Инвестиционная политика в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание

Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название "антикризисного".

Обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении, с другой стороны тенденции развития науки управления ведут к необходимости разработки концепции антикризисного управления. Ее предпосылками являются понятия циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. Их совокупность свидетельствует о реальной опасности кризиса при любом, даже самом успешном управлении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретическая часть. Инвестиционная политика в антикризисном управлении…………………………………………………………………………….......5
1.1 Роль инвестиций в антикризисном развитии организации……………………..... .5
1.2 Управление инвестициями : цели, средства и результаты…………………….........9
1.3 Формирование инвестиционной политики в процессах антикризисного управления ……………………………………………………………………………………………..11
1.4 Факторы реализации инвестиционной политики………………………………..…14
Глава 2. Аналитическая часть. Финансовый кризис Украины (2008—2009)…. 17
Глава 3. Практическая часть. Практическая работа. Предприятие ОАО «РЖД» ……………………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………….......30

Работа состоит из  1 файл

роль инвестиций.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

     Согласно  Приказу Минэкономики РФ № 118 от 1 октября 1997 г. (утвердившего “Методические рекомендации по разработке инвестиционной политики предприятия”), при разработке инвестиционной политики предприятия целесообразно предусмотреть:

соответствие  мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики, законодательным и иным нормативным  и правовым актам по вопросам регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации;

достижение  экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта  рассматриваемых инвестиций;

получение предприятием прибыли на инвестируемый  капитал;

эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов;

использование предприятием государственной поддержки  в целях повышения эффективности  инвестиций;

привлечение субсидий и льготных кредитов международных  и иностранных организаций и банков.

     При выработке инвестиционной политики следует учитывать:

состояние рынка продукции, производимой предприятием, объем ее реализации, качество и  цена этой продукции;

финансово-экономическое  положение предприятия;

технический уровень производства предприятия, наличие у него незавершенного строительства и неустановленного оборудования;

сочетание собственных и заемных ресурсов предприятия;

возможность получения предприятием оборудования по лизингу;

финансовые  условия инвестирования на рынке капиталов;

льготы, получаемые инвестором от государства;

коммерческую  и бюджетную эффективность инвестиционных мероприятий, осуществляемых с участием предприятия;

условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.  
 

     Положения разработанной инвестиционной политики рекомендуется учитывать при принятии решений по разработке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, использованию различных источников финансирования, участию в реализации инвестиционных проектов совместно с другими компаниями, организации работ других структурных подразделений предприятия.

     Важным  элементом при разработке инвестиционной политики предприятия является определение  общего объема инвестиций и поиск  способов рационального использования  собственных накоплений, включая возможные сочетания различных источников финансирования и привлечения заемных средств.

     Собственные средства, направляемые предприятием на финансирование инвестиционной деятельности, могут состоять из:

свободных денежных средств, имеющихся на счету предприятия к началу реализации инвестиционных проектов;

средств, полученных в результате дополнительной эмиссии акций предприятия;

денежных  средств от реализации излишнего  и выбывающего имущества и  неамортизированных основных фондов предприятия при перепрофилировании его производства;

части дохода предприятия в форме чистой прибыли и амортизации, реинвестируемой  в процессе осуществления инвестиционных проектов.

     Инвестиционные  проекты предприятия целесообразно  согласовывать между собой по объемам выделяемых ресурсов и срокам реализации. Рекомендуется соблюдать соотношение намечаемого предприятием общего объема инвестиций с объемом активов, дабы не утратить права собственности на предприятие в случае неудачной реализации проекта.

     Выбор вариантов привлечения коммерческих кредитов и займов как источников финансирования инвестиционной деятельности предприятия (объем привлекаемых средств, процентная ставка по кредитам и займам, начало и конец выплаты процентов и погашения основного долга по ним) ориентируется на получение максимального экономического эффекта от собственных средств предприятия, направляемых на инвестирование.

