Необходимость и содержание антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:19, реферат

Описание

Все процессы, происходящие в организации делятся на две группы:
управляемые;
неуправляемые.
Управляемые процессы - это процессы которые поддаются изменению в определенном направлении при воздействии на них.
Неуправляемые процессы - это процессы направленность и характер которых по тем или иным причинам изменить не возможно поскольку они протекают по собственным законам.

Работа состоит из  1 файл

Рефераты.docx

— 23.79 Кб (Скачать документ)

                            «Необходимость и содержание антикризисного управления»

1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного управления

Все процессы, происходящие в организации делятся на две группы:

управляемые;

неуправляемые.

Управляемые процессы - это  процессы которые поддаются изменению в определенном направлении при воздействии на них.

Неуправляемые процессы - это  процессы направленность и характер которых по тем или иным причинам изменить не возможно поскольку они протекают по собственным законам.

Управляемые и неуправляемые  процессы находятся в определенном соотношении и в состоянии  динамического процесса.

Также к кризису можно  отнести невидение тех процессов которыми можно и необходимо управлять.

Кризисная ситуация может  возникнуть также когда существует стремление управлять неуправляемыми процессами или когда не существует механизмов управления, но осуществляются попытки стабилизировать ситуацию.

Антикризисное управление - это управляемый процесс, направленный на предотвращение или преодоления  кризиса, соответствующий целям  организации и отвечающий объективным  тенденциям его развития.

В соответствии с содержанием  антикризисного управления различают  превентивное и реагирующее управление кризисами.

Превентивное  управление кризисом - это комплекс мероприятий по отслеживанию внутренних и внешних факторов развития организации.

Превентивное антикризисное  управление предполагает разработку антикризисной  информационной системы, которая включает сбор, анализ, составление прогнозов  и предоставление руководителям  организации информации о внешних  факторах и процессах (разработка конкурентами новых видов продукции, слияние, поглощение фирм конкурентов, реакция  покупателей на продукцию фирмы, а также разработка возможных  решений правительства, которые  могут оказать влияние на эффективность  производства на предприятии).

Выявление внутренних кризисных  факторов и процессов (текучесть  персонала, объем реализации, уровень  ликвидности, динамика важнейших финансово-экономических  показателей).

Реагирующее антикризисное  управление включает в себя подготовку плана мероприятий по преодолению кризисных ситуаций, назначение ответственных руководителей и исполнителей этого плана, а также контроль за исполнением и корректировка плана мероприятий.

Процессы развития цикличны, и их изменение происходит в четыре этапа:

простое управление;

управление в условиях нарастающей сложности управления;

управление, адаптированное к нарастающей сложности производства;

управление не соответствующее  сложности производства (кризис управления).

Первый этап развития не отличается многообразием функций, не требует больших затрат на обеспечение  эффективного управления и предполагает простые организационные формы. При нарастающей сложности производства второй и третий этапы. Управление в  своем развитии должно опережать  развитие производства, только тогда  оно будет эффективным. Это потребует  реконструкции управления и повлечет усложнение в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношении, также потребует формирования исследовательских  и образовательных структур. Тенденция  развития производства сменяется периодом замедление темпов и накопления потенциала для последующей его реконструкции. На этом этапе возникает новое  несоответствие сложности производства и управления, следовательно опасность кризиса управления. Таким образом основной целью антикризисного управления является максимальное опережение тенденции развития управления относительно тенденции развития производства.

2. Необходимость и проблематика антикризисного управления

Антикризисное управление представляет собой управление, направленное на прогнозирование опасности кризиса, анализ его симптомов, разработку мер  по снижению отрицательных последствий  кризиса и использование его  факторов для последующего развития.

Значение антикризисного менеджмента в системе стратегического  и тактического управления определяется тем, что он вносит корректировки  в функцию направленности развития предприятия, а также в распределение  ресурсов обеспечивающих реализацию стратегических целей предприятия.

Практическое значение антикризисного управления состоит в том, что  оно:

проясняет возникшие проблемы в деятельности предприятия;

выступает средством выживания  в кризисной ситуации;

снижает риск банкротства  и ликвидации предприятия;

координирует деятельность предприятия в целом;

способствует мобилизации, рациональному распределению и  использованию ресурсов.

Роль антикризисного управления как разновидности управления деятельностью  предприятия очень велика. С переходом  к рыночным отношениям у отечественных  предприятий возникла потребность  в его практическом применении.

Основными проблемами, затрудняющими  внедрение системы антикризисного управления, являются следующие:

недоверие к формальным методам  и методике антикризисного менеджмента  основанное на мнении, что в бизнесе  главное ориентироваться в текущей  обстановке;

высокая подвижность внешней  среды вызванная колебаниями конъюнктуры рынка и социально-политическими факторами;

недостаток высококвалифицированных  руководителей и ориентация на опыт централизованного управления;

слабое техническое, не совершенное  методическое и недостаточное информационное обеспечение антикризисного менеджмента;

необходимость дополнительных затрат на проведение специальных исследований, диагностирование, прогнозирование  и планирование;

чрезмерно высокая неопределенность российского рынка;

несовершенство законодательства с одной стороны и законы не послушание с другой.

Как основная часть системы  управления антикризисное управление имеет схожую систему элементов  включающих следующие подсистемы:

целевая - это совокупность стратегических и тактических целей  функционирования предприятия. Компонентами этой подсистемы является: повышение  качества продукции, ресурсосбережение, расширение рынков сбыта, организационно-техническое  развитие производства, профессиональное развитие коллектива.

