Запрещеные преимы при установлении цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:27, реферат

Описание

Система цен является одним из важнейших элементов рыночной экономики, она взаимосвязана в другими элементами рыночного механизма и реагирует на их воздействие. В то же время цена сама является экономическим инструментом и используется государством для регулирования экономических процессов.
Поэтому проблема государственного регулирования цен и государственного вмешательства в ценообразование, рассмотренная в данной работе, является актуальной.

Работа состоит из  1 файл

запрещеные преимы при установлении цен.docx

— 73.55 Кб (Скачать документ)

Введение

Система цен является одним из важнейших  элементов рыночной экономики, она  взаимосвязана в другими элементами рыночного механизма и реагирует  на их воздействие. В то же время  цена сама является экономическим инструментом и используется государством для  регулирования экономических процессов.

Поэтому проблема государственного регулирования  цен и государственного вмешательства  в ценообразование, рассмотренная  в данной работе, является актуальной.

Государственное вмешательство в  ценообразование впервые было обосновано Кейнсом. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что  для обеспечения нормального  роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство  извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.

Значимость государственного вмешательства  в ценообразование очевидна – только при активном и грамотном государственном вмешательстве возможно реальное, правильное ценообразование. Если же ценообразование не оптимально, то это приведет к дисбалансу всей экономической системы, что грозит упадком во всех отраслях экономики, и как следствие, всей страны.

Целью данной работы является рассмотрение форм и методов установления цен.

Для написания работы были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и сущность ценообразования;
  2. Изучить виды цен;
  3. Рассмотреть запрещенные приемы при установлении цен;
  4. Провести анализ основных факторов, влияющих на процесс ценообразования.

 

 

1. Ценообразование. Методы установления цен.

1.1 Понятие, состав и виды цен.

Конкретные возможности ценообразования в значительной степени предопределяют финансовую политику фирмы. Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности. Как известно, цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена — денежная стоимость товара.

Цена – это экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара общественно необходимое рабочее время. При товарных отношениях цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, то есть является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а, следовательно, между ценой и стоимостью.

Ценообразование — это процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование — формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения.

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, состоит из блоков, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные группы цен.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

    1. оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида:
      • оптовая цена предприятия - цена, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям;
      • оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятие оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым организациям;
    1. цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
      • сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
      • прейскурантная – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта;
      • договорная цена – цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками;
    1. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция фермерами;
    1. тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
    2. розничные цены – цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению;
    3. тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
    4. цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовая цена предприятия – это цена, которая предусматривает возмещение текущих затрат и получение прибыли. Оптовая цена предприятия играет важную роль в хозяйственной деятельности промышленного предприятия, т.к. обеспечивает ему возмещение текущих издержек производства и получение нормативной чистой прибыли.

Государственная розничная цена является конечной ценой, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть. Она представляет оптовую цену промышленности плюс величина издержек торговых организаций и размер плановой прибыли.

В зависимости от сферы регулирования различают:

  1. свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
  2. договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;
  3. цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
  4. регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государств или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.

В зависимости от территории действия различают:

  1. цены, единые по стране или поясные;
  2. цены региональные (зональные, местные).

Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые цены регулируются (фиксируются) государственными органами (энергоносители, квартплата, драгоценные металлы и сплавы и др.).

Региональные цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями, органами ценообразования региональных органов власти и управления (цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг).

По способу установления фиксации выделяют:

  1. свободные цены. устанавливаются производителями продукции на основе спроса и предложения;
  2. регулируемые цены:
    • предельные, цены выше которых предприятия не могут устанавливать оплату своей продукции и услуг,
    • фиксированные цены;
  1. контрактные;
  1. трансфертные применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы;
  2. биржевые, устанавливаются на товары, реализованные посредством биржевой торговли;
  3. цены торгов.

По способу получения информации об уровне цены:

  1. справочные – используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию, при анализе уровня цен;
  2. прейскурантные – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов;
  3. расчетные – применяются в договорах контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.

По времени действия цены подразделяются на:

  1. твердые, которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
  2. текущие, меняющиеся в рамках одного контракта;
  3. сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
  4. скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.

С учетом фактора времени:

  1. постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен;
  2. сезонная цена – вид розничных или оптовых цен носящих сезонный характер;
  3. ступенчатая – ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленные моменты времени по определенной шкале.

При анализе и определении уровня цен предприниматель должен ясно представлять общую картину системы цен, которая характеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен. Все элементы системы цен находятся в тесной взаимосвязи. Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единой методологией формирования затрат на производство, а также взаимосвязью всех элементов рыночного механизма.

Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы установить на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и так далее) увязываются в единую интегрированную систему.

Следует отметить, что установление единой цены для всех покупателей – дело сравнительно новое. Исторически цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом.

Продавцы, как правило, запрашивали цену выше той, которую намеревались получить, а покупатели – ниже той, которую рассчитывали заплатить. В конце концов, они сходились на взаимоприемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце девятнадцатого века благодаря возникновению крупных предприятии розничной торговли, которые предлагали большое разнообразие товаров и располагали целым штатом наемных работников.

 

1.2 Запрещенные приемы при установлении цен.

Каждая фирма подходит к проблемам ценообразования по-своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формирует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В таких отраслях, где факторы ценообразования играют решающую роль (железные дороги, нефтяные компании и так далее), фирмы зачастую создают отделы цен, которые разрабатывают цены, либо помогают это делать другим подразделениям. На политику цен большое взаимодействие оказывают управляющие службой сбыта (отдела маркетинга), заведующие производством, руководители службы финансов, бухгалтеры.

На решение руководства в области определения цены оказывают влияние многие внутренние и внешние факторы. Маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары и услуги. Прежде чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Не зависимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара. Критерии эти разделяются на внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива), и внешние (не зависящие от фирмы). К внутренним критериям можно отнести:

  • рекламу (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем цена товаров производителя выше);
  • специфику производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальнее качество, тем цена выше);
  • особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость, товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);
  • рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);
  • специфику жизненного цикла продукции;
  • мобильность производственного процесса;
  • длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;
  • организация сервиса при продаже и в последующем периоде;
  • объем рынка;
  • имидж производителя, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Информация о работе Запрещеные преимы при установлении цен