитную программу «Бизнес», предусматривающую введение штрафных санкций за несвоевременную оплату продукции.

От того, каким образом будет построена кредитная политика и финансирование оборотных средств, может зависеть все финансовое состояние фирмы, ее стабильность, прибыльность и рентабельность.

В определенных ситуациях для управления дебиторской задолженностью рассматриваемому предприятию можно воспользоваться услугами факторинговой компании. При факторинге предприятие уступает свои требования к покупателям, а банк обязуется кредитовать предприятие. Основным преимуществом этого инструмента является быстрое получение денежных средств (что очень важно для поддержания определенного уровня ликвидности предприятия) и перенесение части затрат  по управлению  долгом на контрагента. Однако этот инструмент управления дебиторской задолженностью имеет высокую стоимость и влечет за собой ухудшение финансовых отношений с дебитором.

С целью максимизации притока денежных средств, предприятию следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты  или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Определение минимально необходимой потребности в денежных активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности направлено на установление нижнего предела остатка необходимых денежных средств в национальной и иностранной валютах. Расчет минимально необходимой суммы денежных активов (без учета их резерва в форме краткосрочных финансовых вложений) основывается на планируемом денежном потоке по текущим хозяйственным операциям, в частности, на объеме их расходования  в предстоящем периоде.

Дифференциация минимально необходимой потребности в денежных активах по основным видам текущих хозяйственных операций осуществляется на тех предприятиях, которые ведут внешнеэкономическую деятельность. Цель такой дифференциации заключается в том,  чтобы из общей минимальной потребности в денежных активах выделить валютную часть для формирования необходимых предприятию валютных фондов. Основой такой дифференциации является планируемый объем расходования денежных активов по внутренним и внешнеэкономическим операциям.

 


Заключение

В процессе хозяйственной деятельности предприятие вступает в различные расчетные отношения. Предприятие осуществляет расчеты, как в безналичном порядке, так и с использованием наличных денежных средств, векселей, взаимозачетов, а также путем прямого обмена продукциями и товарами (бартера). Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создает предпосылки для нарушений и злоупотреблений при осуществлении расчетных операций и поэтому требует постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.

Зачастую происходит так, что деньги могут не поступать в срок, в связи с чем на предприятии образовывается дебиторская задолженность. В этом случае неправильный учет может привести к неправильному отражению реального состояния дел предприятия или даже к нарушению гражданского и налогового законодательства. Своевременное выявление ошибок, связанных с управлением дебиторской задолженностью, позволяет предприятию правильно корректировать свою финансовую политику для дальнейшего развития.    

Эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т.к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета, а также фирма может оплатить кредиторскую задолженность в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в будущем может надеяться на скидки, так как снижается ее  кредитный риск, связанный с оплатами дебиторов.

В данной работе изучены вопросы управления дебиторской задолженностью на предприятии. Изначально рассмотрены теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, выявлена её роль в общей финансовой деятельности организации, рассмотрены сущность и специфика дебиторской задолженности как элемента финансовых активов организации. Также в работе подробно рассмотрены подходы и методики анализа дебиторской задолженности.

Третья глава представляет собой реализацию методики анализа и управления дебиторской задолженностью на практике. В целях совершенствования управления дебиторской задолженностью на предприятии предложено использовать договоры с заказчиками с гибкими условиями оплаты и ценообразования.

Объектом исследования является производственное предприятие ООО «Рамикс». Общество с ограниченной ответственностью «Рамикс» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Договором о создании Общества.

ООО «Рамикс» необходимо приложить все усилия для взыскания просроченной задолженности в ближайшее время, так как в противном случае возможно списание просроченной задолженности на уменьшение финансовых результатов организации.

Рассчитанные коэффициенты говорят о практически равном соотношении дебиторской кредиторской задолженности и свидетельствует о сбалансированности имеющихся денежных средств на предприятии.

Коэффициент текущей задолженности за анализируемый период имеет тенденцию к сокращению, что свидетельствует о превышении дебиторской задолженности над кредиторской. Таким образом, можно сделать вывод, что принимаемые на ООО «Рамикс»  меры по возврату дебиторской задолженности недостаточно эффективны.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности предприятия