Рынок ценных бумаг Китайской народной республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:25, контрольная работа

Описание

Зарождение фондового рынка Китая относится к 1914 г., когда в Шанхае была основана первая фондовая биржа. С момента учреждения и до начала работы биржи прошло достаточно много времени - ее официальное открытие состоялось лишь в 1920 г. Позднее фондовые биржи появились также в Пекине и Тяньцзине. Ос

Содержание

Введение 3

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ КИТАЯ 4

НА СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВА 5

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОНДОВОГО РЫНКА КИТАЯ 6

ЗАДАЧИ ФОНДОВОГО РЫНКА КИТАЯ 10

Заключение 14

Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

РЦБ контр.работа.docx

— 63.06 Кб (Скачать документ)

           Акции типа "H", "N" и "L" и <красные фишки>

           Акции типа "H", "N" и "L" представляют собой акции китайских  компаний, обращающиеся на Гонконгской,  Нью-Йоркской и Лондонской фондовых  биржах соответственно. Этими типами  акций могут владеть исключительно нерезиденты КНР. На конец августа 2002 г. 67 китайских компаний разместили акции типов "H", "N" и "L", получив тем самым 18,5 млрд долл. инвестиций1.

           Листинг на зарубежных биржах  получают в основном акции  крупнейших и наиболее привлекательных  для инвесторов компаний, таких  как основные китайские нефтяные  компании (или их <дочки>) PetroChina, China Petroleum & Chemical Corporation, China National Offshore Oil Corporation.

          ЗАДАЧИ  ФОНДОВОГО РЫНКА КИТАЯ

           Помимо сегментированности рынка  на основе жесткого разделения  китайского фондового рынка по  типам акций, дополнительным фактором, ограничивающим свободное движение  капитала, является запрет на  одновременный листинг акций  на двух биржах КНР - Шанхайской  и Шэньчжэньской. В этой связи  для облегчения более полного  доступа инвесторов ко всем  ценным бумагам, обращающимся  на фондовом рынке Китая, весьма  целесообразным было бы объединение  этих бирж. Несмотря на неоднократные  заявления китайских официальных  лиц о том, что такое объединение  планируется, каких-то реальных  шагов в этом направлении до  сих пор не предпринималось.

           Основной причиной существующих  на китайском рынке ограничений  является стремление государства  сохранить контроль над этим  сектором финансового рынка, представляющим  собой немаловажный инструмент  привлечения средств населения  для развития производительных  сил страны.

           Одной из отличительных черт  китайского фондового рынка Китая  является преобладание среди  его участников частных инвесторов. На долю юридических лиц приходится  лишь 12% акций, обращающихся на  рынке, при этом институциональным  инвесторам - паевым фондам, управляющим  компаниям, банкам, страховым компаниям и пенсионным фондам -принадлежит лишь 4% акций. Китай значительно отстает от других стран мира по этому показателю.

           Проблема усугубляется еще и  тем, что китайские частные  инвесторы отличаются отсутствием  элементарных знаний, которые позволили  бы им принимать адекватные  инвестиционные решения. Преобладание  среди участников фондового рынка  Китая малограмотных частных  инвесторов делает его поведение  стихийным и непредсказуемым. 

           Китайские инвестиционные компании, являющиеся в настоящее время  основными институциональным инвесторами,  не обладают достаточным капиталом  для того, чтобы оказывать на  фондовый рынок стабилизирующее  воздействие - их собственный  капитал на конец 2000 г. составлял  лишь 65,2 млрд юаней. Несмотря на  возможность достаточно быстрого  увеличения этого показателя  за счет капитализации прибыли  - их совокупная чистая прибыль  в 2000 г. составила 24 млрд юаней, - ожидать скорого усиления их  роли в качестве силы, способной  упорядочить фондовый рынок КНР,  очевидно, не стоит2.

           В последние годы стала более  четко прорисовываться еще одна  важная задача фондового рынка  Китая - преобразование государственных  предприятий в компании, функционирование  которых будет организовано по  западным стандартам корпоративного  управления, за долгие годы подтвердивших  свою эффективность. 

           Так, премьер Госсовета КНР  Чжу Чжунцзи в отчете о работе  правительства на ежегодной сессии  Собрания народных представителей  в марте 2002 г. заявил, что внедрение  современной системы корпоративного  управления на государственных  предприятиях является первоочередной  задачей правительства . При этом  он отметил, что правительство  сконцентрирует внимание на изучении  опыта предприятий, акции которых  обращаются на бирже, что бы  выявить существующие в этой  области проблемы и решить  их3. Руководство КНР, похоже, и  здесь будет следовать проверенной стратегии реформирования - заимствовать полезный зарубежный опыт, адаптировав его при этом с учетом существующих реалий китайской действительности.

           Менеджмент компаний, выводящих  свои акции на биржу, также  осознает важность воздействия  дисциплинирующего фактора фондового  рынка. Так, президент Торгового  банка Китая Ma Вейхуа (Ma Weihua), комментируя  подготовку банка к первичному  размещению акций, отметил, что  проведение IPO более важно с точки  зрения повышения уровня корпоративного  управления, чем привлечение инвестиций4.

