Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:28, контрольная работа

Описание

Предприятие с позиции менеджмента -- объект управления, в котором осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции (рис. 1). С по­зиции акционера деятельность предприятия связана прежде всего с движением денег. Для государства предприятие — это микроэко­номический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это отно­сится к той части семейного потребления, которая идет на воспита­ние нового поколения.

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование кризисных.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

Анализ работы предприятий различных форм собственности и отраслей показывает, что самые низкие показатели хозяйственной деятельности имеют предприятия федеральной собственности. Так, на этих предприятиях в промышленности, строительстве, на транс­порте и особенно в торговле было произведено продукции и выпол­нено работ в расчете на одного работника в 2—3 раза меньше, чем на предприятиях других форм собственности.

Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать сле­дующие выводы:

       попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководи­телей применять антикризисные меры управления;

       антикризисное поведение предприятий зачастую противопо­ложно тем действиям, которые эффективны в условиях экономичес­кого роста или стабилизации экономики;

       в промышленности стихийно формируются различные анти­кризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изу­чить, признать и сознательно использовать на практике.

Среди таких предприятий оказалось много широко известных не только у нас в стране. К их числу относится Завод имени И.А.Ли­хачева (АМО ЗИЛ). Вывести это предприятие из кризиса взялось Правительство Москвы. Оно приняло непосредственное участие в разработке комплексной антикризисной программы, включающей:

       развитие маркетинговой службы предприятия, способной обес­печить реализацию выпускаемой продукции в России и за рубежом;

       совершенствование деятельности подразделений АМО ЗИЛ, занимающихся международными связями для расширения сбыта продукции за рубежом;

       расширение в Москве системы сервисного обслуживания автомобильной техники, выпускаемой АМО ЗИЛ;

       совершенствование ассортимента и наращивание объемов конкурентоспособных товаров народного потребления.

Эти меры подкреплены антикризисным бизнес-планом, в кото­ром предусмотрено увеличение выпуска конкурентоспособной про­дукции, отвечающей современным потребностям городского хозяй­ства; снижение издержек; реструктуризация производственных мощ­ностей; привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земель­ных участков.

Правительство Москвы взяло на себя финансирование разработки проекта детальной планировки территории предприятия, преду­смотрев при этом возможность размещения на ее периферийной части некоторых производств, подлежащих выводу из центра города; оказание финансовой помощи для организации переподготовки и сохранения квалифицированных кадров, создания дополнительных рабочих мест; решение ряда крупных вопросов с Правительством России, министерствами и ведомствами, банковскими учреждениями. Кроме того, Правительство Москвы:

      установило, что при реализации Москомземом на земельных торгах прав аренды высвобождаемых земельных участков 70% дохода поступает АМО ЗИЛ на реконструкцию производства;

       разрешило предприятию перевод объектов его жилищного
фонда, малопригодного для жилья, в нежилой без выплаты компен­сационных платежей с целью их последующей продажи или сдачи в аренду; оказало содействие в совершенствовании организационнойструктуры и системы управления предприятием, привлечении средств для реализации перспективных инвестиционных проектов, а также в
использовании оптимальных схем погашения кредиторской и деби­торской задолженности;

       утвердило программы мероприятий по передаче объектов со­циальной сферы АМО ЗИЛ в собственность Москвы и поставок его автомобильной техники для нужд городского хозяйства, а также план мероприятий по его информационной и рекламной поддержке.

В ряде регионов страны по инициативе местных органов власти объединяются кредитные ресурсы, которые аккумулируются во вне­бюджетном фонде финансовой поддержки промышленности регио­на и выдаются предприятиям с компенсацией части процентной ставки за счет средств фонда. В числе мер, содействующих функци­онированию предприятий в условиях кризиса, они также добиваются:

       реструктуризации задолженности предприятий перед бюдже­том, внебюджетными фондами и системами энерго-, тепло- и водо­снабжения;

       выделения централизованных финансовых ресурсов на обслу­живание и поддержку мобилизационных производств и объемов государственного резерва;

       защиты отечественных товаропроизводителей от бесконтроль­ного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию, анало­гичную конкурентоспособной продукции российских товаропроиз­водителей;

       введения дифференцированных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом. Одни — на регулярные перевозки, обусловленные сложившейся технологией производства и потребле­ния товаров; другие — на разовые перевозки грузов в связи с реали­зацией в основном инвестиционных процессов;

       эффективной рекламной поддержки отечественных конкурен­тоспособных товаров.

Во многих регионах созданы советы по антикризисным програм­мам, которые:

       разрабатывают и утверждают концептуальные подходы к фи­нансовому оздоровлению предприятий;

       анализируют ход выполнения антикризисных программ, со­ действуют осуществлению мероприятий по финансовому оздоров­лению предприятий;

       ведут мониторинг формирования портфеля инвестиционных проектов и подготовки антикризисных бизнес-планов;

       заслушивают сообщения территориальных органов по делам о
несостоятельности (банкротстве), о применении предусмотренных законодательством процедур финансового оздоровления или банкротства предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса.

На смягчение последствий кризиса и оживление экономики направлены региональные программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства. На 1 января 1998 г. в стране насчитывалось около 2,7 млн. хозяйствующих субъектов, из них 1,98 млн. имели частную форму собственности и более половины учреждены отдельными гражданами. В октябре 1997 г. было 844 тыс. малых предприятий. В них было занято 8,3 млн. человек, в том числе на постоянной основе — 6,2 млн. Они произвели 7% общего объема продукции, работ и услуг в стране (Социально-экономичес­кое положение России, XII, 1997. С. 9-11, 13).

Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в госу­дарственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государст­венный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда по­требность в социальной защите, напротив, резко возросла.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позво­ляет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой дея­тельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже опреде­ленного минимального уровня доходов или потребления. Цель со­циального страхования — предохранить каждого человека от вне­запного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов -- обеспечить каждому человеку возмож­ность фактически перераспределять собственный доход.

Пока длится налогово-бюджетный кризис, задача борьбы с бед­ностью получает приоритет перед другими функциями, обеспечива­емыми выплатой денежных пособий, такими, как страхование и выравнивание доходов. Улучшение состояния государственного бюд­жета послужит основанием активизировать другие функции денеж­ных пособий. Если государство ликвидирует семейные пособия, то тем самым усугубит воздействие кризиса на положение семей. Эти пособия стабилизируют потребление в сложное для их получателей время.

Известно, что действенным стимулом к поиску работы является голод. Однако голодные работники редко действуют производительно, не говоря уже об изобретательстве, ноу-хау и других нововведениях. А ведь все это крайне необходимо, чтобы выбраться из кризиса. Если дети не могут продолжать учиться по финансовым причинам, они теряют наиболее продуктивные годы когнитивного развития.

Таким образом, если не будет действенной политика выравни­вания доходов, могут возникнуть необратимые последствия на лич­ностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формиро­вании человеческого капитала.

Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производ­ства общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого до­ступа населения к услугам здравоохранения:

       государственные мероприятия в области здравоохранения, на­ пример, такие, как программы вакцинации и санитарного просве­щения, требуют бюджетных средств;

       престарелые и другая экономически неактивная часть мало­ имущего населения также нуждается в субсидиях;

       потребление лекарств, в частности лекарств, имеющих ограни­ченные объемы производства, тоже субсидируется;

       финансирование мер по охране здоровья населения осущест­вляется в основном государством.

Между тем деятельность государства в социальной сфере явно не соответствует ее целям. В основе социально-психологического дис­комфорта и синдрома угасающего настроения населения — значи­тельное снижение жизненного уровня. Как подтверждают результаты общероссийского социологического опроса, проведенного в июне 1999 г. Российским независимым институтом социальных и наци­ональных проблем, резкое обнищание населения в результате авгус­товского 1998 г. кризиса остается таковым и поныне (таблица 4). Число россиян, которые относят себя к среднеобеспеченным слоям общества в сравнении с докризисным периодом стало меньше в полтора раза. В два раза больше, чем до кризиса, стало тех, кто вынужден признать, что живет за чертой бедности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Доли разных имущественных групп в составе населения, %

 

Имущественные группы

1998 г. июнь

1999 г. январь

1999 г. июнь

Материально высокообеспеченные

0,9

0,2

0,5

Материально среднеобеспеченные

34,3

19,6

19,7

Материально малообеспеченные

53,2

55,4

57,3

Живут за чертой бедности

10,3

20,6

20,2

Затруднились определить

1,3

4,2

2,3


 

Российское государство не считает себя обязанным обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступает I! роли нарушителя этих прав, многими месяцами не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии. Государст­венными органами отвергается даже такая рутинная мера, как оформ­ление задолженности по заработной плате и пенсиям в виде кредита с начислением процентов.

В то же время государство распродает финансовым группам по заниженным ценам уникальные объекты. К началу 1997 г. в госу­дарственной собственности было всего 9,3% предприятий. Наряду с этим, государственные органы предоставляют в распоряжение упол­номоченных банков денежные ресурсы бюджета, раздают квоты и лицензии. Государство не предпринимает также серьезных усилий и для повышения социальной ответственности бизнеса. Под предло­гом повышения конкурентоспособности предприятий фактически разрушена их социально-бытовая и культурная инфраструктура.

Таким образом, направление изменений социально-экономичес­кой ситуации в стране в последние годы находится в явном несо­ответствии с современными социальными целями. Практически утрачены даже фрагментарные элементы «государства благососто­яния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса.

24



Среднемесячный доход на одного члена семьи у тех, кто причис­ляет себя к материально высокообеспеченным, составляет 5940 руб., к среднеобеспеченным — 1275 руб., малообеспеченным — 600 руб., к живущим за чертой бедности — 400 руб. Если пересчитать приве­денные показатели двух последних малоимущих категорий в доллары, то получится, что в России 3/4 населения имеют душевой доход в месяц 16-24 дол., т.е. на один день от 50 до 80 центов.

В периоды экономических рецессии в развитых странах мира снижение реальной заработной платы также имеет место, однако не столь глубокое. Например, в США в кризисном 1980 г. реальная заработная плата снизилась на 4,3%, а в 1991 г. — на 1%. Небольшие колебания реальной заработной платы предопределяют малые коле­бания потребительского спроса. Они не позволяют, тем самым, эко­номике страны «провалиться» в глубокий кризис, поддерживают В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыноч­ных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях — от федерального до муниципального. При этом возрастающая роль отводится институ­там гражданского общества.

24




Вывод

Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение кризиса, а также эффективное его преодоление. Современный менеджер должен быт постоянно готов к кризисным ситуациям и иметь план по их преодолению. Природа кризиса и причина его возникновения может быть довольно разнообразной, но непосредственная вина в его наступлении всегда ложится на менеджеров.

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций