Разработка стратегии развития предприятий наноиндустрии в условиях системного кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка теоретических основ и практических рекомендаций по разработке стратегии развития предприятий наноиндустрии в условиях системного кризиса.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) ознакомиться с ГК «РОСНАНО»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1. Резюме……………………………………………………………..6
2. Общие сведение об ГК РОСНАНО………………………………7
3. Сведения о текущей деятельности ГК РОСНАНО…………….13
4. Анализ текущего финансового состояния ГК РОСНАНО……20
5. План мероприятий по стратегии развития ГК РОСНАНО…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..35
Приложение А – Бухгалтерский баланс за 2008 – 2009гг…………..36
Приложение Б – Отчет о прибылях и убытках за 2008 – 2009гг…….40
Приложение В – Органы управления ГК РОСНАНО………………..44
Приложение Г – Расчет ………………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

Ревизионная комиссия Корпорации создается для контроля финансово-хозяйственной деятельности Корпорации в количестве пяти членов. Срок полномочий членов ревизионной комиссии Корпорации - пять лет.

Ревизионная комиссия Корпорации:

1) проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности Корпорации за календарный год;

2) вправе проводить внеочередные проверки финансово-хозяйственной деятельности Корпорации по собственной инициативе или по требованию не менее чем одной трети членов наблюдательного совета Корпорации. По результатам проверки ревизионная комиссия составляет заключение и направляет его в наблюдательный совет Корпорации.

ГК РОСНАНО  участвуя в софинансировании проектов при их  реализации использует механизмы корпоративного управления, включая:

1) участие представителей Корпорации в общих собраниях акционеров/участников дочерних и зависимых обществ (ДЗО);

2) участие представителей Корпорации в работе советов директоров и ревизионных комиссий ДЗО;

3) формирование исполнительных органов ДЗО и контроль их деятельности;

4) контроль финансово-хозяйственной деятельности ДЗО, в том числе за совершением сделок с активами ДЗО.

Корпоративное управление Корпорацией позволяет обеспечить максимальную гибкость реализации проекта, с точки зрения предоставления финансирования, заключения соглашений между участниками проекта, защиты их интересов, привлечения дополнительного финансирования и возможности выхода Корпорации из проекта.

Дочерней компанией ГК РОСНАНО является РОСНАНО Капитал. РОСНАНО Капитал занимается привлечением средств российских и зарубежных институциональных и стратегических инвесторов для реализации нанотехнологических проектов в России. Фонд обеспечивает трансфер передовых технологий и привлекает международную экспертизу в российские проекты, а также стимулирует развитие финансовой инфраструктуры ранка в сфере нанотехнологий. Проект предусматривает создание семейства фондов в иностранной юрисдикции под контролем компании «Роснано Капитал». Предполагаемый размер фонда – до 1,0 млрд. долларов США, в том числе взнос со стороны РОСНАНО – до 500 млн. долларов США.

Основные цели и задачи:

- привлечение зарубежных инвестиций для финансирования наиболее перспективных Российских инновационных проектов;

- внедрение инновационных технологий, преимущественно – нанотехнологий, с целью использования их в России;

- увеличение объема продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре Российского ВВП;

- получение опыта и «лучших практик» инвестирования в мировые высокие технологии.

ГК РОСНАНО – масштабный государственный проект, конечной целью которого является перевод страны на инновационный путь развития и вхождение России в число лидеров мирового рынка нанотехнологий. Сегодня в Корпорации сосредоточены одни из лучших специалистов страны, способных наладить взаимовыгодное сотрудничество между наукой, бизнесом и государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сведения о текущей деятельности ГК РОСНАНО

 

В последнее время слова «нанонаука», «нанотехнологии» стали модными не только в научном сообществе, но и у политиков самого высокого ранга. Нанотехнологиям отдаётся самый высокий приоритет при финансировании научных и инновационных программ во всех развитых странах мира.

Нанотехнологии включены в программу развития науки более 50 государств. В 2007 году ими инвестировано в нанотехнологии более 12 млрд. долларов. Прежде всего, это США (40-45%), государства Евросоюза (15-20%), Япония (25-30%), Китай и Юго-Восточная Азия (5-10%) [1].

