Международная практика реструктуризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:21, реферат

Описание

Приведем несколько примеров из опыта американского и европейского бизнеса. В середине 90-х гг. крупнейшая американская компания The Whirlpool Corporation объявила о начале программы реструктуризации. В своей стратегии она сделала упор на развитие основного направления деятельности - выпуска крупногабаритной бытовой техники.

Работа состоит из  1 файл

Роль реструктуризации в антикризисном управлении.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)

  Международная практика реструктуризации

  Приведем  несколько примеров из опыта американского  и европейского бизнеса. В середине 90-х гг. крупнейшая американская компания The Whirlpool Corporation объявила о начале программы  реструктуризации. В своей стратегии она сделала упор на развитие основного направления деятельности - выпуска крупногабаритной бытовой техники. При этом целевые показатели развития были выражены категорией "экономической добавленной стоимости ", которая более точно отражает структуру капитала и характер создаваемой под руководством менеджеров стоимости. Изменения затронули все подразделения The Whirlpool Corporation в различных странах мира. Была проведена реорганизация совместных предприятий с азиатскими партнерами. Часть производств в Азии и Европе прекратила свою деятельность. Несмотря на неопределенность первых шагов The Whirlpool Corporation, инвесторы благоприятно отреагировали на принятие новой стратегии, и уже через две недели после объявления о начале реструктуризации, акции The Whirlpool Corporation возросли почти в 2 раза.

  Еще один пример типичной истории американского  успеха - биография Лоренса Тиша. Он стал миллиардером после реструктуризации в 80-х гг. и продажи крупнейшей американской телекомпании CBS. Купив 25% ее акций в 1985 году за 800 млн долларов, после девяти лет управления он продал компанию за 5,4 млрд долларов, обогатив не только себя, но и остальных акционеров. Методы, которыми он действовал, сами американцы называют методами "калькулятора и скальпеля". Радикально сократив на первоначальном этапе издержки, Тиш принялся за реструктуризацию активов и выделение непрофильных бизнесов. Так, было продано издательское подразделение, звукозаписывающая компания CBS Music Group. В общей сложности продажа непрофильных активов принесла группе CBS более 2,5 млрд долларов.

  И третий пример - это удачная стратегия  роста стоимости с помощью  переориентации бизнеса, которую использовали компании США высокотехнологичных  отраслей в конце 90-х годов. Всем известная корпорация Intel перешла с выпуска компьютерной памяти на выпуск микропроцессоров. И сейчас Kodak планирует провести реструктуризацию компании с целью повышения конкурентоспособности в сфере художественной фотографии.

  Среди европейских  компаний также известны случаи резкого  увеличения капитализации благодаря стратегии экспансии на рынке. Стратегия известной пивной компании Heineken была долгое время направлена на поглощение мелких европейских производителей пива и, в конечном счете, способствовала почти двойному росту цен акций Heineken (что значительно опережало и рост индекса датского фондового рынка). Только за последние пять лет сделки по приобретениям ежегодно повышали ее цену на 12%. Особенно высоко цены взлетали после объявления об очередном поглощении.

  Из публичных  компаний, которые прошли этот тернистый путь, необходимо выделить компанию ЮКОС. Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский практически воспроизвел на примере своей организации классическую западную структуру управления вертикально интегрированной корпорацией. Главная проблема, которая возникла у ЮКОСа в ходе реструктуризации - это выделение сервисных структур в отдельный бизнес. Компания проделала огромную работу по коренной реструктуризация непрофильных активов, нацеленную на снижение издержек и сопровождавшуюся массовыми увольнениями (из 65 тысяч производственного персонала непрофильных активов было уволено 45 тысяч человек). Правда, уже через два года существенный выигрыш от таких действий получили акционеры. Капитализация ЮКОСа после реструктуризации активов возросла почти в 10 раз.

  Финансовое  оздоровление и реструктуризация компаний в условиях кризиса

  • 26 марта  2011

  Мировой кризис сделал перед отечественными компаниями вновь чрезвычайно актуальным вопросом реструктуризацию и финансовое оздоровление, чтобы не стать банкротом.

