Структура рынка и особенности ценообразования в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание

Рыночная цена складывается в результате согласований действий потребителей и производителей на рынке конкретного блага. Кроме затрат фирм, предпочтений и доходов покупателей на формирование рыночной цены существенное влияние оказывает тип рынка.

Содержание

Введение.
1. Характерные особенности рынка совершенной конкуренции.
2. Определение оптимального объема производства и цены в короткий и длительный период времени.
3. Условия, в которых фирма может покинуть отрасль.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

fg.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)


Структура рынка и особенности ценообразования в условиях совершенной конкуренции.

 

План:

Введение.

1. Характерные особенности рынка совершенной конкуренции.

2. Определение оптимального объема производства и цены в  короткий и длительный период времени.

3. Условия, в которых фирма может покинуть отрасль.

Заключение.

 

 

Введение

 

Рыночная цена складывается в результате согласований действий потребителей и производителей на рынке конкретного блага. Кроме затрат фирм, предпочтений и доходов покупателей на формирование рыночной цены существенное влияние оказывает тип рынка. На его формирование оказывают влияние как условия функционирования (открытый — закрытый, организованный — стихийный и др.), так и объекты совершаемых сделок (недвижимость, услуги, патенты, облигации и пр.).

   Знание спроса, предложения и издержек не всегда достаточно для определения уровня цен на рынке. Для того чтобы анализировать экономические процессы на отраслевом уровне необходимо представлять, как  фирмы взаимодействуют друг с другом на рынке.  Фирма на рынке постоянно сталкивается с конкуренцией, решения продавцов и покупателей о ценах и объеме производства различается для различных структур.

   Понятие «рыночная структура» отражает все аспекты рынка - количество  фирм  в  отрасли, тип  производимого  продукта, возможности  для  входа  в  отрасль  и  выхода  из  нее  иных  фирм, количество  покупателей, способность  фирм  воздействовать  на  спрос  посредством  рекламы  и  другие  аспекты, которые  могут  влиять  на  поведение  фирмы.   Путем сочетания различных характеристик можно получить большое число типов рынка; наиболее распространенными из них являются совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония.

   Наиболее простой для изучения рыночной структурой является совершенная конкуренция, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночной «среды».

  В данной работе будут рассмотрены основные характерные черты, присущие рынку со вершенной конкуренции, возможность входа на рынок новых производителей, производимая ими продукция, влияние участников рынка на цены. Будет показано так же, как фирма определяет свой объем производства в краткосрочный и долгосрочный периоды, как меняется объем производства по мере изменения издержек, цен или других факторов, влияющих на выпуск продукции.

   Основная  цель  данного  исследования  – определить, при каком объеме производства фирма максимизирует прибыль. Для этого необходимо     исследовать     зависимость    изменения    дохода (выручки)  фирмы  от  изменения  объема  производства.

   Оптимальным, или искомым, объемом производства считается тот, при котором  фирма имеет максимальную разницу между суммарной выручкой и суммарными издержками. Поскольку выручка,  доход непосредственно  связаны с ценой производимых ею товаров, то необходимо знать, какой объем производства будет предлагать фирма на рынке с учетом цены этих товаров.

 

 

1. Характерные особенности рынка совершенной конкуренции.

 

   Важной  характеристикой  рынка  является  его  конкурентоспособность, под  которой  понимается  способность  отдельной  фирмы  оказывать  влияние  на  рынок  товара, прежде  всего,  изменять  цену  производимого  товара. Чем  ниже  возможность  каждой фирмы  отрасли  воздействовать  на  рынок,  тем  более  конкурентным  считается  рынок. Следует  различать  два  термина – конкурентность  рынка, которая  характеризует  рыночную структуру, и  конкурентную  борьбу,  под  которой  понимается  степень соревновательности  фирм  отрасли  друг  с  другом. С  повышением конкурентоспособности  рынка  снижается  потребность  фирм  в  соревновании, а  в  условиях  совершенной  конкуренции  отсутствует  какая-либо  конкурентная  борьба, в  отрасли  действует  так  много  фирм  и их  влияние  на  рынок  товара  столь  незначителен, что отдельной фирме  нет  необходимости  предпринимать  какие-либо  меры  в  отношении  других  фирм. В  этом  случае  каждая  из  них  в  состоянии  активно  воздействовать  на  рынок, влиять  на  цены  производимого  товара. Конкурентоспособность  такого  рынка  незначительна, и  фирмы  в  отрасли  ведут  активную конкурентную  борьбу.