По оценкам экспертов объём мирового рынка наноиндустрии в 2007 г. составил 700 млрд. долларов. Ожидается, что к 2014 г. он увеличится в три раза. Менеджеры от науки предсказывают, что через десять-двадцать лет наноматериалы войдут в обиход каждого человека, а сами нанотехнологии приведут к научно-технической революции, которая перевернёт всю нашу жизнь.

В РФ принята национальная программа развития нанотехнологий, создана госкорпорация «РОСНАНО», в распоряжение которой выделили 130 миллиардов рублей в качестве имущественного взноса, а в бюджете на 2008 - 2010 гг. предусмотрено финансирование этого направления - более 180 млрд. рублей. Финансирование Корпорации увеличивается, это свидетельствует о том, что кризисное время периода 2007 – 2008 гг. не оказало влияние финансовое состояние ГК РОСНАНО.

В докладах аналитического агенства LUX Research (США), являющегося ведущей организацией в области анализа международных нанотехнологических рынков, Россия занимает на мировом рынке нанотехнологий место в зоне «младшей лиги» рядом с Бразилией и Индией (рисунок 2). Для того чтобы вырваться в зону «доминант», где сейчас располагаются США, Япония, Германия и Южная Корея, России необходимо удержать тот темп, с которым мы взялись за освоение и развитие «нано» [2].   

        

   низкий   Уровень развития нанотенологий    высокий

 

Рисунок 2 – Мировой рынок нанотехнологий.

Можно считать, что резкий рост нанотехнологических исследований начался лет 10 назад, когда в США стали готовить государственную программу National Nanotechnology Initiative (Национальная Нанотехнологическая Инициатива), одобренную конгрессом США в 2000 году. С тех пор средства, выделяемые правительством США на развитие нанотехнологий, постоянно росли (рисунок 3).

Рисунок 3 - Годовые затраты из госбюджета США на развитие нанотехнологий.

В США за период с 2001 по 2008 г.г. расходы на развитие нанотехнологий со стороны государства составили около 9 млрд. долларов, причем частные инвестиции в нанотехнологии примерно в 10 раз превысили правительственные, а число ученых, участвующих в нанотехнологических исследованиях, превысило 100 000 человек. Таким образом, за прошедшие десять лет государственное финансирование нанотехнологического проекта в США выросло в 10 раз. В 2008 году государственное финансирование нанотехнологических исследований в США составит 1,4 млрд. долларов, что соответствует примерно 35 млрд. рублей, из которых около 1/3 пойдет на научные исследования, столько же на оборону и чуть меньше на энергетические проекты.

По прогнозам, в течение следующих 10 лет на развитие нанотехнологий в мире будет потрачено 3 триллиона долларов США. Лидерами по объему инвестиций в нанотехнологии в период с 2008 по 2009 гг. стали Япония (3,6 млрд. долларов), США (3,2 млрд. долларов) и страны Евросоюза (2,8 млрд. долларов).

Россия планирует инвестировать в развитие нанотехнологий около 8 млрд. долларов до 2011 года. Для этого была создана «Российская корпорация нанотехнологий», в которой в 2008 – 2009 гг. было инвестировано в нанотехнологические проекты около 32, 2 млрд. рублей (1, 073 млрд. долларов). Как мы видим на рисунке 5 эта сумма значительней меньше, чем у лидирующих стран мира.

Рисунок 4 – Планируемое инвестирование в развитие нанотехналогий.

В течение 2009 года наблюдательным советом ГК «Роснанотех» были одобрены 54 проекта в области солнечной энергетики, машиностроения и обработки металлов, наноэлектроники, медицины и венчурного финансирования. Их общий бюджет составляет 181,6 млрд. рублей, в том числе из средств Корпорации 86,6 млрд. рублей.

Наибольшее число запросов на финансирование по производственным проектам, зарегистрированным в 2009 году, отмечено в следующих высокотехнологичных отраслях: химическая промышленность (74), медицина (67), машиностроение (63), энергетика (48), электроника (45), что представлено на рисунке 5.

Рисунок 5 – Диаграмма запросов на финансирование по производственным проектам высокотехнологичных отраслей.

Всего же в 2008 - 2009 годах был одобрен 61 проект с общим бюджетом 192,3 млрд. рублей, включая долю Корпорации в объеме 92,4 млрд. рублей. Согласно прогнозу, объем выручки по уже утвержденным в этот период проектам превысит к 2015 году 130 млрд. рублей. В 2008-2009 годах начато финансирование 17 утвержденных проектов в объеме 32,2 млрд. рублей.

