Оценка деятельности сегмента рынка строительных металлоконструкций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:49, научная работа

Описание

Металлоконструкции твердо закрепили свои позиции в жизни современных людей. Их применение настолько широко, что мы уже и не обращаем ровным счетом никакого внимания на изделия из металлоконструкций - они повсюду и привычны глазу, равно, как и другие повседневно встречающиеся предметы. Металлоконструкции используются в создании мебели, как бытовой, так и профессиональной, и строительстве зданий (ангары, боксы), и при возведении различных сооружений, например, таких, как ограждение или вышка сотовой связи.

Работа состоит из  1 файл

Научная работа по .doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

     Объем российского рынка строительных металлоконструкций на 2007 год составил около 4695 тыс. тонн. Данный показатель включает объем потребления проката (оцинкованного и с полимерным покрытием), используемого для производства профнастила, трехслойных панелей и гнутых профилей. Полученный объем рынка представляет собой не только объем выпуска продукции заводами-изготовителями металлоконструкций, но и объем производства металлоконструкций непосредственно на строительной площадке монтажными организациями. По данным экспертов, объем производства «на строительной площадке» может достигать 40% совокупного объема рынка.

     Динамика рынка положительная, ежегодные темпы роста в 2005-2007 гг. составляли 10-12%. По мнению экспертов, в среднесрочной перспективе положительная динамика рынка продолжиться с сопоставимыми  темпами роста.

     В ближайшие годы наибольший объем строительства будет приходиться на долю тех отраслей, где сокращение сроков строительства даст наибольший экономический эффект. А легкие бескаркасные металлоконструкции уже сегодня нашли свою нишу в строительстве. Серийно изготавливаются бескаркасные складчатые здания пролетом 12, 15, 18, 24 и более метров. Они применяются в качестве складов, гаражей, лесопильных цехов, компрессорных и мобильных электростанций, ангаров для аэропортов, сельскохозяйственных объектов, спортивных комплексов, зданий и сооружений легкой промышленности, учреждений культуры и быта. Особенно перспективно применение этих зданий в труднодоступных районах и в условиях Крайнего Севера.

     Все строительные металлоконструкции производятся либо из алюминия, либо из стали. Из алюминия изготавливаются преимущественно ограждающие профили для комплектации гражданских и промышленных объектов. Стальная продукция представляет собой несущие каркасные конструкции для всех типов зданий и сооружений.

     Строительные металлоконструкции классифицируются по ряду признаков.

Данная  классификация представлена в табл.1.  
 
 

                                                                                                                                          
 
 
 
 
 

                                                                                                                                         Таблица 1

Классификация строительных металлоконструкций по признакам 

По  области применения По способности  к трансформации По степени типизации
1. Каркасы и отдельные элементы зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения;

2. Инженерные сооружения и оборудование (мачты, башни, трубы, резервуары, газгольдеры и т.п.), в том числе для подземного строительства.

1. Стационарные;

2. Сборно-разборные;

3. Трансформируемые.

1. Типовые:

- Часто  повторяющиеся конструктивные элементы (колонны, фермы подкрановых балок,  оконных и фонарных переплетов  и т.п.);

- Сооружения (радиомачты, башни, опоры линий  электропередачи, резервуары, газгольдеры, пролетные строения мостов и т.п.);

- Некоторые  унифицированные виды промышленных  зданий и сооружений.

2. Индивидуальные.

- А также  по металлоемкости и некоторым  другим, не закрепленным в классификации,  понятиям.


 
 
 
 

Внутреннее  производство значительно преобладает над импортом. (см. рисунок 1)

Рис. 1. Соотношение импорта, экспорта и внутреннего производства на рынке металлоконструкций

     По данным Росстата в России насчитывается  более 1000 предприятий, занимающихся производством строительных металлических конструкций.  Наиболее крупных производителей, с максимальным географическим охватом рынков – около 10. Эксперты характеризуют рынок, как высококонкурентный.

     Интересно, что западноевропейские и американские поставщики металлоконструкций и ограждающих элементов представлены на российском рынке очень слабо. Их количество исчисляется единицами. Не так давно некоторые представители иностранных Компаний даже заявляли, что ввиду отсутствия строительного бума выход на российский рынок им не интересен. Нельзя сказать, что ситуация кардинально изменилась. Продукция иностранцев, и без того недешевая из-за высоких таможенных пошлин, автоматически попадает в верхний ценовой диапазон. Никто не сомневается, что западные поставщики способны предложить высочайший уровень качества, основанный на многолетнем опыте и помноженный на традиционную культуру проведения строительных работ, однако переплачивать за это в разы (например, стоимость западной сэндвич-панели может достигать 100 долларов за кв. метр, в то время как отечественную можно найти и за 25 долларов) готовы далеко не все. Одно дело покупать отечественные конструкции, пусть даже и выполненные на импортных производственных линиях, а другое дело везти все из-за рубежа. Чтобы сделать свою продукцию конкурентоспособной, иностранные производители пытаются свести к минимуму свои затраты. Одни вводят для российских партнеров специальные скидки, другие - организуют собственное производство, и почти все допускают ограниченное использование некоторых российских комплектующих, которые, правда, должны отвечать корпоративным стандартам и поэтому тоже оказываются не самыми дешевыми.