    По предположениям экономистов, рыночную структуру определяют три основных фактора – это количество фирм в отрасли; типы производимых ими товаров (однотипные или дифференцируемые) ; на сколько сложен вход или выход из отрасли. Рассмотрим рынок совершенной конкуренции, опираясь на эти факторы.

   Для существования совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо соблюдение следующих условий.

 

   1) Наличие относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и выход из него. Это означает, что любой человек может заняться предпринимательской деятельностью или прекратить ее. Он может открыть свою фирму, трудиться сам, нанять работников; купить акции, облигации другой компании; положить деньги в банк, инвестировать средства в недвижимость и присваивать ренту.

   Модели свободного рынка присущи любые формы собственности кроме государственной. На таком рынке исключены любые  формы дискриминации потребителей. Любой человек имеющий деньги может купить те товары и услуги, которые ему нужны.

   Небольшие размеры субъектов рынка означает, что объем спроса и предложения ничтожно малы относительно масштабов рынка. Масштабы рынка, в данном случае, характеризуются наличием большого числа независимых продавцов и покупателей. Изменение объемов спроса и предложения отдельных субъектов в течение короткого периода не влияют  на рыночную цену продукции. Рыночная цена продукции определяется  лишь  совокупностью всех продавцов и покупателей, т.е. является коллективным  результатом рыночных отношений.

 

   2) Абсолютная однородность одноименных товаров. Однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей и у них нет возможности распознать, кем  именно произведена  та или иная  единица. Это означает, что потребители благ или факторов производства воспринимают их, как совершенные заменители и выбирают продавца, исключительно, опираясь на цену товара. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных фирм означает, что перекрестная  эластичность спроса на нее по цене  для любой пары предприятий-производителей близка к бесконечности, что означает, что  малое повышения цены одним предприятием сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию на других предприятиях. Товары могут быть физически различными, но экономически однородными. Например, каждый работник является физической индивидуальностью, но в некоторой группе может обладать аналогичными способностями к выполнению работы, и по этому группа может рассматриваться фирмой, как однородная.

    Однородность одноименных товаров недостижима, если существуют реальные или кажущиеся различия между ними ( даже такие, как упаковка, цвет, марка, местонахождение фирмы, репутация продавца и др.). В этом случае продавец попадает в привилегированное положение и повышение цены не приведет к неизбежной потере клиентов.

 

   3) Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и других факторов производства. Если изменяется спрос на конечный продукт, то это должно повлечь за собой перелив факторов производства из неприбыльных отраслей в более прибыльные. Когда участники конкуренции вкладывают свои деньги в какой-то актив, например в акции, то делают они это не просто так, а ради получения прибыли. Рассчитывать на нее они могут лишь в том случае, если в результате перемещения их капитала растут производство и объем продаж. А это возможно, если привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные технологии, формы  организации производства и т. д.

   4) Наличие у всех участников конкуренции полной информации о рыночных условиях. Полная информация означает выполнение  следующих требований:

 

    а) покупатели и продавцы имеют полное представление о спросе и предложении, знают цены на товары и факторы производства во всех сферах экономики;

 

    б) нормы прибыли фирм отрасли известны всем конкурентам;

 

Без перечисленных требований субъекты не могут принять верное решение о покупке недвижимости, акций, товаров потребительского назначения.

 

   5) Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку число рыночных субъектов очень велико, вклад каждого производителя в общий объем производства ничтожно мал (так же как и спрос  отдельного потребителя). Это означает, что каждый из них в отдельности не в состоянии повлиять на цену товара. Рыночную цену они формируют лишь совместными действиями. Каждый же в отдельности продает свой товар по одной и той же цене, поэтому графически кривая спроса на 

продукцию отдельного продавца абсолютно эластична. Если бы фирма 

установила цену выше рыночной, то ее товар никто не покупал бы; напротив,

если она станет продавать по более низкой цене, чем рыночная, то доход

от продаж не будет максимальным, потому что на конкурентном рынке

любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене.

 

      а) фирма                                                      б) рынок

 

     Рис 1. Конфигурация рынка совершенной конкуренции.

 

   На рисунке 1 изображены модели конкурентной фирмы (а) и конкурентного рынка (б), в которых отражены указанные выше характеристики.

