Установление банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Банкротство является результатом развития кризисного состояния предприятия. Современные экономические проблемы имеют специфические формы проявления. Одна из них – банкротство, неизбежное явление рыночного пространства, которое используется в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки национальной экономики.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Банкротство как объективная необходимость рыночной системы
1.1 Понятие банкротства 7
1.2 Причины банкротства 10
1.3 Банкротство – спутник рыночной экономики 13
2 Процедуры банкротства
2.1 Виды и порядок осуществления процедур банкротства 15
2.2 Мировое соглашение 26
2.3 Ликвидация обанкротившихся предприятий 32
Заключение 35
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

Одним из наиболее сильных внешних факторов банкротства являются так называемые технологические разрывы. Для каждой производственной (технологической) системы существуют определенные пределы роста объемов деятельности – те же самые процессы, которые сформировали систему, на поздних этапах развития становятся ее ограничителями. Дальнейшее развитие требует скачка в базовых характеристиках системы. В экономической литературе эти моменты называются переломными точками, технологическими разрывами. В результате хозяйственное (технологическое) развитие приобретает форму последовательных S-образных кривых с разрывами между концом одной и началом другой. Перемены готовятся подспудно, незаметно для большинства, но происходят лавинообразно. В результате предприятие, имеющее престиж лидера, почти сразу оказывается безнадежно отставшим. По оценкам специалистов, при технологических разрывах семь из десяти лидеров становятся отстающими. Для основной массы предприятий значение имеют не только крупные научно-технические сдвиги, но и мелкие оригинальные изменения, которые подрывают их преимущества в данной сфере деятельности. Идея проката детских пеленок, например, нанесла ущерб экономике предприятий, ориентированных на их продажу, а последующее изобретение одноразовых пеленок отразилось на деятельности фирм, производящих текстильные изделия.

К внешним  причинам банкротства следует также  отнести усиление международной конкуренции. Зарубежные предприятия в одних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, а в других – за счет более совершенных технологий.Внешним фактором, способным привести к банкротству предприятия, является общий экономический спад. Нередко на стадии циклического подъема осторожность покидает даже банковские структуры, которые начинают увеличивать сверх меры кредиты предприятиям. Предприятия, в которые они вкладывают средства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступает почти мгновенно из-за резкого спада рентабельности, который является результатом столь же резкого изменения цен на товары.В реальном хозяйственном процессе к банкротству предприятия могут приводить различные факторы, усиливающие или ослабляющие взаимное воздействие. Тем не менее, если удается условно выделить преобладающий фактор, то банкротство предприятия обычно подразделяется на:

– банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятием, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.;

– банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ресурсов, необходимых для развития предприятия;4

– банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции, просчетами в производственной программе;

– другие виды банкротства.

1.3 Банкротство  – спутник рыночной экономики

Темп  проводимых в стране реформ и рост экономического потенциала в значительной мере зависят от эффективности осуществления  процедур финансового оздоровления в реальном секторе экономики. Здесь  не последнюю роль играет применение механизма банкротства.

До недавнего  времени объявление о банкротстве  воспринималось как финансовый крах и ликвидация предприятия. За прошедшее  время изменилось очень многое, и  прежде всего общественное сознание. Революция в умах произошла не в начале 90-х, когда экономические реформы казались чем-то вроде скоростной езды по гладкой магистрали, а только теперь, когда мы осознаем, с какой жесткой, болезненной, неотвратимой ответственностью связана рыночная экономика. Понадобился длительный процесс адаптации к этому понятию и самому институту банкротства. Сегодня все большее число людей, в том числе должностных лиц всех уровней, начинают понимать, что без цивилизованного, эффективного рычага воздействия на неплательщиков долгов невозможно функционирование нормальной рыночной экономики. Банкротство – вовсе не чье-то изобретение, это неизбежный спутник эффективно функционирующей рыночной экономики.

Система несостоятельности является одним  из важных факторов надежного экономического развития. Она повышает доступность  кредита, стимулирует выполнение договоров, обеспечивает предсказуемое распределение рисков в случаи возникновения финансовых кризисов». Именно эта позиция является главной. Предсказуемость распределения рисков и возврата денежных средств должны обеспечиваться Законом о банкротстве.

Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными, в том числе налоговыми органами, банками и другими организациями. В этих отношениях возникают денежные обязательства, определенные законом  или договорами. В тех случаях, когда денежный размер этих обязательств превышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такие лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами).

