Антикризисная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание

Обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Тенденции развития науки управления ведут нас к необходимости разработки антикризисного управления. Ее предпосылками являются понятие циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. Их совокупность свидетельствует о реальной опасности кризиса при любом, даже самом успешном управлении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Антикризисная инвестиционная стратегия государства …………………………………...4
2. Государственное регулирование кризисных ситуаций……………………………………..8
3. Антикризисная программа государства……………………………………………………17
Заключение ……………………………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Антикризисная политика государства.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

     Нестандартные методы государственного регулирования  необходимы не только в сфере ВПК, его конверсии, но и в не меньшей мере в сферах регулирования отношений собственности, в том числе приватизации, денежного обращения, финансов и кредита.

     Необходимо  значительное усиление государственного регулирования экспортно-импортной  деятельности при обеспечении кардинального улучшения его качества и повышения эффективности под углом зрения соблюдения государственного интереса, а не удовлетворения притязаний отдельных ведомств, монополий, явных и скрытых финансовых групп. При этом, помимо прочего нужно срочно осуществить следующие меры:

    1. ввести государственную монополию на экспорт топливно-энергетических ресурсов и сырья. Частные предпринимательские структуры целесообразно привлекать к обслуживанию этого экспорта для оказания маркетинговых и посреднических услуг за вознаграждение, оговоренное по взаимному соглашению, обычно в пределах 1 % от суммы от сделки;
    2. утвердить перечень жизненно важной для государства и общества продукции обрабатывающих отраслей, по которому вводится лицензирование;
    3. создать условия для свободного экспорта других товаров с уплатой дифференцированной таможенной пошлины с обязательным возвращением в Россию вырученной валюты или импортированием соответствующего товарного эквивалента. Необходимо поощрять экспорт продукции высокой технологической обработки, стимулировать производственную кооперацию с предприятиями других стран;
    4. товары массового спроса, дефицитные в стране, импортировать беспошлинно. Ввоз товаров, в особенности оборудования, аналоги которых производятся в стране, облагать повышенными пошлинами. На импорт предметов роскоши усьановить сверхпошлины (на время до полного оздоровления экономики страны). При этом добротные предметы потребления (одежда, обувь, электронная техника и т.п. не должны относиться к предметам роскоши);
    5. за нарушение правил экспортно-импортных операций установить особо жесткие экономические санкции с выплатой значительного вознаграждения тому, кто вскрыл злоупотребление.

      России  необходимо отказаться от всяких зарубежных кредитов, увеличивающих государственный  долг, сопровождаемых условиями проведения экономической политики, определяемой в других странах. При этом приветствуется приток в страну частных иностранных инвестиций производительного характера, связанных лишь с совместным делением приносимой ими прибыли, но не увеличивающих государственный долг.

      В числе приоритетных государственных  программ программа возрождения  и развития агропромышленного комплекса  должна быть поставлена на первое место, так как без обеспечения себя продовольствием народ долго  выжить не сможет.

        Далее по приоритетности должны следовать: программа социальной защиты населения (нельзя развивать перспективные отрасли за счет вымирания части населения); программы обеспечения внутренних потребностей страны продукцией топливно-экономического комплекса и услугами транспорта, прежде всего железнодорожного ( при этом в приоритеты не должно входить наращивание топливно-энергетических ресурсов для экспорта, а более дальней перспективе России следует свести его к минимуму, сохраняя для себя, с учетом интересов будущих поколений, невосполняемые природные ресурсы).

      Следующими  по важности реализации являются программы:

    • сохранения потенциала ВПК и его целесообразной конверсии;
    • развитие науки, образования, культуры;
    • жилищного строительства;
    • развития производства промышленных товаров народного потребления;
    • содействия развитию отсталых отраслей и регионов.

      Потребуется разработка и других народнохозяйственных перспектив. Что касается программ типа  поддержки малого и среднего предпринимательства, развития банковской системы и т.п., то они относятся к программам другого типа, связанным с преобразованием хозяйственного механизма страны. Все программы этого типа должны приниматься в качестве разделов (подпрограмм) общей программы реформирования хозяйственного механизма страны.

      Особый  тип программ призван сформировать несколько сот крупных корпораций, как правило не межотраслевой основе, но с целью  выпуска определенной продукции или предоставления услуг, требующих использования сложной техники и высокоразвитых технологий.

