Характерные особенности современных АСУП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:17, реферат

Описание

Под информацией в широком смысле понимают сведения об окружающей природной и технической среде и происходящих в них процессах.
1. Одним из важнейших свойств является новизна.
2. Другим свойством является способность информации храниться и накапливаться.
3. Информация может обрабатываться.

Содержание

Введение
1. Функции организационного управления
2. Принятие решения в функциях управления
3. Классификация АСУ
4. Разновидности АСУП
5. Характерные особенности современных АСУП
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

1. Функции организационного управления

2. Принятие решения в функциях управления

3. Классификация АСУ

4. Разновидности АСУП

5. Характерные особенности современных АСУП

Заключение

Литература


Введение

Термин "информация" происходит от латинского informetio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.

Под информацией в широком смысле понимают сведения об окружающей природной и технической среде и происходящих в них процессах.

1. Одним из важнейших свойств является новизна.

2. Другим свойством является способность информации храниться и накапливаться.

3. Информация может обрабатываться.

4. Информация может передаваться на расстояние. Для этого существуют различные устройства: телефон, телеграф, теле- и радиопередающая аппаратура.

Совокупность методов приема, хранения, обработки и передачи информации называется информационной технологией. Информационная техника и технология, обеспечивающие обработку информации в различных областях человеческой деятельности, образуют информационные системы.

Всякая информация независимо от ее содержания может быть представлена символами, текстом, графикой либо их комбинациями. Наиболее простой формой представления информации является символьная. Эта форма основана на использовании букв, цифр, знаков.

В качестве примера символьного представления информации можно привести светофор. Разные цвета информируют о готовности к разным действиям.

Понятие управления является одним из наиболее фундаментальных и всеобъемлющих в повседневной практике всех ячеек общества и различных организаций, общественно-государственной деятельности и особенно в современных системно-кибернетических науках, приближаясь в своей значимости к философским категориям [1].

Задача всякого управления – организация и реализация целенаправленного взаимодействия на объект управления. Управление представляет собой процесс изыскания и реализации мер  по переводу объекта в желаемое состояние.

Понятие управления связано с такими понятиями как «объект управления», «воздействие», и «цель».

Объект управления - та часть окружающего мира, состояние которой представляет интерес для субъекта в данной ситуации и на которую он может воздействовать целенаправленно. При выделении объекта управления должны выполняться  по крайней мере 2 условия [2]:

1)     на объект можно воздействовать;

2)     это воздействие в принципе может приблизить нас к осуществлению поставленных целей в объекте, т.е. изменить его состояние в желательном для нас направлении.


1. Функции организационного управления

Организационное управление (управление ОПС)  – многофазный процесс переработки информации, принятия решений, выработки и реализации управляющих воздействий для достижения поставленных целей.

В организационном управлении важным понятием является понятие функции управления. Функция управления - вид деятельности, работы, процесса, реализуемых системой в соответствии с ее назначением на множестве элементов. Последовательность функций во времени порождает целенаправленные процессы функционирования ОПС [3].

К общесистемным функциям организационного управления относят:

      планирование;

      учет (сбор данных);

      контроль;

      организация и координация;

      анализ деятельности;

      оперативное управление.

Таким образом, организационное управление- совокупность упорядоченных системных функций планирования, организации и координации, контроля и анализа, оперативного управления, учета, переработки и использования информации для выработки и реализации управленческих воздействий.

С точки зрения лица, принимающего решение (ЛПР), операции, входящие в системные функции делят на:

      чисто управленческие;

      исполнительские.

К управленческим функциям относят:

                  планирование;

                  организация;

                  координация;

                  контроль.

Исполнительские функции основаны на реагировании на текущие события.

Планирование - это процесс заблаговременной подготовки решений о том, что, кем, когда и сколько должно быть выполнено, включая обоснование и формирование целей. Функция планирования является первичной наиболее сложной и ответственной функцией управления. Содержание функции планирования:

     определение целевого назначения и функциональных обязанностей, а также характера работ на перспективу;

     прогнозирование выполнения работ;

     постановка целей;

     программирование или формирование плана действий по достижении целей;

     разработка графика временной последовательности работ по достижению целей и реализации программы;

     составление бюджета;

     формирование общих планов действий (составление руководящих документов и выработка принципиальных решений;

     формирование систематизированных методов выполнения работ).

Выделяют две стадии планирования:

      перспективное (стратегическое);

      текущее (тактическое).

Перспективное планирование входит в компетенцию высших звеньев в структуре органов управления и включает в себя выбор и обоснование главных целей ОПС, способов и средств их достижения, определение потребных времени и ресурсов. Также разрабатывается дерево целей, оцениваются перспективы развития организации, изменения структуры производства и управления в условиях комплексной автоматизации, технологии производства, внедрение достижений науки и техники. При обосновании решений на всех этапах планирования для повышения эффективности функционирования ОПС и предотвращения ошибок, критических ситуаций и потерь используют методы математического моделирования.

Функция организации включает [4]:

      создание условий для выполнения планов и достижения целей (создание организационной структуры, подбор и расстановка кадров, определение функций ее подразделений и установление порядка и условий их функционирования, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц.);

      распределение ресурсов для рационального использования;

      классификация работ для контроля и управления.