функциональная, которая предполагает разработку, организацию и осуществление управленческого процесса. Ее компоненты: маркетинг, прогнозирование, планирование, разработка и принятие управленческого решения, организация его выполнения, учет результатов выполнения решения, мотивация и регулирование выполнения решения.

обеспечивающая - состав, уровень  качества и организация обеспечения  системы управления всем необходимым  для ее нормального функционирования. Ее компоненты: методическое, ресурсное, информационное, кадровое, правовое обеспечение.

внешняя среда - это факторы  макро среды предприятия, инфраструктура региона влияющая на содержание и качество управленческих решений.

управляющая - это совокупность требований к качеству управленческого  решения и организации процесса управления персоналом по достижению целей и задач системы. Ее компоненты: управление персоналом, социология и  психология менеджмента, технология разработки и реализации управленческого решения, анализ и прогнозирование принятия решения.

обратная связь - это различная информация поступающая от исполнителей и потребителей к источнику принятия решения.

Проблематика антикризисного менеджмента может быть представлена четырьмя группами:

первая группа проблем  включает проблемы распознавания предкризисных  ситуаций и предполагает своевременное  обнаружение кризиса, его первых признаков, характера и разработка механизмов предотвращения кризисной  ситуации;

вторая группа проблем  связана с методологическими  проблемами жизнедеятельности организации. В процессе решения такого рода проблем  формируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в кризисной ситуации. Также эта группа включает в себя комплекс проблем финансово-экономического характера;

третья группа проблем  включает проблемы прогнозирования  кризисов и вариантов поведения  социально-экономической системы  в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и  разработки управленческих решений. Здесь  существует множество ограничений  по времени, квалификации и недостатка информации. В этой группе проблем  особое внимание уделяется разработке инновационных стратегий способствующих выводу организации из кризиса;

четвертая группа проблем  включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации, а также проблемы инвестирования антикризисных мероприятий, маркетинга, банкротства и санации предприятий.

Таким образом, антикризисное  управление - это тип управления, который обладает как общими чертами  для управления так и специфическими его характеристиками.

3. Признаки и особенности антикризисного управления

Антикризисное управление предполагает применение к предприятию социально-экономических, профилактических и оздоровительных  процедур направленных на повышение  его конкурентоспособности.

Стратегия антикризисного управления - это совокупность действий и последовательность принимаемых управленческих решений  позволяющих оценить, проанализировать и разработать необходимую систему  воздействия с целью оздоровления предприятия и предотвращения его  банкротства.

Антикризисная политика - это  генеральное направление деятельности предприятия, совокупность принципов, форм и методов организационного поведения направленных на сохранение, укрепление и улучшение финансового и технико-экономического состояния предприятия и формирования механизмов управления способных своевременно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка.

Кризисные ситуации возникают  на всех стадиях жизненного цикла  организации.

В зависимости от глубины  и характера кризиса процесс  антикризисного управления может протекать  активно или пассивно.

В случае возникновения негативных тенденций временного характера  в активном функционировании системы  антикризисного управления нет необходимости. В условиях устойчивого экономического спада характеризующегося не платежеспособностью  предприятия антикризисное управление активизируется в соответствии с  усугублением кризисной ситуации.

Объектом антикризисного управления являются все элементы деятельности предприятия:

рабочая сила;

средства производства;

организация производства, труда и управления;

инвестиции;

финансы;

внешняя и внутренняя среда  предприятия.

Т.е. антикризисное управление представляет собой вид комплексного управления предприятием.

Особенностью антикризисного менеджмента является то, что в  качестве предмета выступают профилактические мероприятия финансового оздоровления организации.

Цель антикризисного управления состоит в подготовке базы для  последующего старта развития и совершенствования  деятельности хозяйствующего субъекта.

Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые  отражают предмет управления и определяют его результат.

Выделяют шесть функций  антикризисного управления:

предкризисное управление;

управление в условиях кризиса;

управление процессами выхода из кризиса;

стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости);

минимизация потерь и упущенных  возможностей;

своевременное принятие решений.

Антикризисное управление предполагает наличие внутренних и внешних  ограничений, которые находятся  в определенном соотношении. В зависимости  от того как складывается это соотношение  изменяется и вероятность кризисных  ситуаций. Внутренние ограничения снимаются  по средствам отбора персонала, его  обучения и ротации, а так же совершенством  системы мотивации. Информационное обеспечение системы управления также способствует снятию внутренних ограничений. Внешние ограничения  регулируются развитием маркетинга и системы PR.

4. Эффективность антикризисного управления

Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения цели, смягчения, локализации  или позитивного использования  кризиса в сопоставлении с  затраченными на это ресурсами. Такую  эффективность очень трудно определить в точных расчетных показателях, но ее можно оценить при анализе управления его просчетов и успехов.

Выделяют основные факторы которые определяют эффективность антикризисного управления:

профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. Приобретается в процессе специального обучения, накопленного опыта и развития искусства управления в кризисных  ситуациях;

искусство управления данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки. Здесь особенно важно проводить прихологическое тестирование менеджеров с целью отбора руководителей способных чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстимальных ситуациях;

методология разработки рискованных  решений. Должна определять такие качества управленческих решений, как своевременность, конкретность, полнота отражения  проблемы, организационная значимость;

научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Прогнозирование основанное на точном научно-обоснованном анализе позволяет видеть все проявления приближающегося или происходящего кризиса;

Информация о работе Необходимость и содержание антикризисного управления