Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Цель работы: Кризисы в системе государственного регулирования.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
• Изучить роль государства в антикризисном управлении;
• Раскрыть аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций;
• Рассмотреть нормативно-законодательную деятельность государственного регулирования кризисных ситуаций;
• Проанализировать финансовое регулирование в кризисных ситуациях;
• Выявить государственное регулирование процессов санации экономики.

Содержание

Введение. 3
1. Государственное регулирование кризисных ситуаций. 5
1.1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций. 5
1.2 Роль государства в антикризисном управлении. 13
2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций. 20
2.1. Нормативно-законодательная деятельность государственного регулирования кризисных ситуаций. 20
2.2 Финансовое регулирование в кризисных ситуациях. 22
2.3. Государственное регулирование процессов санации экономики. 28
Заключение. 31
Список используемой литературы. 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая котомкиной.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

Выйти из финансового кризиса можно только на основе преодоления ситуации нарастающего отторжения большинства населения от проводимых в стране преобразований. Главное — уйти от десоциализации финансовой политики. Подавить истоки напряженности и снизить остроту долгового кризиса страны может только устойчивый экономический рост. Обеспечить его в короткие сроки сложно, но можно, опираясь на инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики. В первую очередь, это агропромышленный комплекс: переработка, торговля и от них вложения в сельское хозяйство. После девальвации рубля в стране образовался рынок для российского продовольствия по меньшей мере на 20 млрд дол. в год. Сельское хозяйство должно получить средства от компаний, которые работают в сфере переработки и торговли. Расчеты показывают, что, сохраняя низкие цены при одновременном повышении качества продукции, можно было бы снизить удельный вес импортного продовольствия до 10% всего объема рынка.

Переход национальной экономики к режиму устойчивого экономического роста требует надежной опоры на государство: его регулирующие методы становятся решающим фактором.

Преодоление финансового кризиса требует принятия в качестве исходных следующих мер:

•              разделить функции бюджетной системы и деятельность ее организационных структур в части формирования доходов и обеспечения режима финансирования, определив границы ответственности по исполнению Закона о бюджете в рамках установок по формированию доходов и отдельно — по финансированию расходов бюджетных организаций;

•              поставить бюджетное финансирование расходов субъектов Российской Федерации по всем статьям в рамки жесткой зависимости от установленных законом сроков и объемов финансирования;

•              ввести в законодательно-правовое русло процесс использования денежной эмиссии;

•              пресечь практику неограниченных заимствований на бесплатной и безвозвратной основе средств фондов социального страхования, Пенсионного фонда и других для покрытия текущих расходов бюджета;

•              сбалансировать распределение налогового бремени между отраслями

•              поставить политику смещения налоговой нагрузки с предприятий на население в четкую зависимость от роста доходов основной массы населения;

•              преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству.

Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям. Важно устранить ценовые диспаритеты, в результате которых значительная часть производства оказалась нерентабельной и прекратила функционирование. Оставшиеся предприятия не получают доходы, позволяющие развивать производство. Они функционируют в основном в режиме простого и суженного воспроизводства.

Специфика ценового регулирования обусловлена тем, что высокие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ресурсы обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой посредников и непомерно высокой налоговой нагрузкой на ресурсы. Например, в отечественной нефтяной отрасли налоги всех видов превышают 50% валовой выручки отрасли, тогда как в Соединение Штаты Америки они составляют не более 30%.

С названными выше тесно связана проблема крайне незначительного участия бюджетной системы по поддержке и развитию экономики, отсутствия действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

Производство. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

 

2.3.  Государственное регулирование процессов санации экономики.

Государство устанавливает требования (нормы) к качеству хозяйствования предприятия. Если качество хозяйствования ниже этих норм, то происходит банкротство. Данные нормы в свою очередь, непосредственно влияют на структуру и организацию внутрифирменного управления. Эффективный менеджмент формируется под действием по меньшей мере двух факторов: норм санации, контроля за финансовыми потоками и пр., устанавливаемых в целом для национальной экономики, и упорядоченности конкурентного сектора экономики или сферы деятельности. Воздействие государства только на один из факторов не позволит достигнуть желаемого результата – повышения эффективности хозяйствования в выбранном секторе экономики. В нормативную базу санации предприятий должны входить две группы норм: нормы, распространяющиеся на хозяйствующих субъектов общерыночной ориентации, и специальные нормы, регулирующие отношения эффективного хозяйствования в целевых сферах государственного управления экономикой (структурная перестройка, социальная сфера, формирование федеральных отношений).

Сущность процедуры банкротства предполагает определенную взаимосвязь проблем государственного уровня. Так, одновременно с реализацией мер по санации хозяйствующего субъекта планируется решение его социальных проблем. Высвобождаемый персонал нуждается в социальной поддержке и трудоустройстве. Масштабы подобной работы в российских условиях могут оказаться очень большими, например, с точки зрения градообразующих мероприятий. Таким образом, сложность и важность задачи государственного управления процессами санации в условиях переходной экономики обусловливает необходимость создания специального органа по регулированию сферы финансового оздоровления хозяйствующих субъектов. Вместе с тем закрепление за государственным органом конкретных функций связано с дополнительным анализом организации управления финансовыми процессами.

Государственное управление системой финансового оздоровления

В России функции реализации технологии финансового оздоровления предприятий закреплены за Федеральной службы России по финансовому оздоровлению.

Действия Федеральной службы России по финансовому оздоровлению России:

      утверждение методических указаний по проведению экспертизы финансового состояния неплатежеспособных организаций, ведение учета юридических и физических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с проведением такой экспертизы;

      осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением организациями-должниками принятой законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов;

      проведение анализа финансового состояния организаций-должников и принятие решения о признании их неплатежеспособными, определение порядка ведения учета неплатежеспособных организаций и ведение такого учета;

      оформление заключений по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций, в том числе по вопросам о платежеспособности организаций, наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, реальной возможности восстановления платежеспособности организации должника, обязательствах, связанных с особенностями банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц, планах финансового оздоровления организации-должника, возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о его несостоятельности (банкротстве), результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ – должников.

Возложение на этот государственный орган ответственности за финансовое здоровье предприятий подкреплено соответствующей организацией ее работы на местах.

 

 

 

 

 

Заключение.

Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение кризиса, а также эффективное его преодоление. Современный менеджер должен быт постоянно готов к кризисным ситуациям и иметь план по их преодолению. Природа кризиса и причина его возникновения может быть довольно разнообразной, но непосредственная вина в его наступлении всегда ложится на менеджеров.

Существует большое количество методов оценки финансового состояния организации, которые могут дать представление о ее слабых местах и даже оценить вероятность ее банкротства. Методы горизонтального и вертикального анализов позволяют судить о структуре и динамике основных показателей баланса предприятия, метод коэффициентов непосредственно указывает на проблемные места, многофакторные модели оценивают финансовое состояние компании в целом, а сравнительный анализ позволяет учесть показатели работы других предприятий рынка.

Суть механизмов антикризисного управления заключается во внедрении системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и своевременном проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход из кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового равновесия.

Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия. Новый закон о банкротстве детальнейшим образом описывает процедуру банкротства и правила действия сторон. Законодательные процедуры ориентированы в первую очередь на поиск возможностей по санации предприятия, и лишь при полном исчерпании таких возможностей – на его ликвидацию.

Список используемой литературы.

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1997.

2.   Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2002.

3.   Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур». 19 ноября 1992 г.

4.   Закон Российской  Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

5.   Абалкин Л. К цели через кризис. М.: Луч, 1992.

6.   Буайе Робер. Теория регуляции: Критический анализ: Пер. с фр. М.:РГГУ, 1997.

7.   Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. М., 1996.

8.   Воркуев Б.Л. Ценность, стоимость и цена. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995.

9.   Медведев В. А. Социальные императивы современной экономики и российские реалии. М.: ИЭ РАН,1998.

10.             Николаса Барра Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе/Под ред. Николаса Барра. М., 1997.

11.             Самуэльсон П.А. Экономика. М.: Прогресс, 1993.

12.             Шаккум М.Л. Экономика России: От кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 1999.

13.             Захарова В.Я. Антикризисное управление – 2- е издание, перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 304 с.

14.             Круглова Н.Ю. Антикризисное управление : учебное пособие  - М.: КНОРУС, 2009. – 512 с.

15.             Маренков Н.Л. Антикризисное управление – М.: Национальный институт бизнеса. Ростов н/Д: Изд-во « Феникс», 2005. – 508 с.

16.             Короткова Э.М. Антикризисное управление: Учебник. Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2003

17.             Чумак В.Г. Менеджмент персонала. Учебное пособие. - Ростов Н/Д: Феникс, 2003

18.             Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2001

19.             Управление организацией: Учебник. Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М,2000

20.             Теория и практика антикризисного управления. Учебник. Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. М.: ЮНИТИ, 2001

21.             Кошкин В.И. Антикризисное управление. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000

22.             Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. — М.. 2004.

23.             Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент/ Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2007.

24.             Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.,2004.

25.             Травин В.В..Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 2005.

26.             www.webkursovik.ru

27.             www.lib.rus.ec

28.             www.consultant.ru



Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций