Особенности процедуры банкротства в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:56, реферат

Описание

В настоящее время вопросы несостоятельности (банкротства) в Германии регулируются двумя законами - Konkursordnung (конкурсное производство - принят в 1877 году) и Vergleichsordnung (мировое соглашение - принят в 1935 году).
Основной целью действующих нормативных актов, регулирующих несостоятельность, является «прежде всего, конкурсное производство с задачей удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение играет второстепенную роль».

Работа состоит из  1 файл

Особенности банкротства в Германии.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курская государственная сельскохозяйственная академия

имени профессора И.И.Иванова»

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Особенности процедуры банкротства в Германии»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

факультета экономики и   права                       5 курса группы ЭУ72

Зайферт А.А.

Проверил: Дуплин В.В.

 

 

 

 

Курск - 2011

В настоящее время вопросы несостоятельности (банкротства) в Германии регулируются двумя законами - Konkursordnung (конкурсное производство - принят в 1877 году) и Vergleichsordnung (мировое соглашение - принят в 1935 году).

Основной целью действующих нормативных актов, регулирующих несостоятельность, является «прежде всего, конкурсное производство с задачей удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение играет второстепенную роль».

Субъектами производства по делам о несостоятельности могут быть любые физические и юридические лица. Также может быть открыто производство в отношении имущества объединения, не являющегося юридическим лицом, путем приравнивания его статуса к статусу юридического лица. Производство по делам о несостоятельности может быть открыто в отношении имущества общества, не являющегося юридическим лицом (открытого торгового товарищества, коммандитного товарищества, общества по гражданскому праву, судовладельческого товарищества, европейского экономического концерна).

Производство по делам о несостоятельности не допускается относительно имущества федерации или земли, как административно-территориальная единицы, юридического лица публичного права, надзор за которым осуществляется землей. В отношении физического лица применяется особая процедура.

Для открытия производства по делу о несостоятельности закон требует, прежде всего, чтобы имелось в наличии достаточно имущества для покрытия судебных издержек по ведению дела.

Общим основанием для открытия производства является неплатежеспособность. Должник является неплатежеспособным, если он не в состоянии выполнить подлежащие исполнению платежные обязательства. Поводом для признания неплатежеспособности может послужить приостановление платежей. При подаче должником ходатайства об открытии производства о несостоятельности резюмируется наличие реальной неплатежеспособности или угрозы неплатежеспособности.

Для юридического лица основанием открытия производства также может быть превышение обязательств должника над стоимостью имущества (то есть для открытия процедур несостоятельности возможно использование либо критерия неплатежеспособности, либо критерия превышения пассивов над активами). Если должником становится субъект, не являющийся юридическим лицом, то его правовой статус приравнивается к статусу юридического лица. Право заявлять ходатайство об открытии производства имеют кредиторы и должник. Причем ходатайство кредитора допустимо, если кредитор юридически заинтересован в открытии производства о несостоятельности и может предоставить доказательства такой заинтересованности.

Если несостоятельным лицом является банк, то исключительное право на подачу заявления имеет Центральный банк.

Характерной особенностью германского законодательства раньше являлось то, что урегулировать долги несостоятельного должника можно было только мировой сделкой или конкурсным производством. Сейчас предусмотрена дополнительная возможность урегулирования с использованием конкурсного плана (в основном направленного на продолжение работы предприятия). Это новая процедура - ее можно назвать планом восстановления платежеспособности - запускается только при определенном уровне согласия кредиторов.

Следует отметить, что в германском регулировании используется принцип единой («унитарной») процедуры независимо от того, будет ли в конечном счете должник реорганизован или ликвидирован.

