Анализ дебиторской задолженности (на примере ООО «ТД «Северо-западный»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы являлся анализ состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «ТД «Северо-западный»).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ КАК ЧАСТЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Экономическая сущность и структура дебиторской задолженности 5
1.2. Методы управления дебиторской задолженностью 10
1.3. Методы анализа дебиторской задолженности 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 19
ООО «ТД «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ» 19
2.1. Краткая характеристика ООО «ТД «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ» 19
2.2. Анализ дебиторской задолженности ООО «ТД «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ» 19
2.3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью ООО «ТД «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ» 28
Выводы 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК анализ дебиторской задолженности.docx

— 470.79 Кб (Скачать документ)

     5. Качество анализа дебиторской  задолженности и последовательность  в использовании его результатов.  При удовлетворительном состоянии  аналитической работы на предприятии  должна быть сформирована информация  о величине и возрастной структуре  дебиторской задолженности, наличии  и объемах просроченной задолженности,  а также о конкретных дебиторах,  задержка расчетов с которыми  создает проблемы с текущей  платежеспособностью предприятия. 

     Проблема  ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности  – становится ключевой проблемой  почти каждой организации. Она, в  свою очередь, расчленяется на несколько  проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.

     Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств.

     Управление  дебиторской задолженностью5 может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

     Можно считать, что управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:

  • Учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
  • Диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
  • Разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
  • Контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.

     Политика  управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей  политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в  оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении  своевременной ее инкассации.

     Задачами  управления дебиторской задолженностью являются:

- ограничение  приемлемого уровня дебиторской  задолженности;

- выбор  условий продаж, обеспечивающих  гарантированное поступление денежных  средств;

- определение  скидок или надбавок для различных  групп покупателей с точки  зрения соблюдения ими платежной  дисциплины;

- ускорение  востребования долга;

- уменьшение  бюджетных долгов;

- оценка  возможных издержек, связанных с  дебиторской задолженностью, то  есть упущенной выгоды от неиспользования  средств, замороженных в дебиторской  задолженности.

     Особую  актуальность проблема дебиторской  задолженности приобретает в  условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной  оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности  вычесть ее сумму, скорректированную  на индекс инфляции за этот срок.

    1. Методы  управления дебиторской  задолженностью
 

     Важной  составной частью системы управления6 дебиторской задолженностью фирмы являются методы. К чисто финансовым методам относятся: метод Э. Альтмана, ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения, составление реестра «старения» счетов дебиторов, прогнозирование вероятной суммы безнадежной дебиторской задолженности, определение взвешенного «старения» счетов дебиторов, расчет и оценка финансовых коэффициентов. К управленческим методам  - «дерево решений», метод анализа кредитоспособности «3С», матрица стратегии кредитной политики фирмы, формирование информационной базы, использование системы вознаграждений, растягтвание срока оплаты кредиторской задолженности.

     Применительно к российским условиям, ведущие специалисты  в области управления финансами  предлагают следующие мероприятия  по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью7:

     - исключение из числа партнеров  предприятий с высокой степенью  риска;

     - периодический пересмотр предельной  суммы кредита;

     - использование возможности оплаты  дебиторской задолженности векселями,  ценными бумагами;

     - формирование принципов расчетов  предприятия с контрагентами  на предстоящий период;

     - выявление финансовых возможностей  предоставления предприятием товарного  (коммерческого кредита);

     - определение возможной суммы  оборотных активов, отвлекаемых  в дебиторскую задолженность  по товарному кредиту, а также  по выданным авансам;

     - формирование условий обеспечения  взыскания задолженности;

     - формирование системы штрафных  санкций за просрочку исполнения  обязательств контрагентами;

     - использование современных форм  рефинансирования задолженности;

     - диверсификация клиентов с целью  уменьшения риска неуплаты монопольным  заказчиком.

     Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность, осуществляется по следующей  формуле:

     (1.1)

     где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность;

     ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит;

     КСЦ – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

     ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

     ПР  – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

     Если  финансовые возможности предприятия  не позволяют инвестировать расчетную  сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции  в кредит.

     В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует  систему условий, определяющих его  способность привлекать кредит в  разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять  все связанные с ним финансовые обязательства.

     Формирование  процедуры инкассации задолженности (получения или сбора предприятием денежных средств от его дебиторов ) предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

     Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери.

     Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать  ли такую защиту, необходимо оценить  ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и  стоимость страхования.

     Возможно  перепродать права на взыскание  дебиторской задолженности, если это  приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

     Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени риска неполучения  денег от должников. 

    1. Методы  анализа дебиторской  задолженности
 

     Анализ  дебиторской задолженности предприятия  рекомендуется проводить по следующим  основным этапам 8.

     Анализ  дебиторской задолженности лучше  всего начать с составления реестра  старения счетов дебиторов 9, который отражает распределение задолженности по срокам по каждому дебитору, а также процентную долю, приходящуюся на каждый из периодов просрочки в разрезе клиентов и в целом по общей сумме дебиторской задолженности. Данный вид отчета целесообразно составлять не реже одного раза в месяц, а также подводить итог за квартал и за год. Исходной информацией для его составления являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения информации о степени просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами, после чего все дебиторы упорядочиваются по убыванию величины задолженности. Как правило, дебиторская задолженность первых 20-30 крупнейших контрагентов составляет 70-80 % от общей суммы задолженности. Данные по этим дебиторам следует занести в таблицу. В дальнейшем активная работа по возврату задолженности будет проводится именно с этой группой дебиторов.                       

     По  каждому дебитору, попавшему в  таблицу крупнейших дебиторов, необходимо провести работу по возврату задолженности. Основываясь на опыте реструктуризации и реформирования предприятий России можно предложить следующие меры по организации такой работы:

     - создание целевой группы по  работе с дебиторской задолженностью;

     - составление и анализ реестра  «старения» счетов дебиторов;

     - разработка плана мероприятий  по работе с конкретными контрагентами  с указанием сроков, ответственных,  оценкой затрат и полученного  эффекта;

     - внесение информации о планируемых  суммах возвращаемой задолженности  в финансовый план предприятия  с последующим контролем выполнения;

     - разработка и утверждение положения  о мотивации за результат, достигнутый  целевой группой.

     Как правило, после начала проработки реестра  счетов дебиторов, определяются затраты, необходимые для возврата задолженности  и сумма возврата.

     Опыт  российских предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской  задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности  за счет внутренних резервов предприятия  и могут быстро привести к хорошему результату. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств.

     Однако  с точки зрения эффективного управления предприятием, важно не только в сжатые сроки вернуть средства, но и не допускать последующего увеличения задолженности выше допустимого предела. Возникает задача планирования и управления дебиторской задолженностью.

     Планирование  сроков и объемов увеличения и  погашения дебиторской задолженности  необходимо вести в комплексе  с финансовым планированием на предприятии. Для этого при составлении плана (бюджета) продаж готовой продукции предприятия необходимо указывать, какое ее количество отгружается с образованием дебиторской задолженности. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «увеличение».

     При формировании плана поступления  платежных средств, так же необходимо указать, какие суммы поступают  в погашение задолженности, при  этом желательна разбивка на денежные средства и товарно-материальные ресурсы (бартер). Соответствующие суммы  отражаются в плане по движению дебиторской  задолженности в графе «погашение».

     При формировании плана продаж может  определяться допустимая (нормируемая) величина дебиторской задолженности  и допустимый срок ее погашения по каждому крупному контрагенту. Это  делается для того, чтобы не допустить  неконтролируемого роста задолженности, обеспечить заданное среднее значение оборачиваемости.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности (на примере ООО «ТД «Северо-западный»)