Показатели кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:18, реферат

Описание

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации. Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация таков перечень этапов циклического развития организации. Она может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие кризисного состояния организации…………………… 5
1.1 Анализ причин, повлекших кризисное состояние организации………………………………………………………… 5
1.2 Методы диагностики кризисных состояний……………………... 7
2 Параметры диагностирования кризисных явлений……………... 10
2.1 Диагностирование кризиса в организации с помощью системного анализа………………………………………………... 10
2.2 Управление рисками как метод выявления кризиса в организации…………………………………………………………. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...... 17

Работа состоит из  1 файл

показатели кризиса.docx

— 37.98 Кб (Скачать документ)
  • составление перечня параметров внешней и внутренней среды;
  • количественная и качественная оценка внешних сигналов о состоянии и динамике экономической, научно-технической, экологической, демографической и правовой конъюнктуры в национальной экономике;
  • количественная и качественная оценка внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса организации и достигнутом конкурентном преимуществе фирмы на отечественном и мировом рынках;
  • определение периодичности наблюдения за установленными параметрами состояния внешней и внутренней среды организации;
  • проведение анализа возможных последствий выявленных в процессе наблюдения исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисные явления; определение «контрольных точек» в цепочках экономических явлений и порядка наблюдения за ними;
  • проведение внутрифирменного экономического анализа, обобщающего результаты наблюдений за параметрами внешней и внутренней среды организации, и оценка результатов анализа с точки зрения их влияния на возможность выполнения первоначальной миссии организации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПАРАМЕТРЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ

2.1 Диагностирование кризиса в организации с помощью

                                               системного анализа

     Системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы, предложенный отечественными исследователями позволяет рассматривать в совокупности целый ряд параметров, которые служат индикаторами кризисных явлений, нарастания угроз выполнению миссии фирмы, или, напротив, могут свидетельствовать о расширении возможностей организации. Данная методика является эффективной на этапах раннего диагностирования кризисов, когда ставится цель предупредить их возникновение, не допустить дальнейшего ухудшения показателей деятельности.

     Рассмотрим  группы показателей (сигналов о нарастании угроз), которые помогают определить возможные негативные тенденции, препятствующие выполнению стратегических целей организации.

  1. Падение величины спроса на товары фирмы, снижение покупательной способности населения, рост величины спроса на товары фирм-конкурентов.
  2. Ухудшение параметров факторов производства: сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье, материалы и оборудование, рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий.
  3. Свертывание производства родственных отраслей, стагнация их научно-технического и экономического потенциала, рост цен на услуги отраслей инфраструктуры.
  4. Ужесточение конкурентной борьбы на фоне снижения конкурентного статуса организации, активное "переключение" покупателей на товар-заменитель, ценовые войны.
  5. Неблагоприятные изменения деятельности государственных и властных структур: повышение налоговых ставок и введение новых налогов, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, таможенных пошлин, изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, контроль государства за колебаниями цен.
  6. Случайные явления: расположение фирмы в регионе, подверженном стихийным бедствиям; нестабильность внешней политики иностранных государств-партнеров по бизнесу, демографические шоки; неожиданные научно-технические прорывы, реализованные конкурентами.
  7. Ухудшение технических ресурсов фирмы: износ средств технологического оснащения (СТО), использование морально устаревших СТО; применение материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособность продукции; использование устаревших систем преобразования, передачи и контроля потребления энергии, вызывающее потери.
  8. Ухудшение параметров технологических ресурсов: отсутствие потенциала для проведения систематических НИОКР; использование технологии, не позволяющей в течение одного жизненного цикла эффективно изменять поколение продукции фирмы.
  9. Ослабление кадрового потенциала: работники ориентированы на применение командно-административных методов, выполнение традиционных видов работ, обусловленных стабильной технологией; обеспечению технической, социальной и экологической безопасности не придается первостепенного значения.
  10. Отсутствие гибкости организационной структуры: ее застой и ориентированность на исполнение функций, бюрократизация.
  11. Финансовая политика характеризуется систематическим привлечением заемных средств, происходит падение курса собственных акций фирмы.

     Диагностика кризисов, проводимая в рамках системного подхода, дает возможность получить наиболее полное представление об исследуемом  объекте.

     2.2 Управления рисками,  как метод выявления  кризиса в организации

       В практике предприятий часто  используются методы анализа,  которые позволяют с минимальными  затратами сделать оценку рисков, финансового состояния, прогнозировать  будущие тенденции развития.

     Управление рисками, их хеджирование необходимо для предупреждения неблагоприятных тенденций развития организации. Чтобы определить риски, можно использовать статистический, экспертный и комбинированный методы. Анализ риска начинается с выявления его источников и причин. Риск измеряется как вероятность определенного уровня потерь. Так, в качестве допустимого риска можно принять угрозу полной потери прибыли от того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. Критический риск сопряжен уже не только с потерей прибыли, но и с нехваткой предполагаемой выручки, когда затраты приходится возмещать за свой счет. Наиболее опасным для предпринимателя является катастрофический риск, приводящий к банкротству организации, потере инвестиций или даже личного имущества предпринимателя.

