Аналитический и синтетический учет материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание

Основные задачи бухгалтерского учета в этой области:

контроль за сохранностью материальных запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения;
систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов;
своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.
формирование фактической себестоимости запасов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3-4



Глава 1. Теоретические аспекты учета материалов……………………5

1.1.Понятие материалов, их классификация…………………………….5-8

Глава 2. Синтетический и аналитический учет материалов

на примере сельскохозяйственного предприятия

ООО ПМО «Мак Евро»…………………………………………………...9

2.1 Синтетический учет материальных ценностей………………………9-14

2.2 Аналитический учет материальных ценностей………………………15-19



Заключение………………………………………………………………….20



Список литературы……………………………………………………….21-22

Работа состоит из  1 файл

курсовая по бухучету 3 курс.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)
 

    Материальные  ресурсы в организации могут  поступать:

  • от поставщиков;
  • через подотчетных лиц;
  • от учредителей в качестве вклада в уставной капитал;
  • при выбытии МБП;
  • безвозмездно;
  • при полной ликвидации основных средств;
  • в обмен на другое имущество.

    Поступающие материально-производственные запасы согласно представленным документа  и отчетам в ООО ПМО «МакЕвро»  относятся в Дебет счета 10 «Материалы» в корреспонденции со следующими счетами.

    1. На основании накладной и счета-фактуры  поставщика отражена покупная  стоимость материалов без НДС

    Д-т  счета 10 «Материалы»

    К-т  счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками»

    Отражены  транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счета-фактуры  транспортной организации) без НДС

  Д-т  счета 10 «Материалы»

  К-т  счета 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами»

  Учтен НДС  по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации)

   Д-т  счета 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным  ценностям»

   К-т  счета 60 (76)

   Оплачены  счета поставщиков за материалы  и расходы по их доставке

    Д-т  счета 60 (76)

    К-т  счета 51 «Расчетные счета»

   Предъявлен к вычету НДС по оплаченным и принятым к учету материалам

    Д-т  счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

    К-т  счета 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным  ценностям»

 

    2. Материалы могут поступать через  подотчетных лиц:

    Д-т  счета 10 «Материал»

    К-т  счета 71 «Расчеты с  подотчетными лицами»

- приобретение  материалов за счет подотчетных  сумм.

 

      3.Вклад  материально-производственными запасами  в уставный капитал

    Д-т  счета 10 «Материал»

    К-т  счета 75 «Расчеты с  учредителями»

 

    4.Получение  материальных ценностей при выбытии основных средств

    Д-т  счета 10 «Материал»

    К-т  счета 91 «Прочие доходы и расходы субсчет  «Прочие доходы»

 

    Фактический расход материалов отражается по кредиту  счета 10 «Материалы»

    На  рис. 1 приведена схема расхода  материальных ценностей на предприятии ООО ПМО «МакЕвро».

 
 
 
 

    

 
 

                      

 

Рис. 1 Схема  расхода материальных ценностей  на предприятии ООО ПМО «МакЕвро»

 

    На  предприятии ООО ПМО «МакЕвро»  материалы расходуются на:

  1. объекты, на которых выполняются работы;
  2. общехозяйственные нужды,
  3. сторонним организациям.
 

    В зависимости от принятой организацией учетной политики в части определения  реализации (по предъявленным либо по оплаченным расчетным документам) порядок отражения на счетах бухгалтерского учета процесса реализации материалов различен.

    Учетной политикой ООО ПМО «МакЕвро»  принято считать реализацию по отгрузке, то по мере отпуска материалов покупателям  их отражают как реализованные на счете 62

    Д-т  счета 62

    К-т  счета 90.

 

    и списывают 

    Д-т  счета 10

    К-т  счета 20.

 

    В случае когда учетной политикой  принято считать реализацию по моменту  поступления денежных средств в  кассу или на расчетный счет (момент оплаты), отпуск материалов отражают по дебету счета 45 с кредита счета 10, где они будут числиться как задолженность покупателей до момента оплаты (дебет счетов 50, 51, кредит счета 91). При оплате суммы, учтенные на счете 45, списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

    Выявленный  на счете 91 финансовый результат от реализации материалов списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» на отдельный  субсчет (прибыль - дебет счета 91, кредит счета 99; убыток - дебет счета 99; кредит счета 91).

    При реализации материальных запасов, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, их списывают со счета 10 в дебет счета 91 в течение месяца по учетным ценам, а по окончании месяца такой же проводкой списывают отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам (способом «красное сторно» или способом дополнительных проводок).

