Государственное регулирование цен в зарубежных странах. Австрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:04, реферат

Описание

Современное рыночное хозяйство невозможно представить без активной экономической роли государства. Практически во всех зарубежных странах действуют механизмы государственного вмешательства в экономику, хотя его конкретные формы, инструменты и рычаги порой существенно различаются.

Содержание

1. Государственное регулирование цен в зарубежных странах…..3

2. Государственное регулирование цен в Австрии………………..8

3. Список используемой литературы……………………………...13

Работа состоит из  1 файл

гос рег.docx

— 29.38 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки 
Российской Федерации 
Государственное образовательное учреждение 
Санкт-Петербургский государственный 
Инженерно-экономический университет 
Факультет предпринимательства и финансов

     Кафедра коммерческой деятельности 
и предпринимательства

     Специальность 080301 «Коммерция (торговое дело)» 
 
 

     Работа  по Ценообразованию

     на  тему: 
«Государственное регулирование цен в зарубежных странах. Австрия»
 
 
 
 

     Выполнил  студент: Денисевич Александра 
 
Группа: 3282 
 
Преподаватель: Коль О.Д. 
 
 
 

               Санкт-Петербург 
                             2010г.

          Содержание. 

  1. Государственное регулирование цен в зарубежных странах…..3
 
  1. Государственное регулирование цен в Австрии………………..8
 
  1. Список  используемой литературы……………………………...13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственное регулирование цен  в зарубежных странах. 

     Современное рыночное хозяйство невозможно представить  без активной экономической роли государства. Практически во всех зарубежных странах действуют механизмы  государственного вмешательства в  экономику, хотя его конкретные формы, инструменты и рычаги порой существенно  различаются. Большинство стран  используют установленные правила  ценообразования, которые оформляются  в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен. Изучение опыта ценообразования  в зарубежных странах необходимо для определения возможностей его  использования при формировании ценового механизма в республике в условиях переходного периода.

     Перед тем, как проанализировать государственное регулирование ценообразования в различных развитых странах, следует отметить исторический аспект. В странах Западной Европы с развитой системой рыночных отношений эволюция государственного регулирования экономики в поствоенный период проходила в три этапа: дирижистском, кейнсианском, неоконсервативном. Каждый из них примерно соответствует особому периоду развития послевоенной экономики: восстановления, экстенсивно-интенсивного роста, глубокой структурной перестройки. Во многом из-за того, что и при дирижистском, и при кейнсианском периоде существовало прямое государственное вмешательство в экономику, в странах Западной Европы и сегодня существует более жесткие механизмы регуляции экономики, чем, например, в США.

     В прошлом государственное регулирование  цен в зарубежных странах проводилось  главным образом в военные  периоды. Особое развитие оно получило во время первой и второй мировых  войн. Основной причиной прямого вмешательства  государства в ценообразование  в период войны является резкое нарушение механизма воспроизводства, в результате чего происходит скачкообразное изменение структуры производства и потребления, создаются условия, при которых значительно сокращается выпуск товаров личного потребления и оказание услуг, быстро накапливается так называемый "отложенный" (неудовлетворенный) спрос. В послевоенный период происходит обратная перегруппировка отраслей экономики: значительно увеличивается (предъявляется) спрос на товары, производство которых не соответствовало потребностям, восстанавливаются разрушенные в военные годы межотраслевые связи в рамках национального воспроизводства. В такой обстановке создаются условия для значительного отклонения цен от стоимости товаров и возникновения многочисленных диспропорций, преодолеть которые без государственного вмешательства очень трудно. Регулирование цен становится распространенной практикой государства.

     Современное государственное регулирование  цен в зарубежных странах весьма противоречиво. С одной стороны, государственные институты стремятся  сдержать инфляцию, оказывающую отрицательное  воздействие как на внутренние, так  и внешние экономические процессы. С другой стороны, выражая интересы крупных компаний, государство различными средствами обеспечивает их защиту. В  результате регулирование представляет собой попытку государства с  помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий  воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать устойчивому  развитию экономики в целом и  через цены сглаживать возникающие  колебания в воспроизводственном  процессе. 

     Государственное вмешательство в ценообразование  реализуется на основе сочетания  форм прямого и косвенного регулирования. Степень регулирования и соотношение  этих форм зависят от уровня экономического развития страны, национальных традиций, политических условий, обеспеченности сырьевыми ресурсами, местом страны в мировом разделении труда и др.

