Экономическая мысль и методология циклического развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в изменении экономической мысли, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. А также изучить современное состояние экономики в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоритическо-метологическую базу по проблеме данной тематике
-сделать сравнительный анализ двух кризисов в России
- используя метод «direct-costing» учёта и калькуляции себестоимости произвести расчёты
- сделать выводы

Содержание

Введение……………………………………………………………….…3
1. Теоретико-методологическАЯ база
1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ………………………………………………………………….…..4
1.2. МЕТОДОЛОГИЯ ЦИКЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.2.1. Цикличность экономического развития и её
причины…………………………………………………………………10
1.2.2. Цикличность развития рыночной
экономики……………………………………………………………..12
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ
2.1 Два кризиса. Сравнительный анализ событий 1998 и
2008-2009 годов.......................................................................................21
3. Антикризисная программа………………………………….. 51
Заключение………………………………………………..…….…….56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………...…………..……58

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление 1.doc

— 348.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Федеральное агентство по образованию

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российская международная академия туризма

Карельский институт туризма

 

 

 

 

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И МЕТОДОЛОГИЯ ЦИКЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила студентка

                                                                          Потахина Ф.А.

                                                                          Специализация:

                                                                              «Менеджмент гостеприимства»

                                                                         Специальность:

                                                                        «Менеджмент организации»

                                                                               Курс 5 заочное отделение(сокр)

                                                                         Научный руководитель:

                                                                          Доцент, кандидат

                                                         экономических наук

                                                             Конев Иван Петрович

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….…3

1. Теоретико-методологическАЯ база

1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

МЫСЛИ………………………………………………………………….…..4

1.2. МЕТОДОЛОГИЯ ЦИКЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

1.2.1. Цикличность экономического развития и её

причины…………………………………………………………………10

1.2.2. Цикличность развития рыночной

экономики……………………………………………………………..12

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ

2.1 Два кризиса. Сравнительный анализ событий 1998 и

       2008-2009 годов.......................................................................................21

3. Антикризисная программа………………………………….. 51

      Заключение………………………………………………..…….…….56

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………...…………..……58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли, методологии цикличного развития экономики и экономического кризиса в России.

Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в изменении экономической мысли, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. А также изучить современное состояние экономики в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоритическо-метологическую базу по проблеме данной тематике

-сделать сравнительный анализ двух кризисов в России

- используя метод «direct-costing» учёта и калькуляции себестоимости произвести расчёты

- сделать выводы

Исследование базируется на монографиях российских ученых, посвященных изучению данной проблемы, таких как “История экономических учений”, “Всемирная история экономической мысли”, “Экономические теории и школы” С.А.Бартенева и “Введение в историю экономической мысли” Е.М.Майбурда.

Методы исследования:

- расчётно-аналитические

- ситуационные

- наблюдательные

- бюджетные

- процессный подход

- изучение документации и информационных материалов

- сравнение

- графический и номографический

 

Актуальность темы заключается в том, чтобы изучить состояние и особенности экономического кризиса в России.

Предметом экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.

 

 

 


1. Теоретико-методологическАЯ база

1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости. В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.

Развитие экономической мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.

К современным направлениям экономической мысли относят:

·          неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях экономического либерализма и принципах сис­темного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в настоящее время в задачи этого направления вхо­дят решение макроэкономических вопросов и проблем государственно­го регулирования экономики;

·          неокейнсианизм - направление, возникшее в 50 - 60 годы XX века; взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста доходов на процесс воспроизводства (принципом акселерации);

·          неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70-е годы XX века, которое ставило экономические процессы в зависимость от технокра-тии (глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;

·          неолиберализм - экономическое учение о государственном регулирова­нии хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов экономического либерализма;

·          марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма.

Одним из фундаментальных экономических учений 19 века является марксизм. Идеи Маркса и Энгельса были изложены во многих произведениях, но основным из них, содержащим экономическую концепцию марксизма в наиболее развернутом виде, считается “Капитал”. Первый том этого произведения заключает в себе определение понятий стоимости, меновой стоимости, форм стоимости и их развития. Исследование форм стоимости, начиная с простой, кончая денежной, имело важное значение для изучения сущности и происхождения денег. Важным выводом Маркса было положение о том, что в условиях стихийного товарного производства экономические отношения людей проявляются через отношения вещей. Это порождает товарный фетишизм.

Одновременно с марксизмом в европейской экономической мысли развивались следующие направления: новая историческая школа, “социальное направление”, “неоклассицизм”.

Представителями новой исторической школы были: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Гюхер, В. Зомбарт. Характерной чертой их методологии являлся историзм. Они делали свои выводы на основании изучении истории народного хозяйства. Например, Бюхер делит ее на три периода: натуральное хозяйство, работающее на свои нужды; работа ремесленника на заказ; работа производителя на неизвестный рынок, когда большинство производятся как меновые стоимости.