      К осуществлению государственных программ всех типов необходимо привлекать частные фирмы, в особенности венчурного (внедренческого) типа, сих предварительным лицензированием. В таких фирмах, создаваемых по личной инициативе при содействии государства, должны работать ученые, конструкторы и инженеры, опытные предприниматели.

      В государственное программирование необходимо возможно шире внедрять систему  конкурсного отбора, в частности, по такой схеме:

    1. власти (федеральные и местные) объявляют конкурсы на лучшие экономические проекты, связанные со структурной перестройкой экономии, в особенности с внедрением в производство самых передовых научно-технических разработок; к участию в конкурсах допускаются не только научно-производственные, но и организационно-экономические проекты, в частности связанные с формированием крупных межотраслевых фирм, холдинговых компаний и т.д.
    2. проекты, выигравшие конкурс, выставляются в свою очередь на конкурс претендентов из числа предпринимательских структур, предлагающих способы и условия реализации проектов;
    3. фирмы, выигравшие конкурс, осуществляют проекты, получающие статус государственных программ, прибыль от реализации которых делится между государством и исполнителями в пропорции, заранее оговариваемой в процессе конкурса;
    4. с целью предотвращения разворовывания государственных ресурсов и принятия корыстных решений коррумпированными чиновниками внедряется система денежных поощрений и санкций с таким расчетом, чтобы честное исполнение чиновником своего долга материально более выгодным и безопасным, чем участие в круговой поруке взяточников.

      Вмешательство государства в экономику (суммарное, на уровне федеральной и местных  властей в процессе осуществления  государственного программирования) нужно  ограничить законодательно зафиксированной  долей в национальном доходе. При этом основными объектами государственного финансирования должны быть: правопорядок и оборона; фундаментальная наука и образование; культура; здравоохранение; социальные выплаты; производственная инфраструктура; агропромышленный комплекс; отдельные наиболее перспективные научно-технические программы.

      Все программы, обеспечивающие внешнюю  и внутреннюю безопасность государства, в том числе экономическую, сохранение духовного, культурного, научного, образовательного, производственного потенциала страны и ее природы, поддерживающие социальную защиту населения на уровне минимального прожиточного минимума (определяемого не физиологическим существованием, а уровнем жизни, соответствующим человеческому достоинству), должны обладать федеральным приоритетом. Регионам не должно быть позволено по своему произволу как изымать ресурсы из таких программ, так и отказываться от их финансирования.

      Всякая  антикризисная программа государства  будет иметь успех только в  том случае, если она будет содержать  в себе достаточно действенные социальные мероприятия, повышающие уровень жизни народа, дающие ему социальные гарантии, уверенность в будущем, надежду на процветание.

      В числе социальных аспектов программы  нужно выделить следующее.

  1. учреждение впервые в мире общегражданской собственности на топливно - энергетические ресурсы, другие полезные ископаемые и лесные угодья и на земельные участки и недвижимость. Всем гражданам России открываются пожизненные индивидуальные счета в Сбербанке, на которые ежегодно начисляется рента за использование объектов общегосударственной собственности (ориентировочно 25 % ренты распределяется между гражданами на федеральном уровне, 30%- на региональном). Такая акция позволит сделать каждого гражданина реальным собственником, даст ему стабильный источник существования, обеспечивающий достойную человека жизнь.
  2. выплата заработной платы неработающим матерям (с зачислением трудового стажа для пенсии) на уровне, обеспечивающем средние потребительские стандарты, с дифференциацией оплаты в зависимости от количества детей. Условием получения зарплаты должно быть регулярное посещение женщинами ( часто весте с детьми) государственных или частных лицензированных центров воспитания и культуры по свободному выбору, где матерей обучали бы воспитанию детей, развивали бы их культурный и образовательный уровень. Задействованные в таком воспитании центры, даже частные, должны финансироваться государством, получать разнообразные льготы. Целесообразно также развитие подобных центров на платной основе, но исключительно для обеспеченных семей, с тем, чтобы не лишать бесплатных услуг центров основную массу населения.
  3. оказание всемирной государственной поддержки, включая бесплатное предоставление помещений и выделение бюджетного финансирования, различным инициативным территориальным объединениям граждан в сфере организации досуга, культуры, спорта, благотворительной деятельности. Данное мероприятие значительно улучшит психологический климат в обществе, снизит социальную напряженность, будет способствовать повышению культурного уровня народа и укреплению его здоровья, позволит занять не находящие  применения в других сферах квалифицированные кадры, в том числе использую образовательно-культурный потенциал пенсионеров.