     Эффективность инвестиционной политики оценивается  по показателю срока окупаемости  вложений. Он же, в свою очередь, определяется на основе данных бизнес-плана предприятия и предварительных расчетов по обоснованию инвестиционных проектов.

     В последнее десятилетие ХХ века в  развитых западных странах произошли  радикальные изменения в корпоративном  управлении инвестиционными ресурсами. Постиндустриальная эра коренным образом повлияла на структуру вложений: центр тяжести смещается в сторону инвестиций в человеческий капитал и нематериальные активы. Глобализация финансовых, товарных и информационных потоков, интенсивное развитие электронной торговли меняют философию инвестиционного поведения компаний. Сегодня наблюдается переход от вложений в вертикальную интеграцию к вложениям в интеграцию горизонтальную и специализацию на наиболее эффективных сферах деятельности. Корпоративное управление инвестиционным процессом и принятие того или иного решения в этой области в значительной степени обусловлены целями, которые ставит перед собой компания. Кроме традиционной прибыльности конкретного проекта большое значение в иерархии целей имеют имидж фирмы, поддержание хороших отношений с заказчиком, достижение высокой производительности труда, разработка новых видов продукции, повышение квалификации персонала и др.

     Ставя во главу угла доход от реализации проектов, корпорация строит свою инвестиционную политику на принципах дифференциации нормы прибыли по категориям. Можно выделить следующие типы вложений: “вынужденные”, т. е. осуществляемые для повышения надежности производства и техники безопасности в соответствии с новыми законодательными актами; предпринимаемые ради сохранения позиций на рынке, при этом минимальная норма прибыли определяется, как правило, на уровне 6-7 %; в обновление основных фондов и поддержание непрерывной деятельности (норма прибыли 12 %); в целях экономии затрат (норма прибыли 15 %); направляемые на увеличение доходов (норма прибыли 20 %); рисковые (норма прибыли 25 % и выше). Производственно-коммерческая практика компаний свидетельствует, что чаще всего конкурируют между собой варианты капиталовложений одного типа. Значимую роль в инвестиционном поведении фирм играет временное распределение прибыли: в зависимости от своего финансового положения руководство компании в отдельные периоды задает различные нормы прибыли на капиталовложения, управляя инвестиционным процессом во времени.

     В заключение остается только пожелать, чтобы и российские компании (особенно входящие в состав ФПГ и диверсифицирующие  производство) учитывали современные  тенденции инвестиционного планирования при формировании своей инвестиционной политики. 
 

1.4 Факторы реализации инвестиционной политики 

     При анализе инвестиционной деятельности необходимо разграничивать капиталообразующие и финансовые инвестиции. В составе  капиталообразующихинвестиций наибольший удельный вес составляют капитальные  вложения (инвестиции, направленные на создание реального капитала, в основные средства). Кроме них следует выделить инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и др.), инвестиции в оборотные средства, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, затраты на капитальный ремонт.

     Причины, обуславливающие необходимость  инвестиций, могут различными, но их можно сгруппировать следующим  образом: новое строительство, связанное, как правило, с освоением новых видов деятельности реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий; расширение действующих предприятий; расширение действующих предприятий.

     Для обеспечения успеха антикризисной  инвестиционной политики важно обеспечивать связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основной целью антикризисной инвестиционной стратегии государства является структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприятий, осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособности предприятий для восстановления платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий.

     Тактические и стратегические инвестиционные решения различаются масштабами финансовых вложений и степенью неопределенности результатов принимаемых решений, что обуславливает различную степень финансовых рисков.

     Реализация  государственной антикризисной  стратегии должна опираться на ряд  предпосылок, к которым относятся: 

·        политическая и социально-экономическая стабильность в обществе; 

·        наличие законодательной базы для  развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование  налогового законодательства; 

·        рост реальных налоговых поступлений  в бюджет; 

·        устойчивость национальной инфляции; 

·        прекращение утечки капитала из страны. 