Таким образом, банкротство является той гранью, которая может быть обусловлена различными причинами: это и неполучение средств за отпущенные товары, и затоваривание собственного производства продукцией, не имеющей сбыта, и неэффективная финансовая деятельность, и прямые злоупотребления топ-менеджеров. Однако необходимо учитывать и объективные причины – опыт прошлого. Ведь государственные предприятия в нашей стране долгое время действовали на основе централизованного планирования при низкой оплате труда, низких транспортных и энергетических тарифах, в условиях монополизма, когда имели возможность повышать цены произвольно, в зависимости от конкретных затрат. Сказывается и несовершенство нашего законодательства, особенно налогового, а также общеэкономические условия, в частности, нехватка оборотных средств (отсутствие нормальной системы кредитования).

Институт  банкротства известен всем странам  с рыночной экономикой, поскольку  последняя предполагает получение  прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга лиц – его работников, партнеров, кредиторов и других, во многих случаях порождая значительные социальные издержки. Угроза банкротства побуждает не только предпринимателя, но и органы государственного управления принимать активные меры, влиять на происходящие процессы.

В то же время процедура банкротства  является положительной мерой и  для должника. Она позволяет ему  погасить свои обязательства за счет имеющегося имущества и затем, освободившись  от долгов, начать новое дело. Другое дело, что в наших условиях, когда произошли коренные изменения в принципах хозяйствования, банкротство приобретает невиданный размах.

Наибольшее  количество дел о банкротстве, находящихся  в настоящее время в производстве, связано с ликвидационной процедурой (90,8%). Более 40 тысяч предприятий – так называемые отсутствующие должники, давно не работающие, брошенные юридические лица. Всего в стране более 1 млн. таких предприятий, и их необходимо ликвидировать. Хотя общее количество дел о банкротстве возрастает, число процедур внешнего управления изменяется непропорционально общему росту количества дел, более того, имеет устойчивую тенденцию к снижению.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Процедуры банкротства

2.1 Виды  и порядок осуществления процедур  банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника –  юридического лица применяются следующие  процедуры банкротства:

1) наблюдение;

2) финансовое  оздоровление;

3) внешнее  управление;

4) конкурсное  производство;

5) мировое  соглашение.

В случае проведения процедур банкротства обязательному опубликованию подлежат сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве.

При отсутствии возражений кредиторов должник – юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

Государственную политику в сфере финансового  оздоровления и несостоятельности (банкротства) проводит государственный  орган по финансовому оздоровлению и банкротству, имеющий территориальные органы – Федеральная служба финансового оздоровления (ФСФО России). Ее структура представлена на рис. 1 (см. приложение)

В случае возникновения признаков банкротства  руководитель должника обязан сообщить об этом своим учредителям. Предписание о необходимости такого уведомления направляет должнику ФСФО России. Все соучастники до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом обязаны принимать меры по предупреждению банкротства предприятий, т.е. меры, направленные на финансовое оздоровление. В этом случае должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

Дела  о банкротстве юридических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом  по правилам, предусмотренным АП К  РФ, месту нахождения должника.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и указанные требования не погашены в течение трех месяцев.

Дело  о банкротстве не может быть передано на рассмотрение

третейского суда.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

1) должник;

2) арбитражный  управляющий;

3) конкурсные  кредиторы с момента предъявления  ими требования к должнику;

4) уполномоченные  органы по требованиям по обязательным  платежам с момента предъявления ими требования к должнику;

5) органы  местного самоуправления по месту  нахождения должника, а также  федеральные органы исполнительной  власти, органы исполнительной власти  субъектов РФ по месту нахождения  должника в случаях, предусмотренных  Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

6) лица, предоставившие обеспечение для  проведения процедуры финансового  оздоровления.

В арбитражном  процессе по делу о банкротстве участвуют:

1) представитель  работников должника;

2) представитель  собственника имущества должника – унитарного предприятия;

3) представитель  учредителей (участников) должника  юридического лица;

4) представитель  собрания кредиторов;

5) представитель  комитета кредиторов;

6) саморегулируемые  организации.

Производство  по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом в течение пяти дней с момента поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Кредиторы вправе объединить свои требования к  должнику и обратиться в суд с  одним заявлением кредитора. Такое  заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.(2)

Заявление уполномоченного органа о признании  должника банкротом должно отвечать определенным требованиям. Порядок  подачи заявления уполномоченного  органа определяется Правительством Российской Федерации.

К заявлению  уполномоченного органа о признании  должника – юридического лица банкротом  должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности  по обязательным платежам в установленном  Законом порядке.

Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и Законом. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Для определения  финансового состояния должника при подготовке дела о банкротстве  к судебному разбирательству, а  также при рассмотрении дела о  банкротстве арбитражный суд  вправе назначить экспертизу, в том  числе по собственной инициативе.(3)

Дело  о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

По результатам  рассмотрения дела о банкротстве  арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

Информация о работе Установление банкротства предприятия