Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:45, лекция

Описание

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Работа состоит из  1 файл

антикризисное упр т. 1-6.doc

— 694.50 Кб (Скачать документ)

16) Утрата конкурентного  преимущества фирмы по внешним  или внутренним причинам.

17) Снижение платежеспособности  фирмы.

18) Кризисное состояние фирмы.

19) Уровень конкурентного  преимущества фирмы остался прежним  из-за нехватки дополнительно  привлеченных ресурсов.

На рисунке видно, что возможны несколько путей (в  данном случае 5) приближения к кризисному состоянию фирмы. Главным образом это зависит от того, на какой стадии ЖЦКПФ находится фирма.

Например, если фирма  находится на стадии зарождения или, наоборот, спада, то вероятнее всего, что падение спроса на товар фирмы  приведет ее к прохождению пути (1), (3), (4), (5), (6), (17), (18). Это связано с тем, что получение кредита, необходимого для соответствующих маркетинговых исследований, маловероятно, а выполнение необходимых мероприятий за счет собственных средств невозможно в силу их отсутствия. На стадии спада КПФ падение спроса на товар фирмы только еще быстрее ускорит процесс приближения к кризисному состоянию.

Следует отметить, что  экономический механизм возникновения  кризисного состояния фирмы познается  как и любой другой механизм через  постоянное наблюдение. Сложность наблюдения за экономическими явлениями, последовательность которых приводит к кризисному состоянию фирмы, состоит в многообразии и динамичности элементов внешней и внутренней среды, подвергаемых наблюдению в каждый данный момент времени.

Из таблиц 1 и 2 приложения А видно, что наблюдение должно быть организовано, по меньшей мере, более чем за пятьюдесятью параметрами внешней и внутренней среды, характеризующими условия функционирования фирмы. Совокупность же сигналов о возникновении исходных экономических явлений механизма возникновения кризисного состояния фирмы превышает 200 наименований. Если учесть, что приведенные в таблицах виды сигналов далеко не полно отражают все возможные их модификации, становится ясным, насколько сложно решается проблема их обнаружения в реальной жизни. Тем не менее сложность этой проблемы не может служить основанием для отказа от попыток ее решения.

Нам представляется, что наиболее целесообразным направлением решения проблемы обнаружения упомянутых сигналов является организация сканирования внешней и внутренней среды фирмы на основе маркетинговых исследований, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа.

Как известно, сканирование - это непрерывное упорядоченное  поэлементное просматривание пространства или объекта, осуществляемое перемещением какого-либо луча или пучка лучей.

Применительно к рассматриваемой  нами проблеме под сканированием  следует понимать непрерывное упорядоченное слежение за параметрами внешней и внутренней среды фирмы, характеризующими степень благоприятствования условий для выполнения первоначальной миссии фирмы.

В качестве «пучка лучей», просматривающих внешнюю и внутреннюю среду фирмы, должна выступать группа экспертов - специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также отдел информационного обеспечения фирмы.

Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых методических материалов, которые должны включать следующие основные разделы:

1) Перечень подвергаемых  наблюдению общих  и специфических  для каждой фирмы  параметров внешней  и внутренней среды;

2) Принципы количественной  и качественной  оценки внешних  сигналов о состоянии и динамике экономической, научно-технической, экологической, демографической, социально-политической, правовой конъюнктуры в национальной экономике и ее отдельных отраслях;

3) Принципы количественной  и качественной  оценки внутренних  сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы и достигнутом уровне конкурентного преимущества фирмы на отечественном и мировом рынках;

4) Периодичность наблюдения  установленных параметров  состояния внешней  и внутренней среды фирмы и принципы разграничения истинных сигналов и «фоновых шумов»;

5) Методы анализа  возможных последствий  выявленных в процессе  наблюдения исходных  экономических явлений  и инициируемых  ими цепочек промежуточных  экономических явлений,  которые могут вызвать кризисное состояние фирмы;

6) Методы определения  «контрольных точек»  в цепочках экономических  явлений и порядок  наблюдения за  этими точками;

7) Методы внутрифирменного  экономического анализа,  обобщающего результаты  наблюдения динамики  значений параметров внешней и внутренней среды фирмы и оценка результатов анализа с точки зрения их влияния на возможность выполнения первоначальной миссии фирмы;

8) Принципы выработки  антикризисных управленческих  решений на основе  использования результатов  наблюдений и внутрифирменного экономического анализа.

Порядок следования перечисленных  разделов по существу отражает порядок  проведения комплекса  работ по сканированию внешней и внутренней среды фирмы и  выработки на этой основе антикризисных  управленческих решений.

Следует отметить, что осуществление  сканирования внешней  и внутренней среды  фирмы является неотъемлемой частью процесса стратегического  управления, поэтому  рассмотрение этого  подраздела в данной дипломной работе является целесообразным. 

         Т №2 государственное регулирование кризисных ситуций.

Аналитическая основа государственного регулирования кризисных  ситуаций 

Спады и подъемы, финансовый крах и возрождение —  непременные спутники

экономики промышленно  развитых стран. В эпицентре этих компонентов

экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие

фундамент жизнедеятельности  общества.

Предприятие с  позиции менеджмента -- объект управления, в котором

осуществляются  технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и

административные операции (рис. 1). С позиции акционера деятельность

предприятия связана  прежде всего с движением денег. Для государства

предприятие —  это микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства

реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это

относится к той части семейного потребления, которая идет на воспитание

нового поколения.