Функция координации включает:

      управление по стыкам организаций;

      распределение работ;

      распределение ответственности за конкретные работы.

Функция мотивации:

      обучение и воспитание кадров;

      создание условий и стимулов  у исполнителей.

Функция контроля необходима для создания и поддержания условий и гарантий для фактического выполнения планов и достижения целей.

Функция контроля включает:

      измерение параметров и создание уточненных нормативов на контролируемые параметры запланированных работ;

      определение наличия, состояния ресурсов, работоспособности элементов ОПС;

      Т.Е., основное содержание функции контроля - измерение параметров работ и исполнение принятых решений.

Функции контроля связаны с функцией учета ресурсов (времени, оборудования, количества и качества работ).

Норматив - определяет требуемые уровни (допуски) на физические параметры процессов и элементов ОПС, нормы на расценки работ, расхода материалов, нормы выработки, а также требуемые значения и пределы показателей и критериев экономического, информационного, вероятностно-временного характера. Могут использоваться критерии, принятые в системном анализе, теориях эффективности, информации, надежности, исследовании операций и др. Не имея нормативов, нельзя судить о степени и полноте достижения промежуточных и основных целей, о ценности работы и возникающих ошибках и потерях.

Функция анализа включает в себя оценку:

      альтернативных вариантов планов и целей;

      текущих и критических ситуаций в смысле риска и потерь;

      эффективности функционирования ОПС и ее элементов ;

      стратегии и деятельности органов управления;

      качества работы подразделений и исполнителей;

      качества продукции;

      достаточности и распределения ресурсов.

Особенности функции анализа:

      необходимость анализа во всех сферах человеческой деятельности, не только в управлении, но и в синтезе и проектировании систем, изделий и их производстве;

      органическая связь с процессами принятия решений, что позволяет их объединить в рамках единой методологии - системного анализа.

В некоторых случаях может возникнуть необходимость в корректировке планов и изменении целей. Эти операции определяют функцию оперативного управления. Эта функция наиболее тесно связана с функциями контроля и анализа. (Иногда вопросы контроля и анализа включают в функцию оперативного управления).

Методы управления

Целевое управление по заранее разработанной программе

Управление, сводящееся к реакции на текущие события (метод «проб и ошибок» и «тушения пожара»).

2. Принятие решения в функциях управления

Реализация управленческих воздействий осуществляется на основе принятия решения. Принятие решения предваряется подготовительными действиями, а завершается оценкой принятого решения. Принятие решения включает анализ проблем, альтернатив, риска, выигрыша, потерь и синтез вариантов структур, стратегий, программ, ведущих к цели. Для этого используются формальные методы математического моделирования, а также  опыт, интуиция, творческого озарение.

Различают следующие основные этапы принятия решения:

1.      формулирование проблемы;

2.      выявление целей;

3.      формирование критериев;

4.      сбор информации (нахождение альтернатив и определение их свойств.);

5.      выбор одной или нескольких альтернатив на основе их сопоставления по выбранным критериям;

6.      оценивание последствий выбора и качества решения;

7.      если оценка отрицательна, то возврат к 1 (2,3).

Первые четыре  этапа называют построением модели принятия решений, а само принятие решения часто отождествляют с выбором альтернативы, выполняемым на пятом этапе. Шестой этап должен подтвердить правильность принятого решения, либо его неприемлемость. С этой целью оно умозрительно сопоставляется с ближайшем к нему вариантами, и анализируются возможные последствия его реализации. В случае отрицательной оценки предполагаемого решения реализуется обратная связь к первым трем этапам, начиная с третьего этапа. На этом этапе могут быть изменены критерии оценки альтернатив. Если это не изменяет качества решения, корректируются цели принятия решения. Если и это не удовлетворяет ЛПР, может быть переформулирована сама решаемая проблема. При решении сложных проблем и для получения высокого качества решения заказчик привлекает специалистов различного профиля. К ним относятся специалисты в анализируемой предметной области (предметники), системный аналитик и ЛПР, если им не является сам заказчик, а также  те лица, которых непосредственно касается рассматриваемая проблема. Системный аналитик выступает как гарант нейтральности и обеспечивает качество построения модели принятия решений.

Процессы принятия решения необходимы  в той или иной степени во всех функциях управления.  Наиболее полно процессы принятия решений проявляются в функции планирования [2].

3. Классификация АСУ

Системы управления в промышленности, как и любые сложные системы, имеют иерархическую структуру. Классификацию АСУ проводят по различным признакам.

По уровню управления:

      общегосударственная автоматизированная система (ОГАС) - автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством на базе государственной сети вычислительных центров (ГСВТ) и единой автоматизированной системы связи страны;

      отраслевая автоматизированная система управления (ОАСУ) - АСУ министерства или ведомства, предназначенная для управления подведомственными организациями как автономно, так и в составе ОГАС;

      территориальная АСУ - система, предназначенная для управления административно-территориальным районом (республики, края, области, района, города),  как автономно, так и в составе ОАСУ и (или) ОГАС;

Информация о работе Характерные особенности современных АСУП