       Тем самым в России начнет  возрождаться связь различных поколений, что является непременным условием успеха не только экономических, но всех других преобразований государства, ориентируемых на длительную перспективу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

       Антикризисное управление – не печальная необходимость исправления ошибок или горькая расплата за них, это объективная потребность управления, ориентированного на развитие, своевременное реформирование экономики, анализ будущего в настоящем, оценка взаимодействия природы и деятельности человека. 

       Одним из основных инструментов антикризисной политики государства является увеличение инвестиций (особенно в реальный сектор экономики), повышение их эффективности и отдачи, т.е. главным средством структурных преобразований является инвестиционное обеспечение перестройки экономики.

       В условиях кризиса возрастает необходимость  сочетания рыночных механизмов с  государственным регулированием социально-экономических  процессов на всех уровнях – от федерального до муниципального. При  этом возрастающая роль отводиться институтам гражданского общества. Государственное  регулирование кризисных ситуаций призвано открывать простор, стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

      Переход к экономическому  росту в сложившейся  сегодня макроэкономической ситуации и структуре экономических оценок без кардинального изменения  экономической  политики  невозможен - заниматься производством в большинстве отраслей не выгодно, а значит в условиях рынка   - бессмысленно. Чтобы в сложившейся структуре внутренних и внешних цен отечественный товаропроизводитель на внутреннем рынке был конкурентоспособным, он должен быть впятеро  более эффективным по сравнению с иностранными фирмами. Это для подавляющего большинства  отечественных предприятий невозможно, следствием чего становится их постепенное разорение. Для недопущения данной ситуации, а также подобных, государством разрабатывается антикризисная программа. Экономическая политика, направленная на обеспечение предпосылок экономического роста в сложившихся условиях должна стать комплексной и системной, включать в себя не только финансовую, но также инвестиционную, структурную, промышленную, внешнеторговую, научно-техническую и иные составляющие. Она должна обеспечить преодоление дезинтеграции экономической системы, формирование воспроизводственных контуров трансформации сбережений в инвестиции, восстановление нормального платежного оборота, стимулирование и повышение конкурентоспособности российских производственных структур. Главное внимание по вопросу о преодолении бюджетного кризиса в антикризисной программе направлено на сокращение государственных расходов. Меры по мобилизации бюджетных доходов правительственной антикризисной программы ориентированы в основном на решение технических проблем в рамках существующей системы формирования государственных доходов. Масштаб их явно недостаточен для преодоления бюджетного кризиса. Меры поддержки производства, обозначенные в программе, в целом представляются полезными для экономики, но они явно недостаточны, не учиты. Активная промышленная политика должна включать, но не сводиться к чисто финансовым, притом ограниченным по масштабу мерам, предусмотренным в программе. Необходима реальная государственная поддержка и защита отечественных производителей, осуществляемая путем: формирования и осуществления четких приоритетов промышленной и научно-технической политики;  стимулирования конечного спроса на отечественные товары; прекращение  импорта в счет средств бюджета;  стимулирования инвестиционной и инновационной активности; активизации внешнеторговой политики. Программа фактически продолжает тенденции последних лет, заключающиеся  в пассивном приспособлении к бюджетному кризису и дальнейшему сокращению расходов на социальные цели. Антикризисная программа Правительства РФ ключевой проблемой в социальной сфере определяет ликвидацию задолженности по заработной плате. Однако в Программе не устраняются  глубинные причины постоянного существования и нарастания задолженности по заработной  плате, а, следовательно, невозможна и ликвидация этой задолженности. Центр тяжести социальной политики в условиях кризиса должен, безусловно,  сместиться в сферу социально-трудовых отношений (вопросы труда, занятости). Программа не рассматривает эти проблемы, хотя вопросы цены и престижа труда в современной России являются первоочередными  при анализе как экономических, так и социальных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Антикризисная политика государства