Кризис в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание

Экономический кризис в России. Фазы,циклы экономики. Причины возникновения кризиса. Пути преодоления.

Работа состоит из  1 файл

ЭкКризис в России.docx

— 266.66 Кб (Скачать документ)
>---

     Во  второй половине ХХ в. экономические  циклы и кризисы стали проявляться  с новыми особенностями и чертами. Причиной для возникновения этих изменений послужили процессы обобществления производства и капитала, развитие международной интеграции, антикризисная  политика государства.

     В настоящее время выделяется 5 особенностей современного экономического цикла:

  1. Кризисы стали чаще проявляться, но их продолжительность сократилась с 11-12 лет во второй половине XIX в. - начале ХХ в. до 5 - 7 лет в настоящее время;

  1. Если прежде фазы цикла наступали в большинстве  развитых стран не одновременно и  цикл был не синхронным, то теперь фаза кризиса наступает в большинстве  стран одновременно. В настоящее  время фаза цикла кризис, наступившая  в одной стране, способствует наступлению  кризиса в другой;
  2. Активное государственное вмешательство в процесс цикла, антикризисные политики – все это способствовало возникновению нечетких границ между фазами цикла. Из общего цикла стали выпадать некоторые фазы, например, после кризиса страна, минуя депрессию, сразу переходит к стадии оживления;
  3. С конца 60-х годов циклический кризис сопровождается нарастающей инфляцией. В стране возникает хроническая безработица, которая затрагивает все новые отрасли;
  4. Изменился характер кризиса: он стал более глубоким и приносящим большее снижение всех макроэкономических показателей, что способствует возникновению кризисов, охватывающих все развитые страны, как, например, кризисы 1974-1975, 1980-1982, 1991-1993 гг.
 

     1.4 Антициклическое регулирование  

     Если  прежде стихийный рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью  изменения уровня заработной платы, цен, занятости, то в настоящее время  их колебания не оказывают необходимого воздействия. Развитие конкуренции, монополии  и развитие олигополистических рынков способствовали государственному вмешательству. Основной и главной задачей антициклического регулирования является предотвращение возникновения кризисов. Для этого  используется кредитно-денежный и бюджетно-налоговый  механизмы.

     На  стадии подъема темпы развития экономики  достигают «перегрева». В этот период и наступает угроза возникновения  кризиса. Как раз в этот момент государство и начинает препятствовать темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и резервных отчислений делает деньги дороже и уменьшает поток инвестиций. Снижению совокупного спроса и деловой активности способствует сокращение государственных расходов. Иногда для преодоления наступающего кризиса правительство провоцирует его наступление раньше времени. Такой метод применяется для устранения глубокого и продолжительного кризиса. Как правило, искусственно созданный кризис оказывает менее губительное воздействие на экономическую систему.

     В период кризиса или депрессии  правительство всячески стимулирует  производство, увеличивая расходы из государственного бюджета. Таким образом, правительство снижает налоги, предоставляет  фирмам налоговые льготы на инвестиции, применяет меры направленные на понижение  процентной ставки по кредиту и на сокращение резервных отчислений. Иногда государство повышает таможенные пошлины  на ввозимые иностранные товары, чтобы  защитить внутренний рынок от импортных  товаров. Также здесь стимулируется  экспорт и изменение курсов валют.

     Государственное регулирование должно сочетать две  противоположные цели: во-первых, предотвращение спада производства и повышение  занятости, во-вторых, предотвращение развития инфляции.  
 

 

      2. Экономический кризис в России 

     2.1 Экономические и политические причины 

     В настоящее время финансовые кризисы  являются особо актуальной и угрожающей проблемой страны. Причины ее многие ищут, начиная с финансовых капиталистов в других странах и заканчивая спекулянтами внутри страны. Но, как  правило, это не отображает истинных причин финансовых кризисов.