 

Наше государство  стоит на пороге глобального системного кризиса, который по своим последствиям будет страшнее и длиннее всех предыдущих кризисов, если руководство страны не предпримет быстрых и кардинальных шагов по стабилизации как политической жизни, так и экономической ситуации в стране.

В настоящее время Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции и реформы последних лет в экономической, социальной, техногенной сферах начинают приводить к новым типам социальной несправедливости, различного рода нестабильностям, катастрофам и бедствиям. Передел сфер влияния в стране вступил в фазу силового противостояния, что многократно увеличивает риски, повышает цену политических решений, принимаемых в настоящее время.

На системный вызов  Россия должна дать системный ответ.

Если отойти от социально-экономических экспертиз проводимых реформ, которые продавливает правительство, и с готовностью принимает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и, в первую очередь, рассмотреть системный кризис через призму политического прогноза, то вырисовывается картина с далеко идущими последствиями.

Если взять совокупность реформ и свести их к лозунгам, а  вернее к контрлозунгам, то претворение  их приведет к социальному взрыву. Потому, что механизм реализации можно  назвать капиталистическим большевизмом, который отличается от коммунистического большевизма лишь вектором направленности, но не методами исполнения.

 

Мировая практика показывает, что государство в целях повышения  эффективности управления является основным инициатором создания Центров для экспертизы и мониторинга важнейших государственных проектов, прогнозирования и разработки стратегии национальных систем и обеспечивает их развитие своими, в том числе, финансовыми ресурсами.

Россия несет значительные потери в политической, международной, социально-экономической, финансовой и других областях из-за убогой, ненаучной, субъективной и непрофессиональной деятельности аналитических служб министерств и ведомств по прогнозу результатов и последствиям принятых решений.

В этих условиях очевидна необходимость в принятии кардинальных решений, направленных на существенное повышение эффективности государственного управления. Важным шагом на пути решения этой задачи должно стать проведение независимых экспертиз, представляющих собой специализированную оценочно-аналитическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на информационное и методологическое обеспечение политических решений, принимаемых всеми ветвями власти и прогноз последствий этих решений на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Важной базой для  решения сказанного должно стать:

1) развитие современной  научной базы с использованием  существующего опыта и организацией  проведения новых исследований  для формирования методологии  и схем работы государственной системы;

2) подготовка, обучение, тренинг сотрудников Центра, направленное  на качественное и фактическое  улучшение работы госучреждений;

3) создание единой  методологии исключающей неэффективное  управление.

Центр должен стать  неотъемлемой частью государственного механизма. Основными целями Центра должны являться:

  • всесторонний анализ вариантов решений, связанных с выбором приоритетов и вариантов постановки и решения государственных задач;
  • анализ выбора приоритетов и направлений государственной политики, а также развития экономики, науки и техники;
  • объективная оценка практической значимости и текущий мониторинг предлагаемых и проводимых государственных программ;
  • проведение экспертной работы для государственных учреждений, научное обеспечение новых форм контроля эффективности социально-экономической, финансовой и хозяйственной деятельности;
  • анализ выбора приоритетов и направлений государственной политики;
  • изучение и творческое применение зарубежного опыта осуществления экспертизы, организация эффективного использования накопленных мировой наукой знаний в условиях осложняющихся социальных, финансовых, ресурсных и демографических проблем;
  • проведение комплексной независимой экспертизы результатов, достигнутых в ходе реализации государственных программ и проектов;
  • проведение комплексной экспертно-аналитической оценки реализации приоритетных направлений развития экономики и науки;
  • привлечение научной общественности к активному участию в решении вопросов эффективности экспертной работы, организации научных исследований фундаментального и прикладного характера;
  • прогнозирование и анализ эффективности возможных последствий реализации альтернативных вариантов для решений, принимаемых на разных уровнях государственного управления.

Рис. 1. Классификация кризисов

Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление 

 Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. Институт власти как понятие означает образование:

 1) не естественноприродным образом возникшее, а специально создаваемое людьми;

 2) в силу появления какихлибо общих, публичных потребностей, интересов и для их удовлетворения;

 3) на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов;

 4) имеющего возможность оказывать властноуправляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.

 Орган государственного управления – учрежденная в установленном (официальном, юридическом) порядке структура, выполняющая от имени государства какуюлибо его функцию в соответствии со своим назначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые входят в его ведение), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей), которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть должностное лицо или специализированная структура, уполномоченные государством на реализацию властноуправленческих функций.

 Органы  государственного управления представляют собой совокупность всех субъектов  государственно-управленческой деятельности, включая субъекты государственной  власти. Они создаются как рабочий  механизм представительной, исполнительной и судебной властей, т. е. государственный аппарат, обеспечивающий их лучшую организацию и функционирование. Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы государственной власти – не одно и то же. Механизмом выявления воли большинства являются референдумы по важнейшим государственным проблемам, демократические выборы.

 Ресурсы государственной власти могут быть также финансовыми, экономическими, природными, демографическими, социальными, информационными, идеологическими, силовыми. В арсенале важнейших ресурсов государственной власти – право, дающее возможность управляющего воздействия, знание и компетентность, определяющие способность лиц, облеченных властными полномочиями, принимать решения. Ресурсы позволяют поощрять и наказывать, стимулировать и принуждать, убеждать и использовать все приемы, все средства для властвования. Таким образом, государственная власть и управление как способ ее реализации – это:

Информация о работе Антикризисное управление