На преодоление  негативных явлений в экономике  России должна быть направлена антикризисная инвестиционная стратегия.

     В управлении инвестиционным процессом  необходимо опираться на определенные следующие важных моментов: 

·        должны быть четко очерчены цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т.д.); 

·        необходимо выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными  приоритетами. Так, в современных  условиях преимущественным направлением использования бюджетных средств  является создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой принцип финансирования, как получение максимального эффекта при минимуме затрат; 

·        следует выяснить реальные источники инвестиций и с учетом определенных возможностей создать законодательную базу для осуществления и развития инвестиций, в том числе иностранных.

     Эти базовые условия должны способствовать решению основной задачи антикризисной  инвестиционной стратегии на уровне государства – обеспечить процесс накопления для обновления основного капитал, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики. 

Таким образом, подводя итог работы, отметим, что инвестиции являются важнейшим механизмом, стимулирующим деятельность предприятий в условиях кризиса. Более того, как отмечают многие аналитики, исследующие данную проблему, инвестиции могут послужить именно тем инструментом, который не только улучшит деятельность отдельно взятого предприятии, но и может повлиять на  экономику страны в целом. Немаловажную роль  в данном процессе играет государство. Благодаря продуманной государственной политике, нацеленной на недопущение возникновения кризисных ситуаций, продуманную законодательную базу, можно привлечь значительные инвестиции в реальный сектор экономики благодаря  привлечению средств населения, банков, инвестиционных фондов. Что в свою очередь приведет к реализации промышленными  предприятиями инвестиционных проектов, направленных на развитие производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции.

На мой  взгляд, в изучении данной проблемы еще много «белых пятен», и как  уже говорилось выше, требуется  дополнительная проработка законодательной базы, касающаяся, например, страхования рисков  инвесторов, и многих этапов этого сложного и многоаспектного процесса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Аналитическая часть 

Финансовый  кризис Украины (2008—2009) 

     Экономический кризис 2008—2009 годов на Украине явился следствием мирового финансового кризиса, наращивания негативного внешнеторгового сальдо и внешнего долга, осложняясь политическим кризисом и кризисом потребительского кредитования. В 2009 году согласно анализу Всемирного банка экономика Украины резко ухудшилась из-за негативных условий торговли и перепрофилирования потоков капитала, а наибольший риск для Украины представляют фискальный дисбаланс, вызванный падением бюджетных доходов, расходные бюджетные обязательства и значительные финансовые потребности Нефтегаза.

Предкризисный период

     К 2008 году экономика Украины ещё  не вышла на уровень советского периода; ВВП Украины в предкризисном 2007 году составил лишь 72,2 % от уровня 1990 года (самый высокий показатель за все годы независимости). Лоббирование интересов импортёров и иностранных компаний привело к появлению значительного отрицательного сальдо во внешней торговле товарами, а со временем — негативного сальдо платёжного баланса. Ухудшение отношений с Россией разрушило прежнюю систему договоренностей о поставках природного газа. Перманентная ожесточённая политическая борьба привела к соревнованию политических сил в социальном популизме, что сопровождалось ростом бюрократического вмешательства в экономику.

     После «оранжевой революции» Украина стремительно наращивала валовый внешний долг: в начале 2004 года он составлял $23 811 млн., наконец I квартала 2008 года — 92,5 млрд. долларов США (61 % от ВВП; 135,7 % от экспорта товаров и услуг), из них 77 млрд. (83,3 %) составляла задолженность частных секторов экономики. Прирост внешних обязательств в 1 квартале 2008 года равнялся 8 млрд. долларов США (9,4 %) и сложился, как и в предыдущие годы, в результате существенного роста долга в банковском секторе (на 3 млрд. долларов, или 9,8 %) и других секторах экономики (на 4,6 млрд. долларов или 12 %). На начало октября 2008 года валовый внешний долг Украины составлял уже $105 429 млн.

Информация о работе Инвестиционная политика в антикризисном управлении