Российский рынок корпоративных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – кратко ознакомиться с понятием «фондовый рынок», его участниками и регулирующей и контролирующей функцией государства.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Корпоративные ценные бумаги. 4

§ 1.1. Ценные бумаги: понятие, свойства. 4

§ 1.2. Корпоративные ценные бумаги. 7

§ 1.3. Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России. 9

Глава 2. Рынок корпоративных ценных бумаг. 11

§ 2.1. Рынок акций. 11

§ 2.2. Рынок корпоративных облигаций. 14

§ 2.3. Принципы и направления формирования правовой системы регулирования рынка 17

Глава 3. Государственное регулирование фондового рынка. 23

§ 3.1. Фондовая политика. 23

§ 3.2. Механизм регулирования. 24

§ 3.3. Контрольная функция государства. 25

Заключение. 28

Список литературы.. 29

Работа состоит из  1 файл

Курсач Работа на тему.docx

— 36.21 Кб (Скачать документ)

5. Наметившийся подъем  производства, и улучшение финансовых  результатов деятельности предприятий  различных отраслей экономики,  непосредственно влияют на подъем  их спроса, на инвестиции. 

Казалось бы, появилось  окно для превращения финансового  рынка в источник средств для  финансирования реального сектора  с помощью организации ликвидного рынка корпоративных облигаций. 

Однако, несмотря на отмеченные возможности для оживления  рынка корпоративных облигаций, они все еще не являются полноценным  инструментом для привлечения средств. Существует ряд объективных причин, по которым, с одной стороны, эмитенты не очень активно выходят на рынок  со своими новыми выпусками, с другой, потенциальные инвесторы не торопятся  вкладывать денежные средства в корпоративные  облигации. 

К основным причинам, тормозящим появление новых выпусков корпоративных облигаций широкого класса эмитентов, относится длительность срока подготовки проспекта эмиссии  и его регистрации в государственных  органах не дает возможность эмитентам  оперативно подстроиться под изменившуюся конъюнктуру и предложить рынку  ту структуру облигации и, соответственно, доходности, которая была бы интересна  потенциальным инвесторам в момент размещения облигационного выпуска. 

В настоящее время  законодательством предусматривается  необходимость регистрации каждого  отдельного выпуска ценных бумаг  по сложной и связанной с большими затратами времени процедуре. 

Однако, в России «окно возможностей», как  правило, не превышает 3 месяцев, уложиться в  такой срок о даты  принятия решения  эмитентом до получения регистрации  в ФКЦБ Проспекта эмиссии почти  не реально.[11] 

При этом в рамках выпуска параметры ценной бумаги уже жестко зафиксированы, и у  эмитента при привлечении ресурсов не остается возможностей для гибкого  подхода с учетом ситуации на данный момент времени. Кроме того, еще до регистрации проспекта эмиссии  эмитент должен заплатить налог  на операции с ценными бумагами в  размере 0,8% от номинального объема выпуска. В случае отказа в регистрации  или в случае неполного размещения налог не возвращается. Таким образом, действующее законодательство не оставляет  эмитенту пространства для маневра.

 

Глава 2. Рынок корпоративных  ценных бумаг

 

§ 2.1. Рынок акций 
 

Развитие рынка  корпоративных акций в течение  всего посткризисного периода (1999-2000 гг.) базировалось, прежде всего, на положительных  сдвигах в нефинансовом секторе  экономики и благоприятных перспективах ориентированных на экспорт эмитентов. В числе наиболее существенных причин изменения рыночной динамики в 2003 г., по-видимому, можно назвать неустойчивую конъюнктуру мирового финансового  и сырьевого рынков, а также  углубившийся разрыв между рыночными  ожиданиями и фактическими темпами  структурной реформы российской экономики, в ходе которой должны были укрепиться позиции на рынке  крупнейших российских эмитентов и  появиться новые эмитенты. 

В динамике основных рыночных показателей в 2003 г. можно  выделить три периода. В течение  первого из них отмечалось уменьшение оборотов торгов на фоне роста котировок. Спрос превышал предложение, инвесторы  ожидали дальнейшего подъема  котировок. Во второй период наблюдались  разнонаправленные изменения котировок  и рост оборотов торгов. Основной причиной колебания котировок, было, начало реструктуризации компаний - основных эмитентов. И, наконец, в рамках третьего периода сформировалась устойчивая тенденция к снижению котировок при довольно больших  оборотах торгов. В целом за год  индекс ММВБ снизился на 28,61 пункта, или  на 15,7%, индекс РТС - на 36,02 пункта (на 20%).[12] 

Особенностью конъюнктуры  рынка акций в конце года явилась  активизация торговли привилегированными акциями основных российских эмитентов, проявившаяся в увеличении оборотов и более значительном росте котировок  по сравнению с обыкновенными  акциями этих же компаний. Такой  рост активности в узком спектре  операций с привилегированными акциями  мог быть вызван не столько действием  конъюнктурных факторов, сколько  интересами собственников данных инструментов, по которым (в отличие от обыкновенных акций) гарантируется первоочередное право получения дивиденда по фиксированной ставке. 

