Основные этапы развития ценообразования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:48, реферат

Описание

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Содержание

Введение.
Ценообразование - экономическая природа.
Ценообразования на исторических этапах развития России.
Заключение.
Список литературы:

Работа состоит из  1 файл

Ценообраз_Архип_Коп 390.docx

— 43.08 Кб (Скачать документ)

 

В 1947 и 1949 гг. были проведены  две крупные реформы цен, а  с 16 декабря 1947 г. и денежная реформа. Были отменены высокие коммерческие и повышены низкие пайковые цены. С 1 января 1949 г. была проведена реформа  оптовых цен на средства производства, отменена государственная дотация  промышленности и транспорту. Новые  оптовые цены были установлены на базе плановой себестоимости 1950 г. Была поставлена задача снижать себестоимость  с тем, чтобы в 1952 г. снизить цены до уровня 1948 г. Уже в 1950 г. оптовые  цены 1949 г. доведены до уровня 1948 г.

 

Уровень закупочных цен в первые послевоенные годы был самым низким - всего на 18 % выше довоенного уровня. В то время, как оптовые цены были выше цен 1940 г. в 1,8 раза. Розничные цены 1948 г. превысили 1940 г. в 2,5 раза. С 1949 г. началось планомерное снижение розничных цен и в 1950 г. он составил 75 % по отношению к уровню 1950 г.

 

В 1950 г. были повышены в 2 раза заготовительные цены на технические  и некоторые другие культуры.

 

С 1952 г. улучшаются соотношения  между оптовыми, розничными и заготовительными ценами.

 

С 1953 г. происходит систематическое  повышение закупочных и заготовительных  цен. В 1963 г. закупочные цены превышали  уровень 1927 г. в 20 с лишним раз, розничные  цены - в 9 раз, оптовые - в 2,8 раза. В 1965 г. закупочные цены выросли по сравнению  с 1964 г. на 17 %. Все другие цены несколько  снизились.

 

В 1955 г. был проведен пересмотр  оптовых цен, в результате которого эти цены стали ниже уровня 1948 г. на 3 %.

 

Таким образом, до 60-х гг. наша страна развивалась в условиях острой нехватки практически всех видов  ресурсов, когда никакая продукция  в принципе не могла быть лишней. Медленно, но верно по различным  регионам и отдельным видам продукции  достигалось насыщение, что обнаруживалось во все возрастающих трудностях по реализации продукта с учетом возмещения издержек всех видов, именуемых "общественно  необходимыми затратами труда" (ОНЗТ).

 

Изменившиеся условия  общественного производства стали  диктовать необходимость перехода от стиля административного управления к экономическим методам хозяйствования. Объективная настоятельность такого перехода объяснялась тем, что увеличение выпуска массовой продукции становится оправданным лишь на рентабельных предприятиях и предполагает одновременное свертывание производства на убыточных. Последние, с учетом организационно-правовой формы их деятельности, не-обходимо быстро переориентировать на выпуск иной, нужной рынку продукции, а это предполагает гибкость в системе управления, что в условиях жесткой централизации достигается с большим опозданием или не достигается вовсе.

 

Уточним, применительно к  данному контексту, вполне рыночный термин "насыщение". Предметы потребления  подразделяются на средства существования, призванные удовлетворить первые жизненные  потребности, и на предметы роскоши, представляющие престижно-статусное  или демонстративное потребление. Первые могут быть удовлетворены  в соответствии с рациональными (физиологическими) нормами потребления  или по иным критериям, стремление же к обладанию вторыми (благами-символами) - безгранично.

 

Грань между этими потребностями  подвижна и относительна, но для  каждого исторического периода  она существует, и в этом главное - объективность градаций. Условность разграничения предметов потребления  состоит в том, что по мере развития производительных сил и возрастания  потребностей наблюдается непрерывный  переход части содержимого "корзины" престижно-статусного потребления  в разряд привычных средств существования.

