Регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание

В этой работе рассмотрена политика регулирования цен. В этом аспекте хочется заранее отметить тот факт, что анализ покажет и отрицательные стороны ценовой политики правительства, ведь правительству так часто не удается предусмотреть неожиданные или нежелательные последствия его экономической политики. Еще одна сторона регулирования цен – регулирование цен на продукцию монополиста. На конкурентом рынке госудаственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..…………5
1.1. Сущность государственного регулирования цен……………………………..…………5
1.2. Механизм установления верхнего предела цены………………………..………………5
1.3. Механизм установления нижнего предела цены……………………………………...…7
1.4. Оценка государственного регулирования рыночных цен………….……………….…..8
1.5. Установление предельных цен……………………………………...…...………..……..10
1.6. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов………...……………11
1.6.1. Цены Рамсея………………………………………………………………..………….13
1.6.2. Ценообразование при пиковом спросе……………………………………………15
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….………………19
2.1. Контроль цен налоговыми органами: отечественный и зарубежный опыт………..…19
2.2. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий…….…24
2.2.1. Рыночный и традиционный подходы к регулированию цен…………….………25
III. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….….28
3.1. Две концепции-две практики регулирования цен методом нормирования прибыли..28
3.2. Тарифное регулирование естественных монополий…………………………..……..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Vvedenie_2.docx

— 92.25 Кб (Скачать документ)

       Следовательно,  с точки  зрения  долгосрочной  стратегии  нужны  более эффективные  меры  по  принуждению   монополистов   к   цивилизованному поведению, чем административное регулирование цен и тарифов.  Альтернативный способ  воздействия  на  естественных  монополистов  -   дерегулирование   и стимулирование конкуренции.

       Надо  отметить, что указ президента  предусматривает не только  кратко и среднесрочные  меры  по  проведению  структурной  реформы   естественных монополий,  но  и  долгосрочные,  в  частности,  реструктуризацию  РАО  "ЕЭС России". Предполагается  существенно  расширить  федеральный  оптовый  рынок электроэнергии и мощностей (ФОРЭМ) за счет увеличения  числа  вырабатывающих электроэнергию предприятий с 30 до 51,  что  должно  запустить  конкурентные механизмы и способствовать  снижению  энерготарифов.  Впрочем,  все  это  не ново. Гораздо менее исследованным представляется вопрос, что нужно (и  нужно ли?) сделать по реструктуризации МПС и РАО "Газпром".

       Из зарубежного  опыта известно,  что  субъект   естественной  монополии может сталкиваться с конкуренцией со стороны предприятий,  использующих  при производстве такой же или аналогичной продукции принципиально  иную  технику или  технологию.  Например,  современные  нововведения  открыли  для  многих предприятий возможность самостоятельного  строительства  достаточно  крупных электрогенераторов. Естественно,  в  таком  случае  регулировать  тарифы  на электроэнергию и ее передачу становится нецелесообразным.

       Идентичная  ситуация может  возникнуть  при  транспортировке  нефти   и газа, железнодорожных перевозках. Поэтому  при  решении  вопроса  об  отмене тарифного регулирования очень важно, чтобы и поставщики, и их клиенты  имели реальный доступ к альтернативным и конкурентным источникам  предложения  или спроса.  По  нашему  мнению,  российским  субъектам  естественной  монополии следует предоставить право обращаться в правительство РФ с предложениями  об отмене регулирования цен  и  тарифов  на  свою  продукцию  во  всех  случаях проявления серьезной конкуренции.

       Поощряемая    государством     конкуренция     внутри     предприятий железнодорожного   транспорта,   раздел   собственности    или    управления эксплуатацией  железнодорожных  путей  и  поездов   должны   стать   мощными факторами сдерживания роста  железнодорожных  тарифов.  Главный  объективный тормоз конкуренции на железнодорожном транспорте -  это  противоречие  между владельцем   железнодорожных   объектов,   который   хотел   бы   взыскивать максимальную плату за пользование путями,  и  пользователем  этих  объектов, заинтересованном в  минимизации  своих  затрат.  Характерным  для  России  в настоящий момент является то, что собственником и железнодорожных  путей,  и вагонов выступает государство в лице МП С.

       Разграничение  владения и эксплуатации железнодорожных  путей и поездов можно в порядке эксперимента провести на одной  из  железных  дорог  страны. Отделение предприятий-пользователей  железнодорожных  вагонов  от  владельца путей, которым еще долгое время будет государство,  целесообразно  начать  с разделения счетов  с  последующим  организационным  обособлением.  В  случае очевидного успеха данного  проекта  завершить  его  можно  приватизацией  по крайней мере предприятий, эксплуатирующих подвижной состав.

       Административно-правовые  формы  подобного  разделения  хозяйствующих субъектов  на  различных  этапах  -  предмет  юридических   исследований   и проработок. Задача же экономистов - решить  проблему  таким  образом,  чтобы владелец  пути  не  устанавливал  слишком  высокую  плату  "за   доступ"   к инфраструктуре,  а  предприятия,  эксплуатирующие  железнодорожные   вагоны, действительно  вступали  в  конкурентную  борьбу  за  потребителя  услуг  по перевозке.

       Выделение   из  общей  "связки"  мощностей   тех  предприятий,  которые предоставляют продукцию и услуги конечным потребителям,  в  настоящее  время происходит и в других отраслях естественных монополий.  Например,  в  США  и Европе в нефте   и   газопроводном   транспорте,   телекоммуникациях   и электроэнергетике. Российское правительство, на наш взгляд, также не  должно плестись в хвосте событий, а сыграть на опережение,  попробовав  внедрить  в отечественную хозяйственную практику новейшие  западные  разработки.  Однако во всех перечисленных случаях необходимы тщательно  продуманные  мероприятия по контролю за ценами, которые может  свободно  устанавливать  ее  владелец. Важно, чтобы отделение инфраструктуры  (ее  продукции  и  услуг)  от  самого предоставления таких услуг не привело  к  новым  проявлениям  монополизма  и неэффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. А. Томпсон. Экономика  фирм. М.: «Финансы и кредит». –  1998.

2. Анохин Н. А. Предпринимательское  право. – М. – 1999.

3. Борисов Основы экономических  знаний - М. - 1997.

4. Д.Н. Хайман. Современная  микроэкономика. / Под. ред. д-ра  э. н. С. В.

5. Валдайцева. М.: «Финансы  и статистика». – 1992.

6. Ганелес О. Контроль  цен налоговыми органами.  //  Экономист.  –  2000.  -

   №10.

7. Журавлева Г. Вводный  курс но экономической теории. - М.-1997.

8. Куликов Л. Основы  экономических знаний. - М. - 1997.

9. Макконнелл К.. Брю С.  Экономикс: принципы, проблемы, политика- М  :  Дело

   1992.

10. Мельникова О. Законодательство  о ценах и тарифах // Закон.  –  1996.   -

   №10.- С. 76.

11. Моргунов В. Нормирование  прибыли при регулировании цен естественных

   монополий. // Вопросы  экономики. – 2001. - №9.

12. Никифиров А.  Ценовое регулирование естественных  монополий.//Вопросы

   экономики. – 1998. – №4

13. Нормативные материалы по  регулированию цен и тарифов // Закон. – 1996.

   - №10.

14. Предпринимательское право: Курс лекций /  Под ред.  Н.  И.  Клейн.  М.,

   1993.

15. Сажина М., Чибриков Г. Основы экономической теории -М.- 1996.

 


Информация о работе Регулирование цен