  Специалисты выделяют три главных составляющих реструктуризации бизнеса: 
1. Финансовая сторона вопроса - работа с активами и пассивами фирмы. 
2. Правовая сторона - необходимые юридические манипуляции. 
3. Системная сторона - вопросы, связанные с изменением структуры предприятия.

  Объединив все эти элементы, можно сформировать более полное и четкое определение. Итак, реструктуризация - это юридически значимые действия, которые призваны преобразовать строение компании для  улучшения ситуации с ее расходами и доходами. Регулируется этот процесс в целом Гражданским кодексом РФ, вышеупомянутым Законом о реструктуризации кредитных организаций, а также десятком подзаконных актов (в основном постановлений Правительства РФ).

  Для чего нужно подключать данный механизм, в каких случаях нужна реструктуризация? Прямыми показаниями к внедрению новых форм и методов хозяйствования являются следующие факторы: 
- недостаток денежных средств у фирмы, в том числе оборотных; 
- усиление давления со стороны кредиторов, требующих срочно вернуть им долги; 
- убыточность бизнеса на протяжении длительного срока; 
- потеря конкурентных преимуществ и низкая эффективность компании по сравнению с аналогичными предприятиями по отрасли.

  То есть в условиях финансового кризиса  и падения доходности от бизнеса как никогда актуально заняться преобразованием фирмы. Но что именно может принести владельцам компании успешно проведенная реструктуризация, какие преимущества и удобства она гарантирует? 
Итогом благополучно прошедшей реструктуризации могут стать следующие события: 
- увеличение отдачи от бизнеса, рост объемов продаж; 
- повышение управляемости предприятием, увеличение эффективности используемых управленческих решений; 
- получение максимально высокой отдачи от вложенных денежных средств; 
- получение от внешних источников дополнительных финансовых вливаний на выгодных условиях.

  Для каждой фирмы реструктуризация, как и  любой вынужденный шаг, - это непростой  и даже болезненный процесс. Чтобы  достичь успеха в этом начинании, придется задействовать немало средств и сил, преодолеть массу новых для компании трудностей, с которыми ей не доводилось встречаться в обыденной жизни. Переломить ситуацию нелегко, но возможно. Ведь цель более чем притягательна - достижение успеха в бизнесе. Конечно, наиболее грамотное решение - это привлечение к проведению реструктуризации специалистов.  
Самые яркие примеры "проблем реструктуризации": 
- возможно использование схемы фиктивного
банкротства компании и незаконный сброс активов; 
- поглощение преобразованного предприятия конкурентами (так называемый гринмейл);

  Увы, в  нашей стране пока совсем немного  специалистов, разбирающихся в столь  сложных вопросах, и зачастую основными  используемыми методами для реструктуризации бизнеса становятся малополезные шаги. Дело в том, что при попадании в сложную, стрессовую ситуацию люди начинают метаться, не знают, за что хвататься, и пытаются бороться не с причинами, вызвавшими проблемы (неправильно выбрана продукция для производства и продажи), а с их последствиями. Раз товар не покупают и денег не хватает, давайте производить его меньше, уволим часть сотрудников, сократим траты на "прожорливую" рекламу - думают они. Но эта политика в корне не верна! Она крайне малоэффективна и ведет не к упрочению бизнеса, а скорее к окончательной его деградации. Здесь нужно действовать с точностью до наоборот, идти от противного, и это будет более актуально и эффективно. 
В чем же секрет? Существуют объективные законы экономики, которые действуют постоянно, будь то кризис или спокойные годы экономического процветания. Так вот, эти законы не позволяют предпринимать типичные, якобы антикризисные меры без того, чтобы уменьшилась прибыль организации. Снижаются объем продажи и качество продукции, и, как следствие, клиенты утрачивают интерес к компании, конкуренты оттягивают потребителей на себя, процесс движется по нарастающей и в итоге приводит к коллапсу. Вроде бы все делали правильно, пытались спасти компанию, а получилось, как обычно, плохо.

