Система цен и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:41, реферат

Описание

Исследование ценовой политики, совершенствование системы ценообразования, а также разработка стратегии установления цены на выпускаемую продукцию является важной задачей для любого предприятия. В связи с этим получение необходимого объема теоретических знаний и практических навыков в области ценообразования занимает особое место при подготовке специалистов, формировании современного рыночного мышления.

Работа состоит из  1 файл

Ценообразование контрольная.docx

— 239.70 Кб (Скачать документ)

Мировые цены находятся под  влиянием государства, которое может  регулировать цены через лицензирование, квотирование (на добычу нефти устанавливаются  квоты), субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние  оказывает инфляция.

В структуре экспорта России в современных условиях значительное место занимают лес, нефть, газ, цветные  металлы и другие виды сырья.

На экспортируемые товары в мировой системе действует  два вида цен, различающихся методами возмещения транспортных расходов:

- цена франко-станция  отправления;

- цена франко-станция  назначения.

На импортные товары цены устанавливаются на основе импортной  стоимости товара с включением расходов по закупке и доставке до границы  в валюте страны экспортера. Затем  на территории России импортная стоимость  пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка России. К ней добавляется налог на импорт, таможенная пошлина, таможенные сборы, акцизы, НДС и другие платежи.

Розничные цены на импортные  потребительские товары устанавливаются  внутри свободными, исходя из соотношения  спроса и предложения.

Классификация цен в зависимости  от территории действия.

По этому признаку различают:

- цены единые или поясные;

- цены региональные и  местные.

Единые или поясные  цены устанавливаются или регулируются государственными органами (цены на газ, электроэнергию, транспорт, квартплата и др.).

Региональные цены регулируются региональными органами власти и  управления. Эти цены ориентируются  при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными  являются цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые  населению, а также закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.

Классификация цен в зависимости  от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов.

Цена кроме издержек производства включает и издержки обращения, в  частности, расходы по транспортировке  товаров до покупателя, и при этом большую роль играет географический фактор в формировании цены.

В зависимости от данного  признака различаются следующие  виды цен:

1. Цена в месте производства  продукции. По этой цене товар  передается покупателю в месте  его производства со всеми  правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает  сверх цены все фактические  расходы по транспортировке продукции  до места назначения.

2. Единые цены с включением  расходов по доставке. Этот метод  предполагает формирование фирмой  единой цены на товар для  всех покупателей, независимо  от их местоположения с включением  в нее одинаковой суммы транспортных  расходов, где сумма рассчитывается  как средняя стоимость всех  перевозок. Эта цена особенно  выгодна тем покупателям, которые  удалены от места производства  и фактические транспортные расходы  которых значительно превышают  средние.

3. Зональные цены. При  этом методе выделяется несколько  географических зон и устанавливается  единая цена для клиентов, расположенных  в границах одной зоны. Для  разных зон эти цены являются  различными, так как они устанавливаются  в зависимости от величины  транспортных расходов; по мере  удаленности зоны, цена возрастает.

4. Цены на основе базисного  пункта. При этом методе предприятие  устанавливает в нескольких географических  пунктах базисные цены на одну  и ту же продукцию. Фактические  цены продажи рассчитываются  путем прибавления к цене ближайшего  от заказчика базисного пункта  транспортных расходов по доставке  ему товара.

При переходе к рынку важную роль играет такой классификационный  признак, как степень свободы  цен от воздействия государства  при их определении.

В зависимости от меры реализации этого признака различают следующую  классификацию цен:

1. Свободные цены. Цены, устанавливаемые  по соглашению сторон, которые  участвуют в обмене товаров,  называются договорными (свободными).

Смысл договорного рыночного  ценообразования в том, чтобы  нацелить предприятия-изготовители на выпуск товаров, пользующихся спросом, ликвидировать дефицит товаров. Чтобы уровень свободных цен  находился в допустимых пределах и не приводил к сокрытию производства, необходимы следующие условия:

- реальная хозяйственная  самостоятельность предприятий,  обладающих правом участвовать  в заключении договоров о ценах;

- отсутствие дефицита  товаров, переводимых на реализацию  по договорным ценам;

- отсутствие монополии  производителей;

- структурная перестройка  экономики, прежде всего базовых  отраслей хозяйства, и конверсия  оборонного комплекса;

- обеспечение единого  экономического пространства в  рамках государства;

- юридически закрепленное  право на свободный выбор поставщиков  и потребителей.

При отсутствии этих условий  следует либо ограничить сферу действия свободных цен или, допуская их, в  то же время осуществлять государственное  регулирование.

Свободные цены складываются на рынке под воздействием спроса и предложения, свободны от какого бы то ни было прямого влияния государственных  органов. Государство может воздействовать на эти цены лишь косвенно путем  влияния на конъюнктуру рынка  доступными ему способами. Свободные  цены устанавливаются по согласованию двух сторон. При их определении  учитываются степень новизны  товара, его полезность, качество, конъюнктура  рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной  цены.

Свободные цены фиксируются  в протоколах согласования цен или  в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости  от изменения цен на сырье, материалы  и других факторов, влияющих на формирование затрат.