           Фондовый рынок может быть  использован китайским руководством  также для решения сложнейшей  проблемы <плохих долгов> госпредприятий, достигших огромных размеров. В  1999 г. задолженность предприятий,  принадлежавшая Китайскому промышленно-торговому  банку, Сельхозбанку, Стройбанку  и Народному банку Китая на  общую сумму в 1,4 трлн юаней  (170 млрд долл.), была передана в  управление 4 специально созданным  для этого компаниям-операторам. Затем часть этой задолженности  была капитализирована в акции  или паи компаний.

           Для предприятий-должников капитализация,  очевидно, является позитивным моментом, так как позволит получить  им доступ к новым финансовым  ресурсам и одновременно снизить  расходы на обслуживание долгов. В то же время с позиции  банков капитализацию долга госпредприятий  можно рассматривать лишь как  косметическую операцию, так как,  по сути, она перекладывает проблемные  активы из <одного кармана в  другой>. Но по мере развития  китайского фондового рынка и  расширения числа предприятий,  допущенных к листингу, ликвидность  этих активов может значительно  возрасти, что в конечном итоге  позволит банкам вернуть значительную  часть просроченной задолженности. 

           Немаловажную роль в заимствовании  зарубежного опыта должны играть  китайские компании, акции, которых  обращаются на западных финансовых  рынках, - они первыми должны перенять  прогрессивные методы ведения бизнеса, тем самым стать примерами для других китайских корпораций. 

         Использование демонстрационного  эффекта, по всей видимости,  является также основной целью  объявленных недавно властями  КНР намерений разрешить допуск  акций зарубежных компаний на  китайский фондовый рынок. Как  предполагается, право выпуска акций  получат иностранные компании, либо  имеющие на территории КНР  полностью принадлежащие им подразделения,  либо участвующие в совместных  предприятиях. В частности, обсуждается  возможность выпуска КДР на  акции иностранных компаний, которые,  как предполагается, получат листинг  на Шанхайской и Шэньчжэньской  фондовых биржах и будут доступны  для внутренних инвесторов.

           Также в планах китайского  руководства - разрешение проведения  первичного размещения на китайских  биржах акций совместных предприятий  и компаний, полностью принадлежащих  иностранным инвесторам. Расширение  спектра акций, торгуемых на  китайском фондовом рынке, должно  в целом способствовать повышению  качества активов, обращающихся  на нем. Тем не менее появление  на фондовом рынке Китая акций  западных компаний будет способствовать  приближению его параметров к  более разумным величинам, в  частности, это касается очевидной  переоцененности китайских акций.

           Впрочем, процесс <сдутия китайского  пузыря> не должен вызвать каких-либо  существенных негативных экономических  и социальных последствий - размеры  рынка относительно невелики: на  конец 2001 г. общая рыночная  стоимость находящихся в обращении  акций составила всего 15,1% ВВП.  Что же касается убытков, которые  понесут китайские инвесторы,  в основном мелкие инвесторы,  то государство постарается смягчить  последствия снижения котировок  акций, растянув процесс корректировки  стоимости акций на достаточно  длительный период времени.

          Заключение   

 

      Создание  рынка ценных бумаг КНР в целом  укладывается в общую схему проведения китайских реформ - <переходить реку, нащупывая камни>. Сначала создание фондового рынка не преследовало никаких целей, кроме проведения эксперимента, с тем что бы выяснить, какую пользу может принести введение этого немаловажного элемента рыночной экономики для развития КНР. Эксперимент  подтвердил, что фондовый рынок может  стать еще одним каналом привлечения  инвестиций как внешних, так и  внутренних. Впрочем, особого смысла в том, что бы развивать рынок  ценных бумаг в качестве механизма  привлечения инвестиций, не было.

           Руководство Китая и без помощи  фондового рынка научилось лучше  всех в мире мобилизовывать  как внутренние, так и внешние  источники финансирования для  проведения экономических преобразований. Огромные внутренние сбережения, доля которых в ВВП Китая  за годы реформ не опускалась  ниже 35%, временами достигая 42%, могли  быть без труда привлечены  государством через банковскую  систему. К примеру, общая сумма  выданных в 2001 г. новых банковских  кредитов составила 157 млрд долл., а через IPO было привлечено 9,3 млрд  долл 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Список  литературы

      1. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие.-2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

      2. Банковская Реформа в Китае: эволюция и возможные последствия. В сб. аналитико-реферативных материалов по зарубежным источникам ИНИОН РАН «Банковское дело: зарубежный опыт», выпуск 6, 2006

      3. Бао И. Китай: стратегические интересы в Центральной Азии и сотрудничество со странами региона // Центральная Азия и Кавказ, №5, 2001

      4.Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Уч. пособие. -М.: ИНФРА-М, 2000

Информация о работе Рынок ценных бумаг Китайской народной республики