     Естественно, что переход к рынку не мог  не отразиться на российской экономике. Рынок – это система, в которой  любая произведенная продукция  оплачивается со стороны потребителя. В плановом хозяйстве производилось  много лишней продукции: основная цель производства была не обеспечение страны необходимым количеством продукции, а повышение показателей, чтобы на фоне других государств наша страна была несомненным лидером. Так, например, до перехода к рыночным отношениям, Россия производила в 7 раз больше тракторов, чем США. Продавались они ниже себестоимости за счет нахождения предприятий на дотациях, для этого колхозам и совхозам выдавались беспроцентные государственные кредиты, которые через 3 – 5 лет списывались. В результате перехода к рынку производство тракторов сократилось в 20 раз, так как хозяйства должны были расплачиваться своими деньгами, а не госкредитами. Такие примеры можно приводить не только по тракторам, но и по грузовикам, и по бульдозерам, и по железнодорожным вагонам и по многому другому. Если столько продукции не нужно, то и выплавлять 146 млн. т. стали (когда Америка выплавляла всего 70) бессмысленно, так как с падением платежеспособного спроса объем выплавляемой стали упал в 3 раза. То же самое и с зерном. Несмотря на то, что урожай зерна составлял 120 млн. т., наша страна еще докупала зерно. Была цель: 1 т. зерна на душу населения. Нерационально расходовалось зерно на корм скота: у нас уходило огромное количество зерна в погоне за увеличением количества мяса. В то время как в Европе количество зерна на душу населения составляло около 0.42 т., и мяса она получала в 3 раза больше. Поэтому переход к рынку – крайне болезненная вещь, требующая огромного сокращения производства.

     Реформирование  и применение жестких и строгих  мер относительно производственных сил страны проводилось в основном на примерах других государств, на основе западных идей, что совсем не соответствовало  принципам российской экономики. В  нашей стране своя особая экономическая  система, исключительно неадекватная и непредсказуемая, так как правительство  само не знает чего ожидать не то, чтобы через несколько лет, оно  даже не может составить прогноз  на самое ближайшее будущее.

     Однозначно, причинами наших нынешних бед заключаются отнюдь не в экономике. Настоящей причиной является то, как относится человек, гражданин своей страны, к правительству и государству в целом. Он не знает чего ожидать завтра: проведения очередных реформ, которые могут привести либо к отторжению, либо к успеху; компенсации сбережений; резкого падения или даже не выплаты заработной платы; лишения устоявшихся социальных льгот и выплат; очередной вспышки инфляции и много другого. Неудивительно, почему граждане России так относятся к правительству: традиционное уклонение и нежелание объяснить народу, почему именно так, а не иначе – способствовало возникновению недоверия, а затем и с каждым днем его усилению. И это далеко не единственный недостаток российского правительства.

     Для психологии российских реформаторов характерно ни чем не объяснимое пренебрежение, с которым они относятся к  инвестиционным возможностям индивидуального  клиента банка. Ни денежно – финансовые власти страны, ни Сбербанк совсем не стремились привлечь личные сбережения в банки, а иногда наоборот: длительно удерживающийся минусовой процент по частным  вкладам. При получении вкладов  в банки, правительство стремится  вложить их в сомнительные мероприятия  или в покупку российских ценных бумаг. На Западе и в Европе банки, получая прибыль от вкладов, инвестируют промышленность и потом, получив процент, решает, в какую отрасль лучше вложить деньги.

     До  начала проведения кардинальных реформ наша страна обладала большим наукоемким, технологическим и техническим  потенциалом. Все это рухнуло  и осталось в памяти как миф, а  все потому, что наше правительство  состоит из тех людей, которые  больше политики и мастера политической интриги, чем профессионалы и специалисты в области государственного управления*.

     Подбираемые исполнительной властью кадры, в  своем большинстве, опираются на опыт предыдущих лет. Плохо понимая  происходящие в реальном времени  процессы, наши министры и политики стремятся не к изменению положения  в стране, а они, возможно, подсознательно хотят заморозить ситуацию в стране, и только в этом случае их «ценный  опыт» будет неотъемлемым подтверждением их пребывания на своих постах. В  итоге это привело страну в  фазу застоя, когда уже начинает казаться, что лучшая государственная  политики – это ее полное отсутствие.

     На  самом деле это не единственная причина  возникновения экономических кризисов в стране, но она является фундаментом  в постройке российской экономической  системы. Еще одним немало важным фактором, который способствовал  сначала возникновению, а затем  и углублению кризисов, является чрезмерно  долгое пребывание первого и, надо надеяться, последнего в своем роде президента, чье историческое время закончилось  не то, чтобы в конце второго  срока, а еще в середине первого. Ельцин, подучивший мандат доверия  во время проведения болезненных  реформ еще в начале первого срока, своими полномочиями привел к полной парализации всей системы для  решения каких-либо важных проблем.