2. Регулируемые цены. Это  цены, складывающиеся под воздействием  спроса и предложения, но испытывающие  при своем формировании определенное  воздействие государственных органов.  Регулирование цен осуществляется  либо методами прямого ограничения  их роста или снижения, либо  путем регламентации рентабельности  изделий, установления предельных  надбавок или коэффициентов к  фиксированным ценам прейскуранта, установления предельных значений  элементов цены.

3. Фиксированные цены. Это  цены, прямо устанавливаемые государством  в лице органов власти и  управления. Формы фиксирования: прейскурантные  цены, «замораживание» рыночных  свободных цен, фиксирование монопольных  цен. Такие цены устанавливаются  в экстремальных условиях (в случае  войны, стихийных бедствий, кризиса  в экономике, острого дефицита  товаров).

В переходный период в рыночной экономике преимущественно будут  действовать два вида цен: свободные  и регулируемые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может  меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.

Наиболее адекватными  рыночной экономике являются свободные  рыночные цены. Сфера действия свободных  цен с 1 января 1992 года после либерализации  рыночных цен была резко расширена. На подавляющее большинство товаров  в настоящее время действуют  свободные цены.

Классификация цен в зависимости  от степени новизны товара позволяет  различать методы установления цен  на новые товары и товары, реализуемые  на рынке относительно продолжительное  время.

1. Метод «снятия сливок».  Отличается тем, что с самого  начала появления нового товара  на рынке на него устанавливается  максимально высокая цена в  расчете на потребителя, готового  купить этот товар по такой  цене. Цены понижаются лишь после  того, как спадает первая волна  спроса, что позволяет расширить  зону продажи - привлечь новых  покупателей. Эта цена дает  ряд преимуществ:

- высокая цена обеспечивает  достаточно высокий размер прибыли  даже при относительно высоких  издержках в первый период  выпуска товара;

- высокая цена позволяет  сдерживать покупательский спрос,  так при более низкой цене  предприятие не смогло бы полностью  удовлетворить спрос в связи  с ограниченностью своих производственных  возможностей;

- высокая первоначальная  цена способствует созданию «имиджа»  качественного товара у покупателей,  что может облегчить его реализацию  в дальнейшем, при снижении цены;

- повышенная цена может  способствовать увеличению спроса  в случае престижного товара;

- высокая цена позволяет  легко исправить ошибку в цене  путем ее снижения, так как  покупатели более благосклонно  относятся к снижению цены, нежели  к ее повышению.

Основным недостатком  этой стратегии ценообразования  является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия  сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции.

2. Цена проникновения на рынок. При этом методе предприятие устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь к товару наибольшее число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать за счет общей массы прибыли ее потери на отдельном изделии. Это требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» неприемлемой для мелких и средних предприятий. Использование такой цены дает эффект при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

3. «Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец должен  учитывать психологию восприятия  цены покупателем. Цена на товар  устанавливается ниже круглой  суммы, это создает впечатление  точного определения затрат, а  также более низкой цены, уступки  и выигрыша покупателя. Выигрывает  продавец - за счет увеличения  количества проданных товаров  и суммы полученной прибыли.

4. Цена «следования за  лидером» в отрасли или на  рынке. По этой стратегии цена  на товар устанавливается примерно  на уровне цены главного конкурента, как правило, ведущей фирмы  отрасли, доминирующей на рынке.  При этом цена не должна  превышать цену, предлагаемую лидером,  т. е. главным конкурентом. На  взаимозаменяемую продукцию устанавливается  одинаковая цена. Если продукция  близка по параметрам, то некоторые  различия в ценах возможны. Лидерство  в цене обеспечивается лишь  тогда, когда предприятие имеет  ряд преимуществ перед конкурентами, либо по объему производства  товаров, либо по уровню издержек.

5. Цена с возмещением  издержек производства. В данном  случае установление цены на  свой товар фирма осуществляет  на основе фактических издержек  производства и средней нормы  прибыли на рынке или в отрасли.  Цена устанавливается по формуле:

Ц=И+Р+Н (И+Р), где И - издержки производства;

Р - административные расходы и расходы по реализации;

Н - средняя норма прибыли  на данном рынке или в отрасли.

6. Престижная цена. Устанавливается  на товары очень высокого качества  известной фирмы, обладающие уникальными  свойствами. Цена устанавливается  на очень высоком уровне.

Выбор одного из названных  методов определения цены осуществляет руководство фирмы. Этот выбор зависит  от многих факторов: скорости внедрения  на рынок нового товара, доли рынка  сбыта, контролируемого данной фирмой, характера реализуемого товара, периода  окупаемости инвестиций, условий  рынка, положения фирмы в соответствующей  отрасли.

Для товаров, реализуемых  на рынке относительно длительное время, используются следующие виды цен:

1. Скользящая или падающая  цена. Устанавливается в почти  прямой зависимости от соотношения  спроса и предложения и постепенно  снижается по мере насыщения  рынка. Такой метод применяется  чаще всего к товарам первой  необходимости. В этом случае  тесно взаимодействуют цены на  товары и объемы их производства. Чем больше объем выпуска, тем  больше у фирмы возможность  снизить издержки и в конечном счете цены.

2. Долговременная цена. Устанавливается  на товары массового спроса  и не подвергается изменениям  на протяжении долгого времени.  Однако в зависимости от рыночной  конъюнктуры в товары могут  вноситься изменения (уменьшаться  их размеры, незначительно ухудшаться  качество) при неизменной цене.

Информация о работе Система цен и их классификация