Основными достоинствами металлоконструкций сегодня являются:

- меньший  вес, чем у железобетонных конструкций,

- простота  и серийность изготовления,

- легкость  монтажа и демонтажа, 

- удобство  и быстрота возведения,

- возможность  осуществления монтажа крупными  блоками,

- транспортабельность, 

- прочность и долговечность,

- надежность  в эксплуатации.

  

Недостатки  строительных металлоконструкций:

- Меньшая  долговечность

- Подверженность  коррозии

- Малая  огнестойкость

     Несмотря на все преимущества зданий из легких металлоконструкций, развитие этого сегмента рынка идет не столь быстрыми темпами, как можно было бы ожидать. При том, что металлоконструкции имеют долгую историю, современный потребитель из числа владельцев розничных предприятий относится к ним как к некому новшеству, которое требует преодоления определенного психологического барьера. Несмотря на все таможенные препоны, иностранные компании будут выходить на российский рынок, заставляя потесниться отечественных производителей, хотя многие уверены, что емкость рынка позволит безбедно сосуществовать и тем и другим. В ближайшей же перспективе следует, скорее, ожидать ухода с рынка мелких компаний, не обладающих собственной проектной базой и хорошим менеджментом.

     Как это ни странно, но долговечность здания - это не всегда очевидный плюс. Например, есть законодательные положения, по которым здания, относящиеся к временным, значительно проще утвердить и согласовать. При строительстве торговых центров, магазинов или складов погоня за долговечностью не нужна. В торговле главное - как можно быстрее окупить затраты, а рассчитывать на то, что и спустя десятилетия торговое предприятие будет успешно функционировать в том же формате и в тех же помещениях, несколько самонадеянно.

      
 

     Экономический кризис, начавшийся в середине 2008 года, оказал значительное негативное влияние на российский рынок строительных металлоконструкций.  
 
Опрос производителей металлоконструкций показал, что падение объема выпуска продукции в 1 квартале 2009 года составил около 25-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 
 
     Самой острой проблемой, с которой столкнулись производители металлоконструкций в период кризиса, - отсутствие платежеспособного спроса. Опрошенные представители заводов говорят о сформированном портфеле заказов, который покрывает мощности производства на весь 2009 год, однако многие заказчики из числа строительных компаний и девелоперов оказываются неплажеспособными. В числе названных компаний, испытывающих проблему финансирования, - «Миракс», «Главмосстрой», «Капитал Групп» и другие крупные застройщики.  
 
     Ситуация вынуждает производителей менять сбытовую политику. В частности, искать «качественных» заказчиков, готовых гарантировать своевременную оплату, выполнять работу без аванса – по факту поставки.  
 
     Одновременно снижается стоимость готовых изделий – на 15-20% по сравнению с 3-м кварталом 2008 (локальным максимумом стоимости металлоконструкций). Снизить себестоимость позволяет снижение основных статей затрат: стоимость металла сократилась практически в два раза, стоимость рабочей силы – на 30% в среднем по отрасли. 
 
     Из числа опрошенных компаний только две заявили о снижение экспортных поставок: ЗМК «Санкт-Петербург» - на 25%, и ЗМК «Маяк» - на 10%. Экспортные поставки других заводов остались на прежнем уровне.

    Большинство участников рынка рассматривает перспективы бизнеса в 2009 году умеренно оптимистично. Производители металлоконструкций ощутили оживление спроса в начале 2 квартала 2009 года и ожидают продолжение этой положительной тенденции. Производственной задачей на 2-4 кв. 2009 года компании считают сохранение объемов производства на уровне прошлого года. 
 
     В целом ожидания участников рынка сводятся к двум позициям: 
1. Падение объемов производства в 2009 году составит не более 30% 
2. Сокращение объемов производства в 1 кв. 2009 года будет компенсировано за счет второго полугодия.

    

     Объем производства стальных строительных конструкций в 2007-2008 гг. находился на уровне 1 млн. тонн. В 2009 году отмечено глубокое падение производства, по итогам первых 8 месяцев производство снизилось на 28%. Анализ помесячной динамики за 8 месяцев 2009 г. дает основания полагать, сложившийся уровень падения сохранится до конца текущего года, объем производства составит 776,6 тыс.тонн. В августе отмечен самый высокий объем производства в текущем году – 70 тыс. тонн, динамика месяц-к-месяцу имеет повышательный тренд.

     Изменение объёмов производства представлено на рис.2.

 
 
 
 
 

  

     Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий в январе-феврале 2007 г. превысило уровень января-февраля 2006 г. на 10,1%, при этом прирост металлургического производства составил 7,8%, а производства готовых металлических изделий – 20,5%, сообщила МС&C сотрудник пресс-службы Ruukki Виктория Полянская.