 

Такова совокупность условий свободного рынка. Однако одновременно

эти пять условий на практике никогда не выполняются, и поэтому  совершенная конкуренция — это скорее научная абстракция, чем фактическое состояние современного рынка.

 

   Обобщив все вышесказанное можно сделать следующее выводы:

 

   1) рынок совершенной конкуренции позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей, обеспечивая выигрыш и тем и другим. Это осуществляется путем уравновешивания спроса и  предложения и установления цены равновесия. Следовательно, свободный рынок представляет механизм установления равновесной цены;

 

2) совершенной конкуренции ориентирует всю экономику, в которой действует рынок, на  потребителя, на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос. Иначе говоря, свободная рыночная система ориентирована на достижение одной цели — удовлетворение конечных потребностей человека.

   Исторический опыт показывает, что рыночная экономика решает эту задачу лучше других систем. Во-первых, расширение закупок товаров потребителями сопровождается увеличением предложения товаров и снижением цен. Однако, какова будет новая равновесная цена в случае нарушения исходного равновесия, зависит не только от величин сдвига кривых спроса и предложения и их наклона, но и от прошедшего после его нарушения времени.

 

 

Рис. 2. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.

 

Пусть первоначальное равновесие на рынке представляет точка Ео на рис.2. Если, например, вследствие увеличения доходов покупателей спрос возрастет так, что линия спроса D0  займет положение D1, то в мгновенном периоде цена увеличится до Рm. На рынке возникнет дефицит, цена спроса окажется  выше цены предложения. Образовавшаяся в результате этого прибыль стимулирует рост предложения. Но в коротком периоде увеличение предложения сопровождается ростом предельных затрат, так как существующие производственные мощности будут эксплуатироваться с повышенной интенсивностью. Вследствие повышения предложения равновесная цена в коротком периоде Рc будет ниже Рm, но из-за возросших предельных затрат она окажется выше исходной цены Р0. В длительном периоде цветоводы повысят объем используемого капитала для достижения оптимальной капиталовооруженности труда при возросшем выпуске. Вследствие этого средние и предельные затраты предприятия снизятся и кривая предложения станет положе (S0 ------ S1)

   В результате в длительном периоде равновесие установится в точке Е3 и сохранится до очередного экзогенного нарушения равновесия из-за «шока» спроса или предложения. Будет ли цена равновесия Рl в длительном периоде равна, выше или ниже первоначальной цены Р0, зависит от величины сдвигов кривых спроса и предложения и углов их наклона.

   Во-вторых, рынок выявляет вкусы и предпочтения потребителей и  реагирует на них. В-третьих, при наличии свободного рынка дефицит носит временный характер.

 

   3) свободный рынок эффективно распределяет ограниченные ресурсы

благодаря информации, заложенной в ценах.

 

   Это значит, во-первых, что рынок позволяет находить нужное,  соответствующее спросу количество производителей; во-вторых, задает  производителям свой уровень требований, исходящих от потребителей; в-третьих, заставляет производителей поддерживать высокую рентабельность,  поскольку все производители, у которых издержки выше равновесной цены, вынуждены либо снизить их, либо покинуть рынок.

   Эффективное распределение ограниченных ресурсов с целью  достижения максимального удовлетворения потребностей обеспечивается при условии, когда цена равна предельным издержкам (Р = МС). Это  равенство означает, что фирмы увеличивают объем производства до тех пор, пока предельные издержки ресурса не станут равными цене производимого товара, по которой удалось его продать.

 

   4) наконец, у свободного рынка есть еще одно важное преимущество: он разрушает экономические границы государств, стремясь создать  механизм равновесных цен в интернациональном масштабе.

 

   Таким образом, если обобщить все сказанное, то рыночная система обеспечивает решение трех фундаментальных проблем: что производить; как производить; для кого производить.

  Так что можно по-разному относиться к рынку, но никакой другой механизм не сможет его заменить с той же эффективностью. Однако в своей жизнедеятельности общество встречается с множеством других проблем, решить которые рынок не может. Было бы  неправильно говорить в данном случае о недостатках рынка в буквальном  смысле, а можно, скорее, говорить о том, что природе рынка не свойственно. В экономической литературе такого рода явления выражаются понятием несовершенства рынка.

 

 



Информация о работе Структура рынка и особенности ценообразования в условиях совершенной конкуренции