 

В послевоенный период политика цен на предметы первой необходимости  претерпела известные изменения. С 1949 по 1954 гг. осуществлялось систематическое  снижение розничных цен. Как теперь стало ясно, подобная практика в  корне подорвала экономику сельского  хозяйства и способствовала утверждению  псевдооптимизма по поводу неисчерпаемости природных ресурсов. Кроме того, нужно учитывать, что послевоенное снижение розничных цен нейтрализовалось обязательностью участия населения в подписке на государственные займы развития народного хозяйства страны.

 

В 60-х годах проявилась четкая тенденция повышения затрат на производство в добывающих отраслях промышленности, обозначилась резкая дифференциация рентабельности по отраслям и предприятиям, несоответствие цен  и качества продукции. Кроме того, в это время подготавливается хозяйственная реформа, направленная на усиление самостоятельности и  ответственности предприятий за использование прибыли. По-этому в 1966-67 гг. была проведена реформа оптовых цен. В результате ее в целом оптовые цены были повышены на 7 %, в том числе в тяжелой промышленности - на 15 %.

 

С середины 60-х гг. в государственной  экономической доктрине возобладал иной подход: сохранение цен на прежнем  уровне при росте заработной платы. В основе изменения политики цен  лежали соображения о необходимости  поднятия сельскохозяйственного производства и усиления стимулов по привлечению  к производительному труду в  отраслях, где создавалась товарная масса. Но постепенно, исподволь начали проявлять свое действие тенденции, ведущие к скрытому обесценению  того продукта, ярлыки цен на который  не изменялись.

 

Проиллюстрируем процесс  обесценения продукта в те годы на примере хлеба. Если принять средний  вровень зарплаты по народному хозяйству  в 1965 г. за 100 руб., а среднюю цену одного килограмма хлеба за 20 коп., то его можно было бы приобрести 500 кг. Другое дело, что такого количества хлеба не требовалось среднему потребителю, поскольку не хлебом единым жив даже усредненный человек. Главным в этой сентенции является то обстоятельство, что величина реальных благ, а не количество денежных единиц, измеряющих заработную плату, определяет уровень жизни.

 

Очередной пересмотр оптовых  цен был в 1973 г. Он был вызван повышением закупочных цен на продукцию сельского  хозяйства и ростом затрат на производство в добывающих отраслях промышленности. Поэтому были повышены цены на коксующиеся  угли и руды черных металлов - на 9 %, а с 1976 г. были повышены цены на прокат черных металлов на 4 %.

 

В 1976-1977 гг. существенно снижены  оптовые цены на продукцию электронной  и радиотехнической промышленности.

 

Очередной этап пересмотра оптовых цен был в 1982 г. Он был  вызван необходимостью обеспечить рентабельность добывающих отраслей, где продолжали расти затраты, и подготовить  базу для проведения реформы финансирования промышленности. Общий уровень оптовых  цен не уменьшился, но повысились цены в добывающих отраслях.

 

В 1987 г. средний уровень  зарплаты увеличился до 200 руб., на которые  можно было приобрести 1000 кг хлеба. Но если бы зарплата осталась на прежнем  уровне, а количество материальных благ возросло в два раза, то это  означало бы снижение цены хлеба в  два раза - до 10 коп., за один килограмм. Налицо, казалось бы, рост "хлебного уровня" жизни. Но перед нами скрытое от внешнего наблюдения обесценение продукта. Для выяснения ситуации с ценами знание этого положения необходимо, так как оно позволяет сделать важные для практики хозяйственные выводы.

 

Во-первых, в условиях отказа от золотого стандарта (денежное обращение, основанное на золотом стандарте, в  современных условиях является практически  неосуществимым), т.е. свободного обмена бумажных денег на золото, постоянство  цены характеризуется неизменным количеством  продукта, которое можно приобрести на среднюю по размеру заработную плату. Если быть более корректным, то - на денежную сумму, эквивалентную  совокупному уровню дохода за учитываемый  период. Поэтому неизменность ценового ярлыка (ценника) не означает стабильности цены, точно, так как и его изменение  не указывает на увеличение или уменьшение ценовой характеристики.

 

Все определяется количеством  продукта, которое удается приобрести на среднюю по размеру платежеспособную возможность в денежном эквиваленте. Существующая инфляция и пересчет наличного  денежного эквивалента по курсам твердых валют указанного положения  никак не меняют.

