Государственное регулирования ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 17:30, реферат

Описание

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….1
2. Государственное регулирование цен……………………………...2
3. Методы регулирования цен государством………………………..7
3.1 Прямые методы…………………………………………….8
3.2 Косвенные методы…………………………………………10
4. Заключение…………………………………………………………..12
5. Список литературы………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 33.69 Кб (Скачать документ)

     2. Методы регулирования цен государством

Решая экономические, политические, социальные и другие задачи, государство пытается воздействовать на спрос и предложение, используя различные методы. Порядок  и методы регулирования цен в  РФ определены постановлением Правительства  РФ от 7 марта 1995 №239 «о мерах по упорядочению государственного регулирования цен(тарифов)»  Методы государственного регулирования  цен можно поделить на метод прямого воздействия и метод косвенного воздействия.

Метод прямого воздействия  государства на цены – это административное вмешательство госуд. органов исполнительной власти  в формирование, применение цен и установление определенных правил и прядка ценообразования. Используя метод прямого воздействия, государство непосредственно влияет на ценообразование, либо через установление уровня цен, либо чрез формирование отдельных элементов цены. В составе прямого метода следующие основные формы.

1.Установление фиксированных цен- это регулируемая цена на определенные виды товаров и услуг, устанавливаемая органами власти в твердо выраженной величине (рублях). Товары и услуги, на которые установлена фиксированная цена, должны реализовываться именно по такой цене. Пример- тарифы на перевозку пассажиров в ж/д транспорте

2.Установление предельных цен- это регулируемая цена на определенные виды продуктов, устанавливаемая органами власти по верхнему либо нижнему пределу, а также в виде коридора цен. Предельные цены могут быть либо максимально допустимыми либо минимально допустимыми. Товары на которые распространяется порядок предельных цен, должны реализовываться по цене не выше либо не ниже установленного предела. Цель установления предельно высоких цен- недопущение необоснованного завышения цен на отдельные группы и виды товаров и услуг, в первую очередь, относящихся к социально значимым товарам и услугам ( к примеру отпускные цены производителей на лекарственные средства). Кроме того  введение предельно высоких цен способствует предотвращению инфляционных процессов. Цель установления предельно низких цен- это защита добросовестных отечественных производителей продукции, во –первых, от конкурирующих импортных товаров, во-вторых, от недобросовестных отечественных производителей. Выпускающих контрафактную, либо неучтенную продукцию. Помимо этого установление предельно низких цен направлено на защиту малого и среднего предпринимательства от крупных организаций и организаций-монополистов.

(пример  предельно низких цен- цены  на алкогольную продукцию). Установление  «коридора» цен предлагает введение  одновременно предельно высоких  и предельно низких цен. Так  в России на федеральном уровне  установлен «коридор» тарифов  на электроэнергию. Максимальный размер тарифов в этом коридоре определен в размере полной стоимости, а минимальный в размере 50% от ее стоимости.

3. Установление предельного  уровня рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Уровень цены при этом формирует непосредственно производитель на основе учета рыночных факторов. Однако доля прибыли в цене не должна превышать предельного уровня рентабельности, установленного органами власти. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.).

4. Установление предельных размеров посреднических надбавок –это максимальный уровень посреднической надбавки, устанавливаемый органами власти, как правило в процентах к отпускаемой цене. Чаще всего данный способ регулирования применяется для сдерживания необоснованного завышения цен на социально значимые товары. Кроме того это способствует более справедливому соотношению вклада производителя и посредника в цене для конечного потребителя.

5. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Органы власти вправе принимать решения о регистрации декларируемой цены или отказать в ее регистрации. Виды продукции подлежащей декларированию, определяются решением органов исполнительной власти.  Как правило, к ним относится продукция организаций, занимающих доминирующее положение на рынке. Кроме того, декларирование цен является механизмом контроля цен на продукцию организаций- монополистов.

Помимо  вышеперечисленных прямых методов  к государственному регулированию  относится ряд других методов: замораживание  цен, установление рекомендательных цен, установление паритетных цен.

Метод косвенного воздействия  на цены- обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги. В составе косвенного метода можно выделить следующие основные формы:

регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей(субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);  
 
регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию(льготное налогообложение);  
 
разработку системы мер, способствующих расширению товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя);  
 
создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка;  
 
государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;  
 
эффективное использование таможенных тарифов и применение льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не производимой в достаточных количествах.  
 
Меры косвенного воздействия на процесс ценообразования имеют в основном макроэкономический характер и представляют собой единое целое с общей макроэкономической политикой государства
Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили. 
 
 
 
 
 

Заключение

Государственная политика цен — это действия органов  государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования  цен в народном хозяйстве, сфере  услуг и контроля за их соблюдением.

Она содействует  развитию рыночных отношений, служит средством  защиты частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению  ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя  развитию конкуренции, свободному перемещению  товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

На совершенно конкурентном рынке государственный контроль над ценами во многих случаях не эффективен и приводит к возникновению безвозвратных потерь, то на монопольном рынке такой же государственный контроль над ценами устраняет безвозвратные потери, что повышает благосостояние общества. Таким образом, государственный контроль не только эффективен, но и необходим при монополии.

Поэтому сказать о роли государства на рынке однозначно не возможно, последствия  его вмешательства противоречивы.

Государственное вмешательство – это данность, без которой не существует современный  рынок.  
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Ценообразование : учебник / И.К. Салимжанов. - М. : «Кнорус»,2007.
  2. Шуляк П. Н. Ценообразование: Учебно-практическиое пособие. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001.
  3. Яковлев Н. Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфармационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
  4. Лисиц И.В. Ценообразование : Учебник -М.: «Экономист», 2004
  5. Наумов В. В. Ценообразование в сфере государственных закупок: Учеб. Пособие. Инфра-М, 2010.

Информация о работе Государственное регулирования ценообразования