Германское законодательство о несостоятельности предусматривает, что при открытии производства должник отстраняется от управления бизнесом и суд назначает конкурсного управляющего. Позднее собрание кредиторов вправе избрать в качестве управляющего другое лицо Конкурсным управляющим может быть назначено пригодное, особо компетентное и независимое от кредиторов и должников физическое лицо. Конкурсный управляющий осуществляет свою деятельность под надзором суда. Он может быть отозван судом по собственной инициативе, по просьбе комитета кредиторов или собрания кредиторов. Предусматривается ответственность конкурсного управляющего в виде возмещения убытков всем участникам в том случае, если он будет признан виновным в нарушении обязанностей. Также предусматривается ответственность конкурсного управляющего, если в результате его неправильных действий будет потеряна возможность полного исполнения обязательств по конкурсной массе. В Insolvenzordnung предусмотрена возможность назначения временного конкурсного управляющего для применения мер обеспечения. По окончании возложенных на него обязанностей конкурсный управляющий должен представить отчет собранию кредиторов, который проверяет суд по делам о несостоятельности.

Органами управления также являются собрание кредиторов и комитет кредиторов. Перед первым собранием кредиторов суд может учредить комитет кредиторов. В комитете кредиторов должны быть представлены кредиторы с правом на особое удовлетворение; конкурсные кредиторы с максимальными требованиями; кредиторы с небольшими требованиями; наемные работники. Собрание кредиторов решает, следует ли создавать комитет кредиторов, и если да, то кто будет входить в его состав. Задачами комитета кредиторов являются оказание содействия конкурсному управляющему и контроль за его работой. Решения комитета правомочны, если за них проголосовало большинство при условии, что в голосовании приняло участие большинство членов комитета. Собрание кредиторов созывается, если поступило ходатайство об этом от конкурсного управляющего, комитета кредиторов или, в зависимости от суммы требований и характера прав требований, от нескольких кредиторов. Решение собрания кредиторов признается действительным, если сумма требований, принадлежащих проголосовавшим за него кредиторам, составит более половины суммы требований кредиторов, участвующих в голосовании.

На заседании по оценке отчета собрание кредиторов принимает решение, следует ли ликвидировать предприятие или разрешить предприятию временно функционировать. Собрание может также уполномочить управляющего подготовить конкурсный план.

Все дела начинаются сразу открытием конкурсного производства; формируется конкурсная масса; конкурсным управляющим готовится отчет, на основании которого принимается решение о возможности продолжения деятельности предприятия или об окончательной ликвидации. План восстановления платежеспособности может быть принят на любой стадии до окончания конкурсного производства и ликвидации несостоятельного юридического лица. В случае открытия производства суд назначает конкурсного управляющего.

При этом права должника распоряжаться и управлять имуществом, входящим в состав конкурсной массы, переходят к конкурсному управляющему.

Распоряжения должника, сделанные в отношении предметов, которые включены в конкурсную массу, являются недействительными. В то же время при наличии ряда условий суд может разрешить должнику продолжать управлять и распоряжаться имуществом, включенным в конкурсную массу, - если имеется просьба должника; если с этим согласен кредитор, заявивший ходатайство об открытии процедур; если это не причинит ущерб или приведет к затягиванию дела.

В таком случае вместо конкурсного управляющего назначается уполномоченный. Суд может отменить решение о самоуправлении, если этого потребует собрание кредиторов либо об этом будет подано ходатайство от обеспеченного кредитора или конкурсного управляющего и будут нарушены условия, разрешающие самоуправление, либо о прекращении самоуправления ходатайствует должник. В обязанности уполномоченного входит проведение проверки финансового положения должника, а также наблюдение за его расходами и доходами.

При обнаружении любых обстоятельств, которые могу привести к причинению ущерба кредиторам, уполномоченный обязан сообщить комитету кредиторов и суду о таких обстоятельствах. Должник не имеет права принимать на себя обязательства, если против этого возражает уполномоченный. Для принятия обязательств, выходящих за рамки обычного оборота, требуется согласие уполномоченного. Для совершения сделок, имеющих особое значение, должнику необходимо получать согласие комитета кредиторов. Собрание кредиторов может ходатайствовать об утверждении судом положения, при котором определенные сделки, заключаемые должником, признаются действительными только при одобрении управляющим. Такое же ходатайство может заявить обеспеченный или конкурсный кредитор, если необходимо безотлагательно предотвратить ущерб. Решение суда о необходимости получения одобрения должно быть опубликовано.