  Лучшие  специалисты по антикризисному управлению рекомендуют стремиться к увеличению прибыли, делать все возможное для роста конкурентоспособности компании, не ставя во главу угла расходы. Для этого понадобятся сильные маркетинговые ходы и тщательно продуманная стратегия. Суть маркетинга не в том, чтобы удачно сбыть малополезный и никому не нужный товар, а в том, чтобы производить и продавать востребованную продукцию, которую охотно купят потребители. Нельзя не соблюдать законы маркетинга, пиар, реклама - все это вторично. 
Следует уделить внимание таким вехам, как: 
- стратегия развития; 
- ценообразование; 
- позиционирование компании на рынке; 
- создание конкурентных преимуществ; 
- изучение спроса и интересов покупателей; 
- управление ассортиментом продукции; 
- продакт-менеджмент.

  Итак, общие  рекомендации таковы: не стоит стремиться сократить работников, уменьшить затраты, чтобы в итоге не прогореть; попытайтесь усилить конкурентоспособность продукции Вашей компании, и это приведет к спасению предприятия, сохранению положения и рабочих мест. 
 

 
Что касается антикризисного управления, в том числе реструктуризации предприятий, то за последний год отмечено 70 случаев его введения, и лишь 3,5% компаний из их числа смогли выкарабкаться из ямы, остальные, увы, были признаны банкротами. Но почему столь ничтожные показатели? Да все потому же - сокращали издержки производства, штат и пришли к тому, к чему пришли. Опять в основу положен неверный посыл, трезво мыслить мешает паника, возникающая в умах большинства при резких изменениях обстановки на рынке. 
Главными методами проведения финансового оздоровления являются: 
- привлечение дополнительных инвестиций; 
- увеличение производства и выпуска продукции; 
- нахождение и использование более эффективных налоговых схем; 
- использование новых технологий; 
- дробление имущества и передача его вновь созданным организациям; 
- слияние и объединение активов нескольких компаний, способные спасти одного из участников процесса от долговой ямы. 
Давайте рассмотрим некоторые из них. 
Еще несколько лет назад Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК (ЧТЗ) был убыточным предприятием, которое стоило, условно говоря, пару сотен миллионов рублей. Но благодаря грамотно проведенной реструктуризации производство удалось возродить, более того, расширить, и теперь ЧТЗ оценивают в несколько миллионов долларов - прогресс налицо! Завод находился в конкурсном производстве, он вышел на финишную прямую, ведущую к ликвидации. Сейчас ЧТЗ - это завод-гигант, занимающий 1 500 000 кв. м площадей под производство, имеющий в своем распоряжении почти 20 000 единиц техники, станков и иного оборудования, предоставляющий рабочие места 20 000 человек. В его состав входит 150 юридических лиц и несколько десятков дочерних предприятий. За 2 последних года его выработка выросла в 2,5 раза, и в 2010 г. предполагается довести объем производства до 24 млрд руб.! 
 
Какие же шаги помогли достичь нынешнего процветания? 
 
Компании непросто далось решение о разделе ЧТЗ на части, но оно оказалось спасительным - организованный технопарк помог создать новые рабочие места, дал производственные мощности, которые ранее простаивали без толку. Имущество завода стало работать на него и на город, принося в бюджет налоги. Затем администрация области приобрела пакет акций предприятия, что тоже поспособствовало упрочению его положения. Но главными шагами стало ориентирование на развитие, на расширение производства, на обновление парка техники. Использование новейшего, модернизированного оборудования способствовало выходу предприятия на новые рынки - зарубежные. Сейчас ЧТЗ поставляет свою продукцию в Индию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливию, Вьетнам, а также в Грузию и Прибалтику. На техническое перевооружение было потрачено за 5 лет около 400 000 руб., а за один только 2009 г. эта цифра возросла до 1 800 000 руб. Новые способы формообразования, литья продукции, кузнечного дела позволили заводу выкарабкаться из сложной ситуации и стать доходным предприятием. 
 