Зомбарт рассматривал в качестве первоосновы исторического развития движение духа. Он отрицает объективные законы общественного развития. Научные категории он представляет как абстрактные, существующие только в сознании исследователя.

Представителями “социального направления” являлись Р. Штольцман и Р. Штаммлер. В качестве основы экономических процессов они рассматривали правовые отношения людей, происхождение которых объяснялось влиянием религии. Экономические категории сторонники “социального направления” рассматривали как правовые отношения, не анализируя при этом материально-объективное содержание экономических понятий.

Сторонниками концепции неоклассицизма (австрийской школы) были К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Учение этой школы характеризуется субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических учений. Основным определяющим признаком экономических процессов она считает психологию хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов это школы является маржнализм. Он предполагает примат потребления на производством. В вопросе о стоимости представители австрийской школы стоят на позициях предельной полезности. Это означало, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, имеет меньшую полезность, чем предыдущее, т.е. стоимость товара определяется его предельной полезностью.

В этот же исторический период в России развивается экономическая теория народничества. Основной идеей этого учения является утверждение о специфическом экономическом развитии России, ее переходе от феодального общества к социалистическому, минуя капиталистический строй. Представителями этого направления экономической мысли были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.

В конце 19 - начале 20 века в России распространяется экономическое учение марксизма. Идеи Маркса были восприняты Г.В. Плехановым, В.И. Лениным. Их работы развивали основные идеи марксисткой концепции, применяя их к экономическим реалиям современной им России[1].

Авторы монографии “Истории экономических учений” выделяют два основных направления в экономической теории 20 века. Это теории “регулируемого капитала” и теории “свободы предпринимательства” (неоклассицизм). В последние годы приобретает все большее значение институционально-социальное направление.

Сторонники “регулируемого капитализма”, к которым относятся последователи английского экономиста Дж. М. Кейнса и французские “дирижисты” выдвигают на первый план макроанализ - берут за основу рассмотрение экономики в целом, таких проблем, как национальный доход, накопление и потребление, совокупный общественный спрос и предложение и т.д. Это направление возникло и развилось в 30-х годах 20 века, когда мировой экономический кризис 1929-1933 гг. показал, что существует необходимость государственного регулирования экономики.

Представителями неоклассического направления утверждают, что на основе механизма рынка, конкуренции можно обеспечить сбалансированный рост, т.е. равновесие между спросом и предложением. Они исходят из микроанализа - подходят к изучению экономики с рассмотрения мотивов поведения отдельного предприятия, отдельной фирмы, цен на отдельные товары, и на основе этого делают выводы, относящиеся ко все экономике.

“Институционально-социальное” направление на первый план выдвигает общественные отношения людей и роль этих отношений в понимании экономических процессов. Прежде всего, они рассматривают сферу обмена, формы организации рынка, принципы морали. К этому направлению также относятся теории, которые кладут в основу развития общества непосредственные изменения в технике производства.[2]

Кейнсианство. Основателем данного направления экономической теории является Дж. М. Кейнс. Он разработал “общую теорию занятости”. По его мнению, с увеличением занятости растет национальный доход, а следовательно, увеличивается потребление, но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста дохода у людей усиливается стремление к сбережениям. Таким образом, рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Оно выражается в уменьшении эффективного спроса, а спрос влияет на размеры производства и уровень занятости. Недостаточное развитие потребительского спроса может быть компенсировано увеличением затрат на новые инвестиции. Согласно теории Кейнса, общий объем занятости определяется тремя факторами: склонностью к потреблению, предельной эффективностью капиталовложений и нормой процента[3].

Американское кейнсианство имеет ряд специфических черт. Во-первых, Хансен разработал теорию стагнации, которая пыталась объяснить причины экономических кризисов. Он считает, что причинами экономических трудностей капитализма является ослабление “внешних импульсов” - замедление темпов прироста населения, отсутствие свободных земель, замедление технического прогресса.

Хансен и Харрис считают государственный бюджет главным механизмом регулирования экономики. Они назвали его “встроенным стабилизатором”, призванным автоматически реагировать на циклически колебания и смягчать их. Механизмом “встроенного стабилизатора” являются: подоходный налог, выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице.

Представители французского дирижизма - Г. Ардан, П. Мендес-Франс, Ф. Перру в целом одобрив идею государственного вмешательства в экономике критически отнеслись к теоретической схеме Кейнса. Они выступили против регулирования ссудного процента. Ф. Перру выдвинул идею “доминирующих единиц”, к которым относятся мощные промышленные корпорации. Цель государства - выступать для них арбитром и координирующей силой.

Информация о работе Экономическая мысль и методология циклического развития экономики