     Суть  статистического метода заключается  в том, что изучается статистика потерь и прибылей предприятия, устанавливается  величина и частота получения  экономической отдачи, а затем  составляется прогноз на будущее. Под  отдачей понимается экономическая  рентабельность и эффективность  затрат (инвестиций), которая рассчитывается как отношение прибыли к расходам, необходимым для ее получения.

     Если  кризис наступил, формируется антикризисная команда , в которую могут войти независимые аудиторы, консультанты по бизнесу и другие эксперты. Менеджеры компании должны полностью содействовать работе привлеченных экспертов. Созданная аналитическая группа устанавливает причины, приведшие компанию к существующему плачевному состоянию, определяет пути выхода из кризиса.

     Для оценки текущего состояния предприятия  используются современные инструменты  финансового анализа: горизонтальный и вертикальный виды анализа, расчет финансовых коэффициентов, анализ ликвидности баланса, экспресс-анализ общей направленности финансово-хозяйственной деятельности, оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования.

     Валовой финансовый результат компании представляет собой сумму финансовых результатов от различных видов деятельности, подразделений, товарных групп. Чтобы максимально сузить поле поиска влияния отрицательных явлений, следует разобраться в том, какие именно структурные элементы, формирующие финансовые результаты компании, оказались под негативным воздействием.

     Анализ финансовых коэффициентов предполагает расчет и оценку соотношений различных видов средств и источников, показателей эффективности использования ресурсов организации. Значение коэффициентов зависит от отраслевых особенностей и размеров предприятий. Оценка финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов может проводиться по следующим группам: платежеспособность, рентабельность, финансовая устойчивость, деловая активность, ликвидность.

     Абсолютная устойчивость финансового состояния показывает, что запасы и затраты полностью покрываются собственными оборотными средствами. Предприятие практически не зависит от кредитов.

       К финансовым коэффициентам, применяемым для оценки финансовой устойчивости предприятия можно отнести коэффициенты: автономии, соотношения заемных и собственных средств, обеспеченности собственными средствами, маневренности, прогноза банкротства и др.

 

     Неустойчивое  финансовое положение характеризуется  нарушением платежеспособности: предприятие  вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия запасов и  затрат, наблюдается снижение доходности производства. Кризисное финансовое положение характеризует предприятие на грани банкротства, просроченные кредиторская и дебиторская задолженности которого не могут быть погашены в срок.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе написания работы мы определились с причинами возникновения кризиса, решив первую задачу.

       Было определено, что возникновение  кризисных ситуаций на предприятии или в организации обусловлено самыми разнообразными причинами, которые в соответствии с теорией антикризисного управления могут быть разделены на экономические, технические, социальные, политические, природные и др. Вторая классификация рассматривает внутренние и внешние по отношению к предприятию или организации причины.

     Решение второй задачи заключалось в изложении двух принципиальных методов диагностирования кризиса: Системного анализа сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы, а так же Метода управления рисками.

     Результатом решения третьей, основной задачи стала формулировка основных параметров диагностирования кризисного состояния организации.

     Среди них:

     Платежеспособность предприятия определяется наличием у него возможности и способности своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия сделок, а также на наличие возможности получения кредитов.

     Ликвидность предприятия определяется исходя из имеющихся у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легко реализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

     Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов: материальных, трудовых и финансовых. Показатели деловой активности предприятия включают: выручку от реализации, чистую прибыль, производительность труда, коэффициент общей оборачиваемости капитала и оборотных средств, средний срок оборота дебиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и собственного капитала.

     Анализ кредиторской и дебиторской задолженности поможет определить основные направления для ее реструктуризации, т. е. уменьшения совокупного долга и его ускоренного погашения. Проводится инвентаризация задолженности, которая делится на: текущую, просроченную, пени и штрафы. Работа по ликвидации задолженности предприятия требует как анализа суммы требований, так и определения средств, которыми располагает предприятие для погашения долгов, составления прогноза движения денежных средств.

 

      

 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Акофф.Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 2008.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. - М.: Экономика, 2009.
  3. Антикризисное управление. Под ред. Уткин Г.П. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2008.
  4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2010
  5. Карась Л.Ю., Тимохов М.С., Черников В.В. Системный анализ в стратегическом менеджменте. - М.: АЭФП, 2008.
  6. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Сов. Радио, 2010.
  7. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007.
  8. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия:  Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 349 с.
  9. Чупров С.В. Прогнозирование кризисного развития предприятия // Проблемы прогнозирования. — 2002. — ¹6. — С. 150–155.
  10. Яковенко С.В. Система диагностики кризисных состояний промышленного предприятия: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Ростов-на-Дону, 2003
  11. http://www.arbitr-nsk.ru/content/view/59/56/
  12. http://aku-metod.ru/page/etapa-diagnostiki-krizisa

Информация о работе Показатели кризиса