Как можно видеть, финансовое оздоровление было проведено максимально грамотно - предприятие не стало сокращать мощности и увольнять людей, а, наоборот, развернулось во всю ширь, не считаясь с тратами, изменило политику, учло ошибки, и положительный результат не может не поражать воображения! 
 
Активная реструктуризация предприятий происходит в Удмуртии. В большинстве своем она коснулась многочисленных сельскохозяйственных комплексов. Здесь практикуется метод по образованию на базе нескольких убыточных хозяйства одного-двух, но крепко стоящих на ногах. Примерами могут послужить компания "Ошмес", которая возникла благодаря объединению имущества и усилий пяти ранее действовавших ферм, а также ООО "Агрокомплекс", в основу которого были положены девять малоэффективных производств по выпуску сельхозпродукции. В общей сложности в республике из 39 предприятий агропромышленного комплекса было создано около 20 крепких жизнеспособных компаний. И сразу поползли вверх показатели деятельности: поголовье скота возросло на 1500 шт., сохранено порядка 2500 рабочих мест, привлечено около 120 000 долл. дополнительных инвестиций. 
Порой к успеху приводят усилия местной власти, которая, являясь одним из основных кредиторов крупного производственного предприятия, предпринимает все возможные меры для его спасения. Например, в 2009 г. было спасено градообразующее предприятие Нижнеилимского района - Коршуновский горно-обогатительный комбинат. Это стало возможно благодаря поддержке местной администрации, которая дала кредиторам гарантии с обеспечением в виде городского бюджета, что оказалось достаточно для выведения компании из кризиса и привлечения новых, надежных партнеров по бизнесу. Предприятие было сохранено в целостности, с другими кредиторами комбинат заключил мировое соглашение и постепенно выплачивает долги. Финансовое оздоровление предприятие прошло успешно, рабочие места сохранились, завод набирает обороты. 
 
Один из новомодных и популярных в бизнес-кругах методов финансового оздоровления - это сервейинг. Под этим термином понимается профессиональное управление недвижимостью: сбор информации об имеющихся в активе зданиях и сооружениях, планирование ее использования, ремонт имущественного фонда, его обновление и качественное использование. Специалист-сервейер - это профессиональный управляющий недвижимостью. 
Сервейинг используется в том случае, когда продукция, выпускаемая предприятием-банкротом, не пользуется спросом и управляющий считает, что нет смысла восстанавливать завод или фабрику в первозданном виде, а лучше активно задействовать их недвижимость. Например, широко применяется при проведении реструктуризации предприятия передача активов (в том числе недвижимого имущества) вновь созданному юридическому лицу, где они могут эффективно работать. Ведь неиспользуемая по назначению недвижимость является тяжким бременем для отягощенной долгами компании - за нее нужно платить налоги, проводить текущий и капитальный ремонт. В этом случае недвижимость лишь ухудшает и без того непростое положение организации-должника. Тут в дело вступают инвесторы, которые приобретают имущество компании-должника, сервейеры осуществляют в отношении его профессиональный уход, приводят его в состояние "боеготовности" и сдают площади в аренду под офисы различным компаниям. Подобный опыт активно применяется на территории Республики Татарстан (примерно 2 500 000 кв. м площадей задействованы под хозяйственные и торговые нужды), в частности в Казани это технопарк "Терминал" (50 000 кв. м) и компания "ГАРО". За последние годы уровень дохода, приносимый каждым квадратным метром этих площадей, вырос в 5 раз благодаря разумному их использованию! 
 
Как можно видеть, в нашей стране используются как эффективные, так и менее продуктивные способы для выведения предприятий из кризиса и разрешения сложных ситуаций, в числе которых огромное количество неудовлетворенных кредиторов и даже банкротство. Увы, малополезные методы применяют шире и чаще. Хотелось бы надеяться, что процесс по внедрению в экономику страны антикризисных мероприятий встанет на более стабильные рельсы, а коэффициент отдачи возрастет. В этом случае руководители предприятий, которые ныне предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, поймут ошибочность данной политики и станут применять методы, хоть и более затратные и сложные, но приносящие богатый урожай.

Информация о работе Международная практика реструктуризации