Наиболее привлекательными российскими акциями в рассматриваемый  период оставались акции энергетических и нефтяных компаний. Наибольший оборот на ММВБ и в РТС сформировался  по акциям РАО “ЕЭС России”, ОАО  “НК” ЛУКойл”, ОАО “Ростелеком” и  акциям металлургических компаний: РАО  “Норильский никель”, ОАО “Михайловский  ГОК”, ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат”. 

Пользовались спросом  ценные бумаги региональных акционерных  обществ электроэнергетики, телекоммуникаций и связи. В 2003 г. за счет расширения круга  региональных эмитентов и в связи  с развитием на российском телекоммуникационном рынке сети Интернет расширился сегмент  акций телекоммуникационной отрасли. Значительно повысился спрос  на акции металлургической промышленности, что связано с происходящими  в отрасли процессами поглощения крупными компаниями более мелких. В результате создаются крупнейшие объединения, в рамках которых замыкается полный цикл производства: от добычи сырья  и вторичной переработки до производства конечной продукции. Акции предприятий, производящих готовую продукцию, были представлены на рынке скромно. Причинами  этого являются низкая инвестиционная активность предприятий, неэффективный  менеджмент, недостаточная прозрачность отчетности потенциальных эмитентов. Решение данных проблем будет  способствовать появлению новых  финансовых инструментов на рынке акций  и улучшению инвестиционного  климата. 

В рассматриваемый  период лидирующей торговой площадкой  на рынке корпоративных акций  стала ММВБ. Суммарный торговый оборот по акциям в 2003 г. составил на ММВБ 462,8 млрд. руб. (РТС - 5,5 млрд. долларов).[13] 

Анализ структуры  торгов акциями на основных биржевых площадках показывает, что на ММВБ доля акций РАО “ЕЭС России”  составила в 2003 г. 81% (в 1999 г. - 88%); ОАО  “НК “ЛУКойл” - 5% (в 1999 г. - 3,4%); ОАО  “Ростелеком” - 2%; ОАО “Сургутнефтегаз” - 2%; ОАО “Тюменская нефтяная компания” - 1,3%; РАО “Норильский никель” - 0,7%; Сбербанка России - 1,6%; Внешторгбанка - 0,7%.[14] 

В целом становление  российского рынка корпоративных  акций во многом повторяет путь развития рынков корпоративных ценных бумаг, характерный для стран с переходной экономикой. 
 

Рисунок 1. Динамика торгов акциями предприятий в  РТС в 2003 году 
 

 

§ 2.2. Рынок корпоративных  облигаций 
 

На развитие относительно нового для России сектора фондового  рынка - рынка корпоративных облигаций, возникшего в середине 1999 г., влияли различные факторы, но главными среди  них являются факторы, стимулирующие  спрос на инвестиционные ресурсы  и создание эффективных механизмов хозяйствования предприятий-эмитентов. Пока, на начальном этапе становления  рынка корпоративных облигаций, инвестиционные настроения его участников в целом можно охарактеризовать как выжидательные. В течение 2003 г. развитие конъюнктуры рынка корпоративных  облигаций определялось в первую очередь факторами, общими для всех секторов фондового рынка. 

Особенностью российского  рынка корпоративных ценных бумаг  является практическое совпадение основных эмитентов акций и облигаций, среди которых доминируют РАО  “ЕЭС России”, ОАО “Магнитогорский  металлургический комбинат”, ОАО “Газпром”, ЗАО “Алмазы России - Саха” и  ряд других. Это позволяет эмитентам  облигаций использовать взаимосвязь  рынков: перед тем как размещать  на первичном рынке облигационные  займы, эти компании активизируют свою деятельность на рынке акций. Они  начинают котировать свои акции на вторичном рынке с целью повышения  их ликвидности и улучшения своей  репутации в качестве заемщика. 

На первичном рынке  корпоративных облигаций представлен  довольно широкий набор финансовых инструментов. В целом объем эмиссии  российскими эмитентами корпоративных  облигаций с июня 1999 г. по 30 ноября 2003 г. составил около 35 млрд. руб. по номиналу, в том числе в 2003 г. - более 20 млрд. рублей.[15] 

В рассматриваемый  период на рынке были представлены купонные и дисконтные облигации. Купонная ставка по обращающимся выпускам варьировалась  от 5 до 10% годовых при сроках обращения  облигаций 3-4 года. Дисконтные облигации  в течение года размещались по ценам 72,7-91,7% от номинала в зависимости  от срока до погашения, что соответствует  доходности к погашению 18-35% годовых. 