     По  этому поводу очень яркое и  отображающее реальную деятельность правительства  сравнение привел Явлинский:

     Российская  политическая жизнь  напоминает полет  в самолете, где  все расселись  по местам, кто где, и все время  голосуют. В результате голосования люди передвигаются из первого класса в  «бизнес», потом в  «экономический», но в кабину пилота никто  войти не может!

     А в кабине пилота как  раз и находится  Борис Николаевич Ельцин с совершенно непрофессиональной командой. Они рассматривают  стрелочки на приборах и поражаются тому, что эти стрелочки  показывают. И никто  из самолета не может  проникнуть в кабину, чтобы сказать, что  самолет уже давно  летит не туда, куда все купили билеты. Кстати, капитана вообще не интересует, куда взяли билеты все  эти пассажиры, куда собрались лететь. А у тех стойкое  ощущение, что самолет  просто падает. Но благодаря  тому, что высота набрана большая, он пока еще не упал.

     Когда в самолете начинается шум, к ним высылают стюардессу, но в  кабину пилота, по-прежнему, никого не пускают. Так  не плохо вооружены  на тот случай, если кто-нибудь все-таки потребует захватить  пилотское кресло. А время от времени  по радио передают сообщение: «Внимание, говорит капитан  корабля и посылает вас всех подальше!».

     Граждане  все равно пытаются провести демонстрацию, например, 7 октября, но делается это из чувства самосохранения, осторожно, потому что  разгерметизация  самолета при смещении центра тяжести может  привести к очень  тяжелым последствиям.

     Но  этого оказалось мало. Все началось с непонятной и неоправданной конфискации сбережений 1992 г., что подорвало доверие граждан к государству. Все последующие действия реформаторов только усугубляли отношения между народом и новой властью. В России начинают возникать огромные состояния и безнаказанно продолжает разворовываться государственное имущество, что являлось непонятным для простых людей, поэтому у российского человека возникает впечатление о наступлении эры криминального государства.

  • «ваучерная афера» и фактически бесплатная раздача государственной собственности во время приватизации политическим деятелям, предпринимателям и другим;
  • режим «экспортных квот2», позволявший нашим олигархам увеличивать свое многомиллионное состояние и оставлять часть его за пределами страны;
  • таможенные льготы для якобы ветеранских, спортивных и другого вида организаций на различные виды продовольствия, автомобили и т.д.;
  • черный, безнаказанный криминал в виде торговли наркотиками, коррупции, финансовых «пирамид», подпольного производства, контрабанды и т.п.;

     Вместе  с этим проводилась политика снижения выпуска денег, дабы искусственно создать  денежный недостаток, что лишило множество  предприятий всяческих средств  к существованию.

     Следствием  действия этих факторов являются всеобщие неплатежи: из бюджета не выплачиваются  задолженности предприятиям, выполняемым  государственные заказы, невыплата  пенсий, заработной платы работникам бюджетной сферы. Предприятия не выплачивают проценты по кредиту, налоги в бюджет, друг другу, работникам, не делают отчислений в Пенсионный фонд и, таким образом, возникает замкнутый  круг, виновником которого является бюджет.

     Самое интересное и делающее нашу страну особенно «уникальной» - это то, что  государственные неплатежи во всем мире считается либо банкротством, либо преступлением, в нашей же стране это называется «антиинфляционной политикой».

     В «антиинфляционной программе» правительство  и Центробанк решили вместо регулирования эмиссии использовать метод финансовой «пирамиды», обеспечив выпуск краткосрочных ценных бумаг с нереально завышенным уровнем прибыли ЦБ, Сбербанку и другим участникам спекуляционной системы – от 50 до 200 и более процентов в год. Перетечка денежных средств на фондовые рынки для участия в финансовых спекуляциях привела к хронической нехватке денежной массы, что привело к углублению кризиса неплатежей и увеличению бартерных сделок. Вследствие этого денежные и товарные потоки были изолированы друг от друга, что привело к лишению предприятий кредитов, инвестиций и просто возможности получать денежные средства за произведенную продукцию.

     В нашей стране есть и еще одна немаловажная проблема – огромная утечка отечественного капитала. По разным оценкам из России за 90-е годы эмигрировало порядка 300-400 млрд. долл., что более чем в 1.5 – 2 раза превышает внешнюю задолженность  страны, а с учетом не выплаченных  внешних долгов нам – в 3 раза. И получается, что не мир финансирует  Россию с ее огромным потенциалом, а  ослабшая от кризисов Россия финансирует  мир.

Информация о работе Кризис в России