Инновации в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

На данном этапе развития российской экономики можно наблюдать инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.

Содержание

Введение 3
1. Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении 6
1.1.Понятие инноваций 6
1.2.Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными
явлениями в экономике 9 1.3.Роль инноваций в процессе управления кризисами 13
2.Инновационные компоненты бизнеса 17
2.1.Инновационные проекты 17
2.2. Программа и бизнес-процесс управления инновациями 19
2.3. Приемы управления инновационными процессами 21
3. Применение инноваций в антикризисном управлении на примере организаций туристской отрасли 24
3.1. Роль инновационных исследований для антикризисного управления
в туристских организаций 24
3.2. Проблемы управления технологическими инновациями в туризме 25
3.3. Факторы, влияющие на применение инноваций в качестве антикризисных мер в туристской отрасли 27
Заключение 30
Список литературы 33
Приложения 35

Работа состоит из  1 файл

Инновации в антикризисном управлении.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

     Инновационный проект – это система взаимоувязанных  целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам, исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной задачи (научно-технической проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

     Инновационный проект имеет ряд характерных  признаков, к основным из которых  можно отнести:

     - признак изменивший как основное  содержание проекта (целенаправленный  перевод из существующего в  некоторое желаемое состояние);

     - признак ограниченной продолжительности  во времени;

     - признак ограниченности требуемых  ресурсов;

     - признак «неповторимости» проекта и новизны для предприятия, которое реализует проект;

     - признак комплексности (множество  факторов окружения, участников, прямо или косвенно влияющих  на процесс и результаты проекта);

     - признак правового и организационного  обобщения (специфическая организационная структура на время реализации проекта);

     - признак разграничения с другими  проектами предприятия.

     К основным элементам инновационного проекта следует отнести:

     - однозначно сформулированные цели  и задачи, означающие основное  назначение проекта;

     - комплекс проектных мероприятий  по расширению инновационной  проблемы и реализации поставленных  целей;

     - организацию выполнения проектных  мероприятий, т.е. увязку их  по ресурсам и исполнителям  для достижения целей проекта  в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;

     - основные показатели проекта  (от целевых по проекту в  целом до локальных (частных)  – по отдельным заданиям, этапам, мероприятиям, исполнителям), в т.ч.  показатели, характеризующие его  эффективность. 

     В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие десятки организаций. 

     2.2. Программа и бизнес-процесс управления  инновациями 

     «Программа  управления инновациями - это план действий в области управления инновациями. В этом плане необходимо предусмотреть что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией»8. Поэтому разработка программы обычно представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления которого необходимо:

  1. определить цели и задачи;
  2. проработать различные варианты их решения;
  3. выбрать один из вариантов и разработать комплексную программу его реализации;
  4. создать механизм реализации комплексной программы, т.е. назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности, выделить участки работы и т.п.

     Прообразом  программы может являться сетевой  график, который составляется для  выполнения разработанной программы  и наглядно отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.

     Сетевой график - это так называемая модель достижения поставленной цели. Причем эта модель динамично приспособлена для анализа различных вариантов достижения цели, внесения каких-либо изменений, оптимизации процессов и т.п.

     Метод сетевого планирования - это совокупность определенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять всю программу управления инновациями.

     Использование метода сетевого планирования для управления инновациями позволит:

  1. наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций по управлению инновациями и установить взаимосвязь между ними (сетевой график);
  2. обеспечить четкую координацию операций различной степени сложности, выявить доминирующие операции и сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой из операций;
  3. эффективно использовать необходимые денежные и материальные ресурсы.
  4. Применяя метод сетевого планирования для управления инновациями, Вы сможете:
  5. улучшить планирование, обеспечив его целостность и непрерывность и создав условия для более оптимального определения требуемых ресурсов и рационального распределения уже имеющихся;
  6. минимизировать финансирование работ ввиду более точного расчета трудоемкости и себестоимости работ;
  7. оптимизировать структуру системы управления путем четкого распределения задач, прав и обязанностей;
  8. организовать координацию и контроль за ходом работ, а также оценку выполнения программы.

     Основой сетевого планирования является графическое  изображение плана (сетевой график), который отражает технологическую и логическую взаимосвязь всех операций предстоящей работы.

     «Бизнес-процесс  инноваций представляет собой действия управленческого персонала в  хозяйственном процессе и выражается множеством видов организационно-управленческой деятельности внутри предприятия, каждый из которых имеет свой вход и выход. Иначе говоря, бизнес-процесс инноваций есть упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца»9.

