Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:31, реферат

Описание

Вероятность наступления кризиса существует в процессе развития любой организации. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на любой стадии жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как создателя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мер. Если же предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства и прекращения существования организации. Остроту и масштаб кризиса можно уменьшить, если учесть его специфику, вовремя распознать и спрогнозировать его наступление. В такой ситуации любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным с учетом возможности и опасности кризиса.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.39 Кб (Скачать документ)

На стадии финансовой неустойчивости руководство часто прибегает  к косметическим мерам. Например, продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заемный  капитал, продавая часть активов, чтобы  снять подозрения вкладчиков и банков.   При ухудшении ситуации руководители, как показывает опыт, нередко становятся склонны к авантюрным способам зарабатывания денег, а иногда и к мошенничеству.

Явное банкротство

Предприятие не может своевременно оплачивать долги, и банкротство  становится юридически очевидным.

Банкротство проявляется как несогласованность  денежных потоков (притока и оттока денег). Предприятие может стать  банкротом как в условиях отраслевого  роста, даже бума, так и в условиях отраслевого торможения и спада. В условиях резкого подъема отрасли  возрастает конкуренция, в условиях торможения и спада падают темпы  роста. Таким образом, каждому отдельному предприятию за темпы своего роста  необходимо бороться.

Во всех случаях причиной банкротства  является неверная оценка руководителями предприятия ожидаемых темпов роста  их предприятия, под которые заранее  находятся источники дополнительного, как правило, кредитного финансирования.

Объективным выходом в любом  случае банкротства является сжатие, если не полное исчезновение предприятия, как лишнего в данной отрасли. По возможности осуществляется либо частичное, либо полное перепрофилирование предприятия, что может оказаться выгодным при достаточных темпах роста других отраслей и подотраслей экономики.

В российских условиях недостаточного контроля финансовых и товарных потоков  предприятия приобрели специфический  опыт ложного банкротства. Они реализуют  продукцию через дочерние фирмы  таким образом, чтобы основная часть  выручки оставалась на счетах этих фирм; по подложным контрактам уводят средства в зарубежные банки и  т.д.

Прогнозирование банкротства как  самостоятельная проблема возникла в передовых капиталистических  странах (в первую очередь в США) сразу после окончания второй мировой войны. Этому способствовал  рост числа обанкротившихся предприятий  в связи с сокращением военных  заказов. В тот период возникла задача априорного определения условий, ведущих  предприятие к несостоятельности.

Сначала этот вопрос решался методом  «проб и ошибок», что приводило  к существенным просчетам. Первые серьезные  попытки разработать эффективную  методику прогнозирования банкротства  относятся к 1960-м гг. и связаны  с развитием компьютерной техники.

Существующая потребность хозяйствующих  субъектов Российской Федерации  в оценке своего финансового положения, потребность такой диагностики  для контрагентов, необходимость  оценки кредитоспособности заемщика, гарантов, позиция ФСФО (Финансовая служба по финансовому оздоровлению) России способствовали появлению большого числа методик, более или менее  успешно оценивающих финансовое положение хозяйствующих субъектов.

Все методики в силу отсутствия достаточной  формализации предписываемых ситуаций страдают сильной зависимостью от субъекта анализа, т.е. от опыта и убеждений  аналитика. Они, как правило, многословны  и зачастую дают противоречивое толкование полученным цифрам.

Очевидно, что в кризисной экономике  особенно остро ощущается потребность  в такой методике, которая давала бы наиболее близкое к реальности отражение финансового состояния. В то же время попытка создания универсальной методики, которая  подошла бы разным сферам экономики, представляется сомнительной уже в  силу того, что слишком велики отличия  в балансовых пропорциях одной отрасли  от другой.

Для определения характера несостоятельности  предприятия и оценки вероятности  угрозы банкротства все методики рекомендуется рассматривать как  минимум на двух уровнях: качественный подход — анализ жизнеспособности предприятия и количественный подход — диагностика финансового здоровья.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему  правовых норм,основанием которой, безусловно, являются положения Гражданского Кодекса Российской Федерации. Данные положения можно разделить на три группы:

- нормы Гражданского Кодекса  РФ, непосредственно регулирующие  несостоятельность (банкротство)  индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

- нормы Гражданского Кодекса  РФ, содержащие специальные указания  по применению положений о  несостоятельности (банкротстве)  — ст. 64 (об очередности удовлетворения  требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной  ответственности лиц, которые  имеют право давать обязательные  для должника-юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

- нормы Гражданского Кодекса  РФ, непосредственно не затрагивающие  отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение  для решения вопросов, возникающих  в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые  формы юридических лиц, вопросы  ответственности за нарушение  обязательств и т.д.).

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями  и дополнениями), Федеральный закон  от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса», а также иные нормативные  акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др.

Государственная политика по вопросам несостоятельности и финансового  оздоровления предприятий реализуется  на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве), других нормативных актов


Информация о работе Антикризисное управление