Перестройка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:35, доклад

Описание

Перестройка - , термин, вошедший в широкое употребление с середине 80-х гг. XX века и обозначавший курс на реформирование тоталитарной системы в СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (гласность, политический плюрализм, окончание "холодной войны" и др.). К концу 80-х - началу 90-х гг. в результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества.

Работа состоит из  1 файл

Семистровая.docx

— 18.98 Кб (Скачать документ)

1.Общие причины.

Перестройка - , термин, вошедший в широкое употребление с середине 80-х гг. XX века и обозначавший курс на реформирование тоталитарной системы в СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (гласность, политический плюрализм, окончание "холодной войны" и др.). К концу 80-х - началу 90-х гг. в результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества.

В начале 1980-х гг. СССР столкнулся с целой группой кризисов. Во-первых, это был кризис сверхдержавы, выразившийся в том, что СССР стал отставать в гонке вооружений и усугубившийся безвыходным положением в Афганистане.

Во-вторых, назрел кризис государственного социализма, то есть государственно-монополистического индустриального общества. Система  социально-экономических отношений, основанная на массовом стандартизированном  производстве, лишении работника  инициативы, бюрократическом управлении всеми экономическими процессами, уже не могла обеспечить дальнейшего роста эффективности производства, выпуска продукции, которая требовалась для нужд обороны и для удовлетворения растущих потребностей населения. Из-за возникшего тотального дефицита «товаров народного потребления» постоянно росло недовольство условиями жизни. Поскольку информацию об уровне жизни в других странах с развитием современных технологий и коммуникаций скрывать уже было нельзя, то разрыв в уровне жизни в СССР и странах Запада был очевиден. Обострился кризис сельского хозяйства. За продуктами (уже не только дефицитными) стали выстраиваться километровые очереди. Если Москва и Ленинград снабжались продуктами питания относительно удовлетворительно, то в провинции не хватало самых необходимых продуктов: молока, масла, даже хлеба (мяса в местных магазинах не было постоянно). В Москву за продуктами отправлялись жители близлежащих городов, а со временем в столицу отовариваться стали приезжать издалека.

Третий  кризис, который стал одной из причин перестройки — кризис авторитарной политической системы. Советские люди уже не хотели мириться с ролью  бессловесных объектов управления, тем  более, что коммунистическая идеология объявляла, что в СССР существует демократия, и народ является хозяином страны. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция.

В обществе назрели реформы, но перестройка  началась сверху.

3. Перестройка сверху. 
В феврале 1986 на XXVII съезде КПСС были провозглашены основы политики перестройки. Планы преобразований предполагали рост темпов развития производства, прежде всего машиностроения, и его техническую модернизацию, усиление самостоятельности предприятий и углубление самоуправления и хозрасчета, расширение информированности общества о положении в стране и мире (гласность), привлечение граждан к участию в политической жизни при сохранении однопартийной власти КПСС (демократизация), улучшение отношений с капиталистическим странами на основе равноправия и открытости (новое мышление).

Нарушение демократических норм, отсутствие гласности  и командно-административные методы руководства экономикой Горбачев считал причинами застоя, бюрократизации, которые в докладе подверглись  резкой критике. Теперь консерватизм и  приверженность прежней политике официально осуждался. Доклад Горбачева вызвал большие надежды, но реально за провозглашением  основных идей перестройки не последовало  решительных действий. К концу 1986 это стало вызывать некоторое  разочарование.

Одновременно  с преобразованиями внутри страны Горбачев пытался добиться прекращения «холодной  войны». До некоторой степени стимулировав начало преобразований в СССР, внешнеполитические трудности заметно сократили  средства на их проведение. Таким образом, геополитическая ситуация затруднила (а тем самым и затянула) экономическую  составляющую реформ и способствовала обострению более поздних социальных столкновений — неизбежных в любом  случае, но в других масштабах и  формах. Внешние факторы играли не только стимулирующую, но и сдерживающую роль в отношении реформ, доминирующие причины которых лежали все же внутри страны.

Экономические реформы задерживались и из-за трагических обстоятельств (взрыв  на Чернобыльской АЭС в апреле 1986).

В январе 1987 Горбачев выступил на пленуме ЦК с речью, где провозгласил начало более решительных преобразований (в частности, в области кадровой политики).. Генсек подверг резкой критике ведомственную бюрократию. Власть ведомств над предприятиями значительно ограничивалась.

В июне 1987 был принят закон о государственном  предприятии, который предоставлял заводам и фабрикам широкую хозяйственную  самостоятельность. Авторы этой реформы, учитывая опыт 1960-х гг., справедливо  опасались бесконтрольности руководителей  предприятий. Поэтому учреждались  советы трудовых коллективов, которые  наделялись широкими полномочиями по контролю за работой директоров и  определению стратегии предприятий. Сами руководители должны были избираться трудовыми коллективами и могли  сменяться, если их работа была признана неэффективной и отрицательно сказывалсь на заработках работников. Такое самоуправление должно было превратить работников в хозяев предприятий, заинтересовать их в более эффективном труде.

Однако  система таких советов на большинстве  предприятий не заработала, так как  они действовали по-прежнему под  твердым контролем партийных  и профсоюзных организаций. Установив  свой контроль над советами и освободившись от опеки вышестоящих ведомств, партийно-хозяйственная администрация стала практически бесконтрольной.

Чтобы поставить предприятия-монополисты в условия конкуренции и тем самым сбить цены и заставить работников предприятий работать более эффективно, в 1987 реформаторы разрешили развитие негосударственных промышленных и торговых предприятий. Считалось, что это не нарушает принципы коммунистической идеологии, так как новые частные предприятия создавались на основе кооперации и получили название кооперативов. Но в действительности кооперативами такие организации были только первоначально, когда все участники вместе трудились. Законодательство не защищало прав работников кооператива, и, накопив средства, хозяева кооперативов нанимали работников и превращались в обычные капиталистические предприятия.

Первоначально реформы оживили экономическую  жизнь. Уровень рентабельности, который  в 1980-1985 гг. упал с 12,2% до 11,9%, к 1988 вырос  до 13,5% (при оценке этих данных нужно  учитывать приписки). На прилавках  появились товары ( в основном «ширпотреб»), более дорогие, по цене, но по качеству по-прежнему уступающие импортным товарам. К тому же в конце 1988 резко обострился дефицит товаров. Затраты в расчете на рубль товарной продукции в 1988-1989 впервые выросли. Производство в ряде отраслей стало падать.

Реформаторам  не удалось найти оптимального сочетания  социальных гарантий и элементов  рыночной экономики. Произошло сращивание капитала кооператоров (отчасти криминализированного) с возможностями бесконтрольного  директорского корпуса и коррумпированной части бюрократии. Через частные  организации стали перекачиваться финансовые средства государственных  предприятий и ведомств. Таким  образом оживление рынка в условиях, когда государственный и частный карманы не были разделены, приводило к разворовыванию государственной собственности и экономическому обескровливанию государственных предприятий. Бюрократическое регулирование рынка было неэффективным в силу некомпетентности и коррупции. Постепенно консервативная часть чиновников, не готовая работать в новых условиях, стала выступать за прекращение реформ. Но те слои бюрократии, которые уже обрели заинтересованность в начавшемся разделе государственной собственности, продолжали настаивать на углублении преобразований, грозивших гибелью старой партийной номенклатуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

  1. Горбачев М. С. Понять перестройку… : почему это важно сейчас. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  2. Бояринцев В. И. Перестройка: от Горбачева до Чубайса. - М.: Алгоритм, 2005.
  3. Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. - М. Аддис-Абеба: Прогресс: Кураз, 1989.
  4. Культура и перестройка. - М.: Прогресс, 1988.
  5. Перестройка и право. - М.: Наука, 1989.
  6. Уколова И. Е. СССР в годы перестройки. - М., 1999.

Информация о работе Перестройка