 

Следует особо сказать  о роли золота в канонической теории денег, в которой, как известно, в  качестве денег должен обязательно  выступать какой-либо товар, обладающий стоимостью, поскольку лишь в таком  качестве деньги могут выполнять  свою первую и решающую функцию меры стоимости.

 

В силу исторической эволюции и своих особых физических свойств  в рыночном хозяйстве в качестве денег выделился такой товар, как золото, и отчасти, на определенных этапах, другой драгоценный металл - серебро. Что же касается усиливающейся, по мере развития капиталистических  отношений, роли бумажных денег, то в  соответствии с указанной теорией  денег они играют роль представителей золотых денег независимо от того, существует или отсутствует механизм обмена бумажных денег на золото.

 

Во-вторых, раз золото перестало  быть мерой стоимости, то изменился  и масштаб цен. Это означает, что  заработная плата может быть представлена каким угодно количеством денежных единиц, поскольку за ней не стоит  определенная масса драгоценного металла. Определенность могла бы перейти  к общей сумме заработной платы, еще корректнее - к ее среднему размеру, не будь эти показатели аутсайдерами в инфляционной гонке макроэкономических параметров.

 

Последний пересмотр оптовых  цен был подготовлен к 1991 году, но не был осуществлен в связи  с либерализацией цен, которая коренным образом перестроила и систему  цен, и методологию ценообразования.

 

Более предпочтительными  показателями, чем средний уровень  заработной платы, могут выступить  МРОТ (минимальный размер оплаты труда), утверждаемый представительной и исполнительной властями, и так называемая "потребительская корзина", рассчитываемая оценочно органами государственной статистики и отраслевыми профессиональными союзами.

 

Например, на один МРОТ можно  было в середине 1993 г. приобрести 100 условных единиц разнообразного продукта. К середине 1995 г. на изменившийся (выросший) один МРОТ оказалось возможным купить лишь 80 условных единиц различных потребительных благ (ценностей). Спрашивается, как  изменился за два года жизненный  уровень российского населения, и что произошло с покупательной  способностью денежной единицы?

 

Жизненный уровень, естественно, понизился на 20%, что совпадает  с официальной правительственной  оценкой на этот счет. А покупательная  способность денежной единицы снизилась  в 1305 с лишним раз, так как теперь на одну денежную единицу можно приобрести лишь 0,00061 части условной единицы  сравнимого продукта.

 

Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что практически  никто не подразделяет свои потребности  на средства существования и на предметы - атрибуты комфортной жизни и роскоши, хотя непроизвольно отдается в большинстве  случаев предпочтение последним. Этому  имеются объективные причины, достижение более высокого социального статуса - естественное стремление каждого - реализуется через приобщение к новым видам потребностей, особенно в условиях их полной доступности.

 

Все это способствует зримому  смещению акцентов в общественной оценке ценностей со средств существования  на его физиологическом уровне на блага престижного порядка, обиходные  и характерные (типические) в современном  цивилизованном обществе.

 

В настоящее время уровень  роста цен в России несколько  снизился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение :

 

Цена и ценообразование  являются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность организационных  структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки.

 

В процессе коренной перестройки  хозяйственного механизма, объективной  необходимостью стал радикальный пересмотр  сложившейся в нашей стране ранее  системы цен и ценообразования. Без реформы цен невозможно создать  нормальных экономических отношений  в экономике, обеспечить обоснованную оценку затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене товарами и услугами, стимулировать научно-технический  прогресс и ресурсосбережение и  нормализовать обстановку на рынке.

 

В решении сложных методологических проблем ценообразования на современном  этапе развития нашего общества огромную роль играет глубокое теоретическое  осмысление роли и значения творческого  характера труда, его содержания как субстанции стоимости и цены материальных благ. На пути освоения законов рыночной экономики вопросы управления системой ценообразования занимают одно из центральных мест в социальной политике государства.

 

Осуществление ценообразования  на научной основе лежит в плоскости  совершенствования экономических  отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

Информация о работе Основные этапы развития ценообразования в России