Антимонопольное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:32, реферат

Описание

Целью работы является изучение полномочий антимонопольных органов.
В соответствии с целью, сформулированы следующие задачи:
1. Изучить задачи и цели антимонопольных органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Задачи и цели антимонопольных органов……………………………………4
2. Полномочия антимонопольных органов……………………………………..7
3.Административная ответственность за невыполнение требований антимонопольного органа……………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

антимонопольное управление.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

е) о взыскании  в федеральный бюджет дохода, полученного  вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

ж) о привлечении  к ответственности за нарушение  антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;

з) о признании  торгов недействительными;

и) о понуждении к исполнению решений и предписаний  антимонопольного органа;

7) участвует  в рассмотрении судом или арбитражным  судом дел, связанных с применением  и (или) нарушением антимонопольного  законодательства;

8) ведет реестр  хозяйствующих субъектов (за исключением  финансовых организаций), имеющих  долю на рынке определенного  товара в размере более чем  тридцать пять процентов или  занимающих доминирующее положение  на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов [4].

Порядок формирования и ведения реестра устанавливается  Правительством Российской Федерации;

9) размещает на сайте антимонопольного органа в сети «Интернет» решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;

10) устанавливает  доминирующее положение хозяйствующего  субъекта при рассмотрении дела  о нарушении антимонопольного  законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

11) проводит  проверку соблюдения антимонопольного  законодательства коммерческими  организациями, некоммерческими  организациями, федеральными органами  исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) осуществляет  контроль за деятельностью юридических  лиц, обеспечивающих организацию  торговли на рынках определенных  товаров, например на рынке  электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного  регулирования цен (тарифов) на такие товары;

13) осуществляет  иные предусмотренные Федеральным  законом «О защите конкуренции», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия [4].

3. Административная ответственность за невыполнение требований антимонопольного органа

 

Предписание антимонопольного органа - это обязательное для исполнения письменное требование, которое выдаётся определенным в законе адресатам с целью поддержки конкуренции и пресечения противоправной деятельности [9, c. 55].

Свойства предписания антимонопольного органа:

- официальность - применяется от имени государства;

- властный характер - обеспечено силой;

- юрисдикционность - оценивается правомерность действий или бездействия различных субъектов и признаётся существование определенных фактов;

- конкретность - адресовано определенным лицам;

- подконтрольность - может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня выдачи решения или предписания.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Предписание по делу о  нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с  решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Предписание по делу о  нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный  им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении  антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.

Лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа [10, c. 54].

Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.

Решение или предписание  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу. 

Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», принятый Госдумой 23 марта 2007 г и одобренный Советом Федерации 30 марта, разработан в целях обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства и усиления ответственности участников рынка за его нарушение.

Закон предусматривает  увеличение размера санкций за нарушения  требований антимонопольного законодательства, включение в Кодекс новых составов нарушений антимонопольного законодательства, введение в Кодекс дополнительного  основания для определения размера административного штрафа - сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг).

За ряд нарушений  антимонопольного законодательства ответственность  должна устанавливаться в виде административного  штрафа, который выражается в величине, кратной сумме выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Одновременно  за ряд правонарушений в области  антимонопольного законодательства (например, за невыполнение предписаний федерального антимонопольного органа), законом предусматривается ответственность в виде дисквалификации.

Закон детализирует санкции за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа в зависимости от нарушения антимонопольного законодательства, в отношении которого вынесено решение или предписание.

Законом предусматривается  включение в главу 14 Кодекса «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» новых составов административных правонарушений - злоупотребление доминирующим положением на рынке, заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, недобросовестная конкуренция [3].

Размер санкций  за наиболее опасные, с экономической точки зрения, нарушения антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением на рынке, заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий) установлен в законе в процентном отношении от суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Полномочия  по наложению административных взысканий  по новым составам правонарушений предусмотрено  возложить на федеральный антимонопольный  орган и его территориальные  органы, как это предусмотрено по действующим составам правонарушений в сфере антимонопольного законодательства, с правом передачи в необходимых случаях соответствующим дел на рассмотрение суда [12, c. 108].

Заключение

 

Таким образом, основной задачей антимонопольных органов является содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, защита интересов малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с другой — государственным контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.

В зависимости от связи  полномочий антимонопольного органа с  его задачами можно выделить несколько  групп полномочий антимонопольных  органов:

- полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера);

- полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;

- полномочия по применению мер и ответственности к нарушителям законодательства [13, c. 55].

Полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства:

1) Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.

2) Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

3) Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.

4) Дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Полномочия по осуществлению  государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства:

1) Принятие решения и выдача предписания в случае нарушения антимонопольного законодательства.

2) Антимонопольный контроль на торгах.

3) Привлечение нарушителей антимонопольного законодательства к ответственности.

4) Право антимонопольных органов на предъявление иска в суд.

5) Формирование и ведение антимонопольными органами Реестра.

Особую роль в формировании правового поля  конкурентных рыночных отношений играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы [14, c. 90].

Итак, подводя итоги, можно  сказать, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции  к дальнейшему совершенствованию  этой сферы. Причём, антимонопольная  политика может плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

Разумное, чёткое и уверенное  реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых государств.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ.

  1. Гражданский Кодекс РФ.

  1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
  1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 29.11.2010).

  1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

  1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.04 № 331.
  2. Приказ ФАС РФ «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» от 13.10.04 № 135.
  1. Авдашева С. Б., Ахполов И.К. Конкуренция и антимонопольное регулирование. — М., 2009. – 500 с.

  1. Горбачева О.В. Административная ответственность за невыполнение требований антимонопольного органа// Арбитражный и гражданский процесс, 2012. - № 2. – С.55.
  2. Гукасян Л.Е. Пути совершенствования отечественного законодательства по защите от недобросовестной конкуренции // Экономика и законодательство. - 2011. - №5. – С.54.
  3. Еременко В.А. Особенности пресечения недобросовестной конкуренции в РФ // Адвокат. - 2010. - №7. – С.33.

Информация о работе Антимонопольное управление