При открытии конкурсного производства вводится запрет на принудительное исполнение в пользу отдельных кредиторов по отношению к имуществу, включенному в конкурсную массу, а также на принудительное исполнение судебных решений, принятых в течение месячного срока до момента открытия производства.

Все имущество, принадлежащее должнику на момент открытия производства по несостоятельности, является конкурсной массой. Следовательно, и предметы обеспечения включаются в конкурсную массу (это - нововведение в германском праве). Все действия обеспеченных кредиторов по обращению взысканий на предмет обеспечения будут реализовываться в судебном порядке с участием конкурсного управляющего.

Если предметом обеспечения является недвижимое имущество, то кредиторы могут ходатайствовать об обращении взыскания на недвижимость. Причем порядок действий будет регулироваться законом о принудительной аукционной реализации. Если право обеспечения возникло на основании сделки или в силу закона, то обеспеченный кредитор имеет право на особое удовлетворение из предмета обеспечения главного требования, процентов и издержек. Если движимое имущество, являющееся предметом обеспечения, находится во владении конкурсного управляющего, то он может свободно реализовывать это движимое имущество. Конкурсный управляющий обязан предоставлять обеспеченному кредитору информацию, возможность осмотра предметов обеспечения, анализа бухгалтерских документов. Перед продажей предметов обеспечения конкурсный управляющий должен уведомить кредитора о своем намерении, при этом у кредитора есть право предложить свой вариант реализации. Если реализация предмета обеспечения необоснованно затягивается, обеспеченный кредитор имеет право на получение процентов, связанных с такой задержкой.

После реализации конкурсным управляющим предметов обеспечения из вырученной суммы компенсируются в пользу конкурсной массы издержки по реализации, а оставшаяся сумма передается обеспеченному кредитору. Если реализацию произвел кредитор, то он обязан компенсировать конкурсной массе издержки по фактическим расходам, связанным с предметом обеспечения, и заплатить налог с оборота. Конкурсный управляющий имеет право на использование движимого имущества, являющегося предметом обеспечения и находящегося в его владении, при условии последующей компенсации потери стоимости такого предмета.

Обеспеченные кредиторы могут отказаться от права на особое удовлетворение, при этом у них возникает право на долевое удовлетворение из конкурсной массы. Этот вариант также допустим, если особое удовлетворение стало невозможным.

В целях определения порядка очередности удовлетворения к обеспеченными кредиторам приравниваются:

- кредиторы, которым должник для обеспечения обязательства передал в собственность движимое имущество;

- кредиторы, которым принадлежит право удержания;

- федерации, земли, общины, которые владеют имуществом, являющимся гарантией уплаты налогов, сборов, таможенных пошлин.

Если у кредитора на момент открытия производства по закону или соглашению имелось право на проведение зачета, то начало процедур несостоятельности не затрагивает это право

Если право на зачет возникло в ходе производства о несостоятельности, оно может быть реализовано только тогда, когда в отношении подлежащих зачету требований наступили условия исполнения. Если требование является безусловным и может быть исполнено до начала производства, то зачет запрещен.

Зачет также не допускается, если: конкурсный кредитор стал должен конкурсной массе после открытия производства о несостоятельности; приобрел право требования к должнику от других кредиторов после открытия производства о несостоятельности; получил право требования в результате действия, которое может быть обжаловано; должен конкурсной массе, а право требования должно быть исполнено за счет свободного имущества должника.

Все имущество, принадлежащее должнику (за некоторыми исключениями), составляет конкурсную массу для удовлетворения требований кредиторов. В первую очередь из конкурсной массы удовлетворяются требования кредиторов, которые:

- обладают правом залога на вещь, входящую в конкурсную массу;

- получили от должника для обеспечения обязательств в собственность вещь;

- имеют право на удержание; а также:

Информация о работе Особенности процедуры банкротства в Германии