     На период до 2010 г. сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством сырья и материалов и топливно-энергетических ресурсов. В 2008-2010 гг. годовые темпы прироста промышленного производства, с учетом дополнительных мер, направленных на ускорение роста и диверсификацию экономики, составят 4,8-5,2%. Эти расчеты опираются на прогнозируемое улучшение неценовой конкурентоспособности российской экономики и активизацию структурных сдвигов в пользу высокотехнологичного сектора.

     Эти тенденции повысят спрос на металлоконструкции для быстровозводимых зданий. По экспертным оценкам, внутренний рынок металлоконструкций на сегодня оценивается в €700 млн и растет на 15-20% в год.

  К настоящему моменту на российском рынке представлено около 100 крупных и средних компаний, заявляющих о возможности изготовления быстровозводимых зданий на основе традиционных и легких металлоконструкций.

     Распространенной практикой на рынке является предложение одновременно нескольких технологий строительства быстровозводимых зданий. В частности, более одной технологии предлагают около 65% всех участников рынка.

      Продажи быстровозводимых зданий крупные российские компании осуществляют через собственные офисы и филиалы, а также через партнеров – строительные компании. У некоторых предприятий со строительными фирмами оформлены официальные дилерские отношения. Мелкие производители металлоконструкций обычно сбывают свою продукцию в своем регионе прямыми продажами.

     О наличии собственной дилерской сети заявляют не более 10% компаний. Наиболее показательны примеры: “Астрон Билдингс”, “ЗМК Венталл”, “Завод модульных конструкций Техлайн”, “ПК Веста”, “ПСК Пулково”.

     Развитую региональную сеть собственных отделов продаж имеет “ГК Маяк”, “Трест Уралстальконструкция” и “Самарский завод Электрощит – Стройиндустрия”.

          В общем случае российские производители предлагают быстровозводимые здания для широкого спектра отраслей. Наиболее распространено изготовление зданий производственного назначения, включающих в себя промышленные, торговые и складские помещения.

     Вместе с тем можно выделить ряд направлений, на которых специализируется существенно более узкий круг игроков: 
- спортивные сооружения – предлагают 36 производителей; 
- объекты транспортной инфраструктуры   – предлагают 28 производителей; 
- здания сельскохозяйственного назначения – предлагают 14 производителей; 
- здания для месторождений нефти и газа – предлагают 12 производителей.

     По оценкам участников рынка, к настоящему моменту в отношении быстровозводимых зданий достигнуто оптимальное соотношение “цена - срок выполнения заказа - качество”. При этом ценовая конкуренция наблюдается не столько между быстровозводимыми зданиями и традиционными технологиями строительства, сколько между различными проектами непосредственно быстровозводимых зданий.

     Цены на схожие комплекты быстровозводимых зданий у разных производителей в пределах одного региона отличаются на 60-70%. Собственно стоимость комплекта быстровозводимых зданий в общем объеме затрат на строительство здания составляет только 55%, поэтому производители, уступающие в цене комплекта, могут предложить ряд дополнительных услуг и сделать скидку в случае заказа полной комплектации объекта. 

Основные  конкурентные преимущества и факторы, способствующие успеху на рынке быстровозводимых зданий заключаются в следующем: 
- оптимизация производственного процесса: использование современных компьютерных средств для расчета и проектирования конструкций и современного оборудования; 
- комплексный подход в работе с заказчиком и гибкость в отношениях: собственное производство металлоконструкций, ограждающих конструкций, ворот, дверей, окон; оказание услуг по доставке комплекта, монтажу и отделке “под ключ” силами собственных или партнерских организаций (развитие маркетинговых альянсов); адаптация под специальные требования и пожелания заказчиков; 
- удобное расположение производства относительно транспортных узлов и магистралей; услуги по доставке; 
- ориентация на потребителей и тенденции потребления, разработка типовых комплектов зданий для использования в конкретной сфере (склады, сельское хозяйство, промышленность, спортивные сооружения); 
- инвестиции в инновации: создание и продвижение на рынок более эффективных систем (сварные балки, гофробалки, холодногнутые оцинкованные стальные профили и их системы); 
- квалификация персонала: наиболее важный фактор – наличие опытных проектировщиков и конструкторов (наиболее высокооплачиваемые ИТР предприятия), постоянный процесс обучения и повышения квалификации; 
- отлаженная система устранения брака, послепродажных консультаций, шефмонтажа; наличие механизма обратной связи с целью выяснения нужд потребителя, а также степени его удовлетворенности; снижение времени обратной связи при расчете стоимости по ТЗ; 
- сильный узнаваемый бренд и качественное портфолио (проблема многих участников рынка заключается в отсутствии бренда и несистематичном преподнесении своего опыта

Информация о работе Оценка деятельности сегмента рынка строительных металлоконструкций