Антикризисные аспекты государственного пуравления в странах с развитой экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:52, контрольная работа

Описание

Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению. В условиях современной российской действительности традиционные методы менеджмента, как оказалось не дают реального эффекта, поскольку ориентированы на нормально функционирующие на рынке предприятия. В обстановке, когда преобладающее большинство малых, средних и крупных предприятий не просто испытывают временные затруднения, но уже давно и постоянно находятся в критическом положении, обычные, стандартные инструменты менеджмента уже не помогают. Поэтому актуальной стала проблема поиска и внедрения в практику таких форм и методов управления, использование которых позволяло бы не доводить дело до кризисного состояния предприятия, несмотря на общую неблагоприятную рыночную обстановку в нашей стране.

Содержание

Введение 3
1. Сущность антикризисного управления и признаки кризисных явлений в экономике предприятия. 6
2. Правовые аспекты антикризисного управления 11
2.1. Основы действующего законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий. 11
2.2. Сравнительный анализ правовых аспектов финансовой несостоятельности в зарубежной практике. 17
3. Методологические основы стабилизации деятельности предприятия……21
3.1. Исследование причин кризисного состояния ОАО "Челябинскагропромстрой"……………………………………………………..21
3.2. Разработка методики стабилизации и путей выхода предприятия из кризиса……………………………………………………………………………28
4. Обоснование стратегии вывода предприятия из кризиса и выбор методов ревитализации……………………………………………………………………34
4.1. Прогнозирование путей финансового оздоровления ОАО "Челябинскагропромстрой"……………………………………………………34
4.2. Методика разработки инвестиционной программы для вывода из кризиса ОАО "Челябинскагропромстрой"………………………………………………39
4.3. Стратегия реструктуризации ОАО "Челябинскагропромстрой"………...46
Заключение……………………………………………………………………….48
Список используемой литературы……………………………………………..54

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Антикризисному управлению.docx

— 104.60 Кб (Скачать документ)


 

Уральский Социально-Экономический  Институт

Академии труда и социальных отношений

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по  курсу: «Антикризисное управление»

 

на  тему: «Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой»

 

 

 

                                                          Выполнила: студентка 3 курса                      

                                                          Группы МСЗ-302, заочного отделения,

                                                           Юшева Наталья Александровна

                                                           Проверила: ______________________

 

 

 

Челябинск

2012г.

 

Содержание

Введение 3

1. Сущность антикризисного управления и признаки кризисных явлений в экономике предприятия. 6

2. Правовые аспекты антикризисного управления 11

2.1. Основы действующего законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий. 11

2.2. Сравнительный анализ правовых  аспектов финансовой несостоятельности  в зарубежной практике. 17

3. Методологические  основы стабилизации деятельности  предприятия……21

3.1. Исследование причин кризисного состояния ОАО "Челябинскагропромстрой"……………………………………………………..21

3.2. Разработка  методики стабилизации и путей  выхода  предприятия из кризиса……………………………………………………………………………28

4. Обоснование  стратегии вывода предприятия  из кризиса и выбор методов  ревитализации……………………………………………………………………34

4.1. Прогнозирование  путей финансового оздоровления  ОАО "Челябинскагропромстрой"……………………………………………………34

4.2. Методика  разработки инвестиционной программы  для вывода из кризиса ОАО  "Челябинскагропромстрой"………………………………………………39

4.3. Стратегия  реструктуризации ОАО "Челябинскагропромстрой"………...46

Заключение……………………………………………………………………….48

Список  используемой литературы……………………………………………..54

 

 

 

 

 

 

 Введение

Переход к рыночной экономике требует  новых подходов к управлению. В  условиях современной российской действительности традиционные методы менеджмента, как  оказалось не дают реального эффекта, поскольку ориентированы на нормально  функционирующие на рынке предприятия. В обстановке, когда преобладающее  большинство малых, средних и  крупных предприятий не просто испытывают временные затруднения, но уже давно  и постоянно находятся в критическом  положении, обычные, стандартные инструменты  менеджмента уже не помогают. Поэтому  актуальной стала проблема поиска и  внедрения в практику таких форм и методов управления, использование  которых позволяло бы не доводить дело до кризисного состояния предприятия, несмотря на общую неблагоприятную  рыночную обстановку в нашей стране. В этой связи, в последние годы все большее значение приобретает  понятие "антикризисное управление". Несмотря на это, в России до настоящего времени нет четкого определения  понятия "антикризисное управление" как экономической категории.

       Имеется ряд недостатков в действующей системе государственного регулирования несостоятельности (банкротства) предприятий, а также в диагностике платежеспособности на основе двух финансовых коэффициентов.

       Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием вытекает из самой природы производимых в России экономических реформ. Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед руководством предприятий встают задачи предотвращения кризисных явлений и обеспечения устойчивого положения своих предприятий. Одной из главных причин неэффективного действия института банкротства является отсутствие методического обеспечения применения процедур несостоятельности.   Поэтому актуальным является выбор методов и процедур антикризисного управления предприятием. Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма.     Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная. Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится. Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, антикризисное управление - это:  анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы; познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса; стратегический контроль деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности; оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства); разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы; постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению. Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех его сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий. Из вышесказанного следует, что тема антикрисного управления очень важна в нынешних условиях российской экономики.

Цель работы состоит в разработке и апробации методических основ  вывода строительного предприятия  из кризиса в условиях переходной экономики России.

Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения  следующих задач:

  • обобщить отечественный и зарубежный опыт применения методов стратегического и оперативного планирования, теории управления по применению различных методов стратегического и оперативного планирования, контроля функционирования строительных предприятий в условиях внешнего и внутреннего кризиса;
  • обосновать направления применения системного подхода к антикризисному управлению строительным предприятием;
  • обобщить классификацию этапов антикризисного управления и методики обоснования управленческих решений на каждом этапе;
  • исследовать специфику внутреннего экономического кризиса строительного предприятия;
  • оценить эффективность рекомендуемых в литературе и применяемых на практике методик антикризисного управления.

Объектом исследования являются строительные предприятия находящиеся в кризисной  ситуации.

Предмет исследования – деятельность строительного предприятия по выходу из кризиса.

Выбор объекта и предмета исследования обусловлен тем, что в настоящее  время в складывающихся условиях национальной экономики многие предприятия  подвержены риску банкротства и  попадания в кризисное состояние  вне зависимости от отрасли промышленности и величины самого предприятия.

Проблемы антикризисного управления, с которыми сталкиваются отечественные  предприятия, как правило, однообразны, поэтому способы управления достаточно универсальны и широко применимы.

 

1. Сущность антикризисного управления  и признаки кризисных явлений  в экономике предприятия.

Одним из важнейших условий существования  современного общества и непременной  предпосылкой его дальнейшего развития является постоянное совершенствование  системы управления, обусловленное  объективным процессом возрастания  роли функции управления не только производством, но и всеми другими  сферами человеческой жизни.

Развитие  управления как специфического вида деятельности, возрастание его роли, постоянное расширение сети органов  управления являются закономерным явлением общественно-исторического процесса.

В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки  управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов  и других хозяйствующих организаций, явилась выработка основных, теоретических  и методологических положений по применению антикризисного управления.

Разработка теоретических концепций, принципов, правил, рекомендаций, процедур управленческой деятельности не исчерпывает  задач науки управления, которая призвана подвести теоретически фундамент под весьма разнообразную и поистине творческую деятельность руководителя.

Поскольку антикризисное управление оставляет широкое поле для творческой инициативы и самостоятельности  руководителей, оно призвано способствовать развитию правильных, конкретных организационных  решений, исходя из специфических условий  предприятия и на основе конкретных данных. В связи с этим одной  из важнейших задач антикризисного управления должно быть максимальное приближение проблематики исследований к конкретным нуждам  практики. Актуальность вопросов антикризисного управления для  нашей страны вряд ли нуждается в  доказательствах. Это не столько  вопрос "дальнейшего успешного  развития" сколько вопрос выживания.

Учитывающим многообразие форм и методов  антикризисного управления, представляется следующее определение: "Антикризисное  управление - это: анализ внешней среды  и внутреннего потенциала конкурентных преимуществ предприятия для  выбора стратегии его развития на основе прогнозирования своего финансового  состояния; предварительная диагностика  причин возникновения кризисных  ситуаций в экономике и финансах предприятия; комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового ; оздоровления; бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия; процедуры антикризисного оздоровления и контроль за их проведением".

Становление рыночной экономики в  РФ объективно обусловливает возникновение  и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления  товаров и услуг. Достижение оптимальной  инфраструктуры производства, соответствующей  потребностям и платежеспособному  спросу субъектов экономической  деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных  организаций), осуществляется посредством  национального рынка  и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации. Процесс неравномерного развития экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновение значительных спадов производства характеризуется как кризисная ситуация. Ее следует рассматривать не как стечение неблагоприятных обстоятельств, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

Кризисные ситуации, для преодоления которых  не было принято соответствующих  профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию  экономического механизма предприятия. Преодоление этого состояния  требует применения специальных  мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации.

Другим обстоятельством, характеризующим  процессы возникновения кризисных  ситуаций и банкротств, является определенный характер жизненного цикла предприятия. Американские исследователи зафиксировали  определенную закономерность возникновения  спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она заключается  в периодическом возникновении  кризисных ситуаций на всех стадиях  жизненного цикла предприятий.

Рыночная  экономика на протяжении многих десятилетий  и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий  от полного краха -систему банкротства. Универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и  предотвращения их банкротства в  Российской Федерации.

Система банкротства включает целый  ряд логических, причинно-следственных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства - установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов. Как показывает мировая  практика, эта цель достигается при  соблюдении следующих основных принципов:

- установление  единой стабильной и надежной  для всех субъектов -хозяйствования  коммерческих взаимоотношений, прав  и обязанностей в условиях  несостоятельности или банкротства  предприятия;

- предоставление  возможности честным должникам  возможности возобновления своей  деятельности;

- введение  системы безопасных мер при  банкротстве и экономическом  спаде;

- создание  системы мер для возрождения  бизнеса;

- создание  механизма регулирования финансовых  дел честно выполняющих свои  обязательства должников в целях  возможности оздоровления их  фирм без сворачивания бизнеса;

- создание  коммерческой и правовой системы  для поощрения работы честных  и надежных партнеров и формирование  приемлемой процедуры разрешения  финансовых споров;

- ограждение  правовой и административной  структур от возможностей ускорения  процесса развала предприятия  и насаждения споров и тяжб;

- сохранение  в тех случаях, где это возможно  и экономически целесообразно,  перспективных предприятий, имеющих  финансовые трудности; 

- создание  таких механизмов, которые будут  представлять и надежно защищать  интересы всех участников системы  банкротства (кредиторы, персонал  и т.д.) в случае ликвидации  обанкротившегося предприятия и  позволять справедливо распределять  активы (конкурсную массу) должника.

Информация о работе Антикризисные аспекты государственного пуравления в странах с развитой экономикой