     Бизнес-процесс  инновации в упрощенном виде включает в себя три частных бизнес-процесса:

     1. Бизнес-процесс заявки на инновацию. 

     Начинается  с четкой формулировки идеи создания данной инновации и заканчивается  перечнем конкретных требований, которым  должен соответствовать новый продукт  или новая операция

     2. Бизнес-процесс производства инновации.

     Начинается  с получения заказа с указанием  конкретных характеристик продукта или операции и заканчивается  появлением самого продукта или операции в материализованной форме в  виде вещи, готовой к продаже.

     3. Бизнес-процесс реализации инновации.

     Начинается  с выставления ее на продажу и  заканчивается самой продажей, а  в отдельных случаях и послепродажным сервисным обслуживанием.

     Таким образом, организация управления инновационными проектами закладывается уже  при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном процессе. Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов инновационного менеджмента.  

     2.3. Приемы управления инновационными  процессами  

     Приемы  управления инновационными процессами можно разделить на следующие группы.

  1. Приемы, воздействующие только на производство инновации.
  2. Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации.
  3. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации.

     Рассмотрим  некоторые из приемов инновационного управления в организациях.

     Выживание организаций в современных условиях возможно лишь при их адаптации и  постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Именно эти стратегические задачи и решаются при проектировании и развитии чего-либо нового в организации. Решение подобного рода задач в зарубежной литературе получило название инжиниринга. Сам по себе инжиниринг (англ. engineering — изобретательность, знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами.

     «Инжиниринг инноваций - это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации»10.

     Инжиниринг  инноваций имеет свои специфические  особенности, которые заключаются  в следующем:

  1. инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте, который может иметь материального носителя (документация, чертежи, планы, графики и т.п.), а может не иметь (обучение персонала, консультации и т.п.);
  2. инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику;
  3. инжиниринг инноваций в отличие, например, от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, стоимость которых определяется затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов. Франчайзинг же и ноу-хау связаны с реализацией новых, в данный момент невоспроизводимых знаний, которые имеют ограниченное число продавцов. На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. И иногда это ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологиями».

     Инжиниринг  включает в себя два принципиально разных подхода, чьи различия рассмотрим ниже:

  1. усовершенствование (улучшение показателей на 10-50%);
  2. реинжиниринг (рост показателей на 100% и выше).

     Реинжиниринг  представляет собой разновидность  метода инжиниринга.

       «Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы»11.

     В заключении следует отметить, что на сегодняшний день неудачей заканчивалась реализация примерно половины проектов по реинжинирингу. Причины неудач и факторы, способствующие успеху, постоянно исследуются. 
 

     3. Применение инноваций в антикризисном  управлении на примере организаций туристской отрасли. 

     3.1.Роль  инновационных исследований для  антикризисного управления в  туристских организаций 

     По  определению Всемирной торговой организации (ВТО), туризм признан мировой  индустрией номер один. В ней занято более 200 млн. человек. Полмиллиарда туристов тратят в поездках более одной трети триллиона долларов, что составляет примерно 5-10% годовых потребительских расходов. Нововведение, как важный фактор антикризисного управления, в том числе и в международном туризме, представляется комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл.

     В широком смысле проблема имеет три  возможных аспекта исследований в зависимости от стратегии и  целей турфирмы:

     1) фундаментальное, или основное, исследование в целях приобретения информации (так, афинский отель «Holiday Inn» не смог бы провести столь успешных мероприятий по модернизации без предварительных исследований такого типа);

     2) применение R&D для создания благоприятствующей  перспективы новшества в пределах существующего бизнеса;

     3) использование R&D для открытия  нового бизнеса. 

          Главные новшества, когда они используются, обычно являются результатом традиционных или продвинутых технологий.

          В то же время руководство должно видеть технический порог, изменяющийся в зависимости от фирмы и ее деятельности, ниже которого эффективность R&D быстро падает. В туристской индустрии фирмы не должны отставать от конкурентов в качестве обслуживания, ценах, эффективности рекламы, технологиях бронирования, видах транспорта, классности обслуживания и др., т. е. с учетом обстоятельств туристского рынка они вынуждены представлять усовершенствования и разрабатывать совершенно новый продукт, когда этого требует конкуренция.

Информация о работе Инновации в антикризисном управлении