Существенная их доля ориентирована на приоритетные направления модернизации экономики страны, провозглашенные Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым «Стратегия развития наноиндустрии». Выделяются основные задачи развития наноиндустрии:

1) на первом этапе стоит задача кардинального увеличения объемов производства уже выпускаемой и востребованной продукции нанотехнологий, насыщения соответствующих рынков в ближайшие три-четыре года.

2) задача второго этапа - разработка и доведение до промышленного производства новых видов продукции нанотехнологий, которые должны появиться на рынке через три - пять лет.

3) задача третьего этапа - опережающее развитие принципиально новых направлений в области нанотехнологий, обеспечивающих создание в стране надотраслевой научно-образовательной и производственной среды в перспективе на ближайшие 10-20 лет.

Реализация задачи третьего этапа приведет к созданию принципиально нового технологического базиса экономики в Российской Федерации.

Всеобъемлющий характер применения нанотехнологий свидетельствует о том, что масштабные нанопроекты носят межотраслевой характер и требуют применения новых организационных подходов для их реализации. Это обусловлено беспрецедентным разнообразием развиваемых направлений работ в рамках нанотехнологических программ, сложностью их эффективной координации, большим объемом выделяемых финансовых средств, а также ожидаемыми глобальными последствиями осуществления этих работ.

Основной проблемой является разрыв между высоким качеством осуществляемых исследований, созданных научно-технологических заделов в сфере нанотехнологий и критически низким уровнем инфраструктуры наноиндустрии в стране.

Для развития наноиндустрии необходимо создать современные кадровую, приборно-инструментальную, технологическую и информационную базы, добиться эффективной координации работ в этой области, ликвидировать избыточные экономические, институциональные и правовые барьеры, препятствующие развитию рынка нанопродукции и наноуслуг.

Должна быть сформирована инфраструктура национальной нанотехнологической сети, обеспечивающей концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях исследований и разработок, повышение эффективности работ и уровня их координации, создание благоприятных условий для ускоренного введения в хозяйственный оборот новой конкурентоспособной продукции нанотехнологии.

Особое внимание должно быть уделено созданию необходимых условий для организации эффективной деятельности национальной нанотехнологической сети.

На втором этапе должны быть созданы условия для масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода профильных российских организаций на мировой рынок высоких технологий.

Наноиндустрия России находится на таком этапе развития, когда получение результатов определяется в первую очередь новыми идеями, а необходимое оборудование только разрабатывается. С одной стороны, уже имеются новые материалы, востребованные промышленностью и способные совершить масштабную революцию в научной и производственной сферах, с другой — нет конкурентных технологий их массового производства. В этих условиях Россия может и должна сыграть значимую роль в осуществлении и продвижении соответствующих разработок и основанных на них инновационных проектов для мировых рынков. И интеллектуальный, организационный и финансовый потенциал страны позволяет  войти в число лидеров на международном рынке нанопродукции и наноуслуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ текущего финансового состояния ГК РОСНАНО

 

Исходной информацией для анализа текущего финансового состояния ГК РОСНАНО является бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2) (Приложение А, Б).

В ходе анализа активов и пассивов Корпорации  использовался вертикальный и горизонтальный анализ. Данные показателей представлены в Приложении Г. Из этого следует, что:

1. основную долю активов Корпорации в 2008 году составляют оборотные активы  99, 76 % , а основную долю пассивов составляют капитал и резервы  99, 38 %, т.к. Корпорации находиться на этапе становления;

2. к 2009 году наблюдается  увеличение внеоборотных активов на 35, 36 %  это обусловлено увеличением долгосрочных финансовых вложений  в Корпорацию государственными фондами, которые в 2008 году составляли 640 тыс. рублей, а в 2009 году 26 416 718 тыс. рублей;

3. оборотные активы к 2009 году имеют тенденцию снижения и составляют 64, 4%. Такое изменение происходит за счет снижения краткосрочных финансовых вложений, которые сократились с 130 000 142 до 41 161 139 тыс. рублей (на 41, 8%);

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятий наноиндустрии в условиях системного кризиса