Инновационная стратегия 2020

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:26, доклад

Описание

Заявленные цели и многие запланированные действия мне нравятся. Взять одну из главных сформулированных целей – осуществить эффективную интеграцию российской науки в мировое научное сообщество. Причём планируется достигнуть этой цели уже на первом этапе реализации программы, в период с 2011 по 2013 год. Но достижима ли эта цель даже в 2020-м, если все шаги будут выполнены?

Работа состоит из  1 файл

Инновационная стратегия 2020.docx

— 16.07 Кб (Скачать документ)

                                                    Омаров Руслан ЭКМ-08

Инновационная стратегия 2020

Анализ и критика

Заявленные цели и многие запланированные  действия мне нравятся. Взять одну из главных сформулированных целей  – осуществить эффективную интеграцию российской науки в мировое научное  сообщество. Причём планируется достигнуть этой цели уже на первом этапе реализации программы, в период с 2011 по 2013 год. Но достижима ли эта цель даже в 2020-м, если все шаги будут выполнены?

По моему мнению, одним из важнейших  показателей действительно эффективной  интеграции науки в мировое научное  сообщество является равноправный обмен  исследователями. Применительно к  России это означает, что количество людей, уезжающих на исследовательскую  работу за рубеж, должно примерно равняться  количеству людей, приезжающих на исследовательскую  работу в Россию. Причём приезжать  должны не только россияне, но и граждане других стран, тех, в которые уезжают  наши студенты. Нормальной ситуацией  должен стать приезд в аспирантуру тех же французов, немцев, итальянцев. Понятно, что сейчас в научном мире доминируют США, и даже из Франции и Германии уезжают многие исследователи, но о полноценной интеграции России можно заявлять, только выйдя на уровень западноевропейских стран по академической мобильности.

Проведём анализ экономических параметров стратегии инновационного развития. Заявляется, что сейчас финансирование науки и разработок составляет 1,3 процента ВВП, причём доля государства и бизнеса распределяется в пропорции 70 к 30. В 2020 году планируется достигнуть общей доли в 3 процента ВВП и распределения 43 процентов и 57 процентов. Из этого следует, что государство не собирается резко увеличивать расходы на финансирование науки. Сейчас доля государства составляет 0,9 процента ВВП, в 2020-м будет 1,3 процента ВВП. Рост – 40 процентов. Это вполне согласуется с объявленным Путиным увеличением финансирования научных фондов с 11 миллиардов рублей сейчас до 25 миллиардов рублей в 2018 году. С учётом планируемой инфляции рост как раз составляет 40–50 процентов. А вот бизнес должен увеличить свои расходы в разы. Сейчас его доля – 0,4 процента ВВП, планируется 1,7 процента ВВП. Рост – в 4,25 раза!

При этом средняя заработная плата  в области исследований и разработок должна постепенно вырасти с нынешних 119 процентов от средней по стране, то есть 25 тысяч рублей, до 130 процентов  от средней в 2020 году. Путин объявлял о задаче повысить среднюю зарплату до 35 тысяч рублей к 2018 году. Для учёных это означает около 45 тысяч рублей. Разумеется, это всё до НДФЛ. Если ставка сохранится на текущем уровне в 13 процентов (что не факт), то чистыми  средний учёный должен получать около 40 тысяч рублей к 2018 году.

Но ведь это чуть меньше тысячи евро! В среднем. Это не более чем  стипендия аспиранта в Италии сейчас, в 1,5 раза меньше зарплаты аспиранта  в Австрии и США. Не говоря уже о исследователях более высокой квалификации. Со средней зарплатой молодого профессора в США в 4000–4500 долларов в месяц после налогов и сравнивать нечего. Ни о какой конкурентоспособности исследовательских позиций в России говорить не приходится при таком раскладе. А значит, никакого обратного потока. Мы будем наблюдать прежний отток большинства перспективных молодых учёных из России.

Вызывает удивление сопоставление  роста финансирования и зарплат  людей. Только государство планирует  увеличить свои расходы на 40 процентов, что уже обеспечит заявленный рост зарплат к 2020 году при сохранении текущей численности занятых в области и сравнимом 40-процентном увеличении финансирования со стороны бизнеса. К слову, о сохранении «поголовья учёных» говорится прямо. Даже больше: на первом этапе рост зарплат планируется обеспечить исключительно «оптимизацией» численности, то есть сокращениями. Но ведь бизнес должен увеличить свои расходы не на 40, а на 300 процентов. Куда пойдут эти средства?

Вывод

Вывод таков: в этом варианте стратегия практически консервирует текущее состояние российской науки.

Неудивительно, что само качество исследований должно повыситься незначительно, по критерию индекса цитирования  запланирован рост с 2 до 4 ссылок на одну статью. Этих показателей действительно  можно достигнуть относительно «малой кровью», стимулируя публиковаться  на английском языке, включая наши журналы  в международные индексы цитирования  и т.д.

Рекомендации

Я считаю, что стратегию нужно корректировать. Я вижу три варианта. Вариант первый. Резкое, в разы, увеличение финансирования науки государством. Шансы – минимальные. Вариант второй. Опять же резкое, в разы, сокращение количества занятых в области. Шансы – опять же минимальные. И третий – разделение науки на компактную «передовую» с конкурентоспособными зарплатами и «обычную» с планируемыми в стратегии или даже немного ниже сохраняющими 20-процентное превышение над средними по стране.


Информация о работе Инновационная стратегия 2020