С точки зрения срочности  данного инструмента сформировались два сегмента рынка корпоративных  облигаций: сегмент среднесрочных  корпоративных облигаций и сегмент  краткосрочных дисконтных корпоративных  облигаций. Сегмент среднесрочных  облигаций представлен 21 инструментом со сроком обращения 3-4 года, из них  только две облигации - дисконтные. Сегмент краткосрочных облигаций (до 1 года) представлен 14 дисконтными  облигациями. Появление сегмента краткосрочных  корпоративных облигаций нехарактерно для рынка корпоративных ценных бумаг с точки зрения мирового опыта и обусловлено особенностями  конъюнктуры российского фондового  рынка, которая начала складываться после августовского кризиса 1998 года. Корпоративные облигации, номинированные в рублях с фиксацией валютного эквивалента, активно выпускавшиеся российскими эмитентами в 1999 г., в связи со стабилизацией национальной валюты в 2000 г. пользовались меньшим спросом.[16] 

Если первичное  размещение корпоративных облигаций  в начале года проходило достаточно успешно, то на вторичном рынке новые  финансовые инструменты не вызвали  особого интереса. Тенденция к  росту цен по всем видам инструментов наметилась лишь во втором полугодии, по мере стабилизации экономической  ситуации в России. 

Основной биржевой площадкой на рынке корпоративных  облигаций являлась ММВБ. Ежедневный объем торгов был подвержен значительным колебаниям. На вторичном рынке торговались  облигации всех эмитентов, и оборот рынка во втором полугодии 2003 г. увеличился, а за год в целом составил 2,2 млрд. рублей. Средний ежедневный объем  операций в 2003 г. был равен 14,6 млн. рублей. 

Наиболее торгуемыми инструментами в течение рассматриваемого периода были облигации ОАО “Тюменская нефтяная компания” - их доля составляла 29% от общего объема операций. Затем  следуют облигации Внешторгбанка - 18%. На третьем месте по объему операций находятся облигации РАО “ЕЭС России” - 10% от общего объема вторичного рынка корпоративных облигаций. Доли облигаций ОАО “Михайловский  ГОК” и ЗАО “Алмазы России - Саха”  составили соответственно 7 и 8%. 

Рынок корпоративных  облигаций значительно отставал от рынка акций, как по обороту  биржевых торгов, так и по количеству участников. Однако, учитывая долговой характер инструмента, а также меньший  срок развития рынка корпоративных  облигаций, можно рассчитывать на ускорение  его роста. Важными условиями  реализации такого сценария развития являются совершенствование законодательной  базы выпуска и обращения корпоративных  облигаций, а также расширение их вторичного рынка.

§ 2.3. Принципы и направления  формирования правовой системы регулирования  рынка 
 

По итогам первой половины 90-х гг. прогресс России в  области нового законодательства и  правовых институтов оценивался  относительно невысоко - как “некоторый по законодательству и незначительный по институтам”. Россия заметно отставала от лидеров - стран  первой группы (Польша, Словения, Венгрия, Хорватия, Македония, Чехия, Словакия) со “значительным прогрессом по законодательству и институтам”.  

К концу 90-х гг. ситуация изменилась довольно существенно. Россия “по степени охвата” своего хозяйственного законодательства фактически вышла  в группу лидеров. Гораздо большее  отставание сохраняется по показателю “эффективности” хозяйственного законодательства. В итоге по данной классификации  Россия занимает промежуточные позиции  среди стран  с переходной экономикой.[17] 

В целом федеральный  закон “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. отвечает  потребностям современного рынка ценных бумаг.  Ключевым понятием закона является “эмиссионная ценная бумага” - любая ценная бумага, которая отвечает следующим признакам:[18] 

·         закрепляет совокупность имущественных  и неимущественных прав; 

·         размещается выпусками; 

·        имеет равный объем, и сроки осуществления  прав внутри одного выпуска вне зависимости  от времени приобретения ценной бумаги. 

К видам профессиональной деятельности на РЦБ отнесены:  

·         брокерская (по поручению клиентов); 

·         дилерская (от своего имени и за свой счет); 

·         деятельность управляющего по управлению ценными бумагами (доверительное  управление ценными бумагами, денежными  средствами для инвестирования в  ценные бумаги, денежными средствами и ценными бумагами, полученными  в процессе управления); 

Информация о работе Российский рынок корпоративных ценных бумаг