    Безвозмездная передача материалов, как и всякое их выбытие, находит свое отражение  на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета отражают себестоимость материалов (счет 10), расходы связанные с передачей (разные счета) в зависимости от характера расходов. Потери от безвозмездной передачи (кредит счета 91) подлежат списанию за счет добавочного капитала организации (счет 83), а в случаях, когда его окажется недостаточно, - за счет имеющихся собственных источников (фонда накопления, нераспределенной прибыли отчетного года или прошлых лет). То есть в бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:

    1) Списана себестоимость материалов:

                      Д-т  счета 91

                      К-т  счета 10.

          2) Начислен в бюджет  НДС:

                      Д-т  счета 91

                      К-т  счета 68.

          3) Списаны затраты  по передаче материалов:

                      Д-т  счета 91

                      К-т  счета 20.

 

    Операции, связанные с передачей материальных ценностей в качестве вклада в  уставный капитал, отражаются как долгосрочные финансовые вложения организации и принимаются на учет по счету 58, субсчет 1 «Паи и акции». Тогда бухгалтерскими записями по передаче материалов в качестве вклада в уставный капитал будут следующие:

    Переданы  материалы в качестве вклада в уставной капитал (цена соглашения соответствует стоимости в учете):

                      Д-т  счета 91

                      К-т  счета 10.

    Одновременно:

                      Д-т  счета 58-1,

                      К-т  счета 91.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Аналитический учет материальных ценностей

 

  Одним из сложных вопросов в управлении производственными запасами, является получение данных об их движении. Практика бухгалтерского учета выработала различные способы учета материальных ценностей, к ним в первую очередь относится аналитический учет материалов. В своей основе аналитический учет призван обеспечить контроль за движением и сохранностью материалов, как по каждому наименованию, так и по каждому складу и материально ответственному лицу.

    Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется  по местам хранения материалов и по видам, сортам.

    В бухгалтерском учете выделяют различные  варианты аналитического учета:

    1.Вариант  – с ведением карточек учета  материалов.

    Ведутся карточки учета материалов, которые  открываются на каждое наименование. В карточках бухгалтер отражает движение материалов на основании первичных документов, сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями. Таким образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с той лишь разницей, что в бухгалтерской службе ведется количественный и суммовой учет, а на складах и подразделениях – только количественный учет. В карточках учета материалов ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца, на их основании ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов по каждому складу и подразделению.

      2. Вариант - без ведения  карточек учета  материалов 

      По  данному варианта учета карточки аналитического учета в бухгалтерской  службе не ведутся, все приходные  и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость. Оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.

      Сальдовый метод учета материалов.

      Сальдовый метод учета материалов заключается  в том, что в бухгалтерии организации  не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов. Материально ответственные лица складов (подразделений) на основании первичных документов ведут количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета, а в случаях, предусмотренных П.264 Методических указаний…, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, также и суммовой учет. Указанным П.264 Методических указаний…, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н предусмотрено, что если в бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно проверяет правильность выведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость (или сальдовую книгу) сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом. По отдельным складам (кладовым, подразделениям) в качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами (кладовыми, подразделениями) вместе с первичными учетными документами. Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру. Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом. Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе.

      Исходя  из этого, в сальдовой ведомости  указываются:

  • номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
  • наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
  • единица измерения;
  • цена;
  • остаток на начало месяца - количество и сумма;
  • остаток на конец месяца - количество и сумма.

      В сальдовой ведомости для записи остатков на начало каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и т.д.) отводится две графы; в первой графе записывается количество, во второй графе - сумма. На основании указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость, в которую переносятся итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в целом. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов. В организации могут применяться оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый.

      В ООО ПМО «МакЕвро» ведется  автоматизированный учет, при котором  все учетные регистры составляются при помощи вычислительной техники.  Применение организацией автоматизированных учетных программ позволяет обеспечить формирование таких учетных регистров как:

      1) оборотная ведомость движения  материалов по номенклатурным  номерам в разрезе складов,  подразделений, мест хранения;

      2) ведомость расхода материалов  по объектам;

      3) оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;

      4) оборотная ведомость движения  материалов по неотфактурованным  поставкам;

      5) другие регистры согласно учетной  политике организации.

      На  каждое наименование (номенклатурный номер) открываются карточки учета материалов. В карточках отражается движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу, а также остаток. Ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению .

Информация о работе Аналитический и синтетический учет материалов