        Правительства зарубежных стран продолжают и сейчас использовать различные формы прямого регулирования и контроля цен. В их числе:

  1. непосредственное административное установление цен или их пределов на продукцию, услуги (электроэнергетики, связи, транспорта, медикаментов, некоторых видов продовольствия, сырья и др.);
  2. принятие законов о ценах, "нечестной торговле", о минимальных ценах, рыночных приказов и др. Например, ряд штатов США имеют законы о "нечестной торговле", которые запрещают розничным фирмам продавать продукцию по ценам ниже издержек плюс установленный предел, возмещающий предприятиям накладные расходы и прибыль. Таким образом крупные компании не могут снизить цены ниже установленного уровня, чтобы устранить своих часто небольших конкурентов;
  3. запрещение ценовой дискриминации. Например, в США Закон Робинсона-Патмана запрещает производителям и оптовикам в торговле с различными оптовыми покупателями — участниками каналов сбыта продукции "схожего качества" — использовать разные цены, поскольку это может нанести ущерб конкуренции. Цены должны объективно определяться условиями реализации и быть в равной мере доступными для всех конкурирующих участников сбыта;
  4. ограничение возможности соглашений о ценах в рамках антимонопольного законодательства по горизонтали и вертикали. Горизонтальные соглашения могут заключаться между несколькими производителями, оптовиками или предприятиями розничной торговли по установлению цен. Вертикальные соглашения имеют место в случаях, когда производители или оптовики контролируют конечные розничные цены своих товаров или услуг;
  5. соглашения государственных органов (администраций) об уровне цен или их динамике с производителями или конфедерациями предприятий;
  6. антидемпинговые законодательства, направленные на защиту национальной экономики от влияния внешнего рынка.
 

   Государственное регулирование цен  в  странах  с  рыночной  экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных  и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом,  чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы  в  целом,  т.  е. через цены нивелировать циклические колебания процессов  воспроизводства.  В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен  носит антикризисный и антиинфляционный характер.

      Прежде всего следует отметить, что либерализация цен не  ослабляет,  а напротив,   повышает   роль    государства    в    осуществлении    политики ценообразования. Она заключается не  в  установлении  конкретных  цен,  а  в воздействии с помощью экономических мер  на  принятие  товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им  методологической  и  методической помощи,  разработке  правовых  норм  и  законов  по  ценообразованию.   Цели государственного  регулирования  заключаются в том,  чтобы не   допустить инфляционного роста цен в  результате  возникновения  устойчивого  дефицита, резкого   подорожания   сырья   и   топлива,   монополизма   производителей, способствовать созданию условий для  нормальной  конкуренции,  ориентирующей на внедрение достижений НТП. Важной  задачей при этом  является  получение определенных социальных результатов, в частности,  поддержание  прожиточного минимума на  достаточном  уровне,  обеспечение  возможности  приобретения  в оптимальном количестве товаров первой необходимости. 

     На  способы  и  методы  государственного  регулирования цен оказывают влияние  факторы:  национальные,  климатические,   сырьевые,   политические, положение страны в мировом разделении труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Государственное регулирование цен  в Австрии. 

       Государственное регулирование  цен осуществляется на основе  Закона о ценах (1976 г. в редакции 1988 г.), Закона о картелях (в редакции 1988 г.), Антидемпингового Закона (1985 г.). Государство регулирует около 10% цен (лом и отходы черных металлов, сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ, тепло).

     Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные  тарифы. Министерство финансов устанавливает  цены на спиртные напитки. Министерство экономики имеет право вводить  регулирование цен на срок до 6 месяцев  на любви товар или вид услуг. На срок до 6 месяцев оно может  устанавливать цены либо когда они  необоснованно завышаются одним  или несколькими предприятиями, либо когда предприниматели не уменьшают  цен на готовую продукцию при  снижении цен на используемые для  ее производства сырье и материалы. Экономическая оправданность цены при этом рассматривается с позиций интересов развития экономики в целом и потребностей, а не фактической себестоимости продукции отдельно взятого предприятия. 

     В стране государственное регулирование, охватывающее практически все товары, было введено после второй мировой  войны, когда экономика находилась в тяжелом состоянии, остро ощущалась  нехватка многих товаров. Почти 30 лет  с этого времени в стране проводилась  либерализация цен. Сегодня в  Австрии действует Закон о  ценах, который был принят в 1976 г. с последующими поправками. В законе определен перечень товаров и  услуг, на которые правительство  может устанавливать максимальные, минимальные и твердо фиксированные  цены. Среди них лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ и теплоснабжение. 

     В законе предусмотрено, что при возникновении  кризисной ситуации государственными органами может вводится регулирование  цен практически на любые товары на период сохранения этой ситуации. Кроме  того, министр экономики имеет  право вводить регулирование  цен на период до 6 месяцев на любой  товар или вид услуг при  условии необоснованного завышения  цен в целом в отрасли или  отдельным предприятием, группой  предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Он имеет право  самостоятельно устанавливать цены на срок до 6 месяцев при необоснованном их завышении одним или несколькими  предприятиями или когда предприниматели  не уменьшают цены на готовую продукцию, несмотря на снижение цен на используемые для ее производства сырье и материалы. 

     Цены  на товары и услуги, на которые в  Австрии существует государственная  монополия, устанавливаются отдельными решениями парламента (табак и  табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные  тарифы). Министерство финансов устанавливает  цены на спиртные напитки.

     В законе определены общие правила  установления цен на импортируемые  товары (фрукты, овощи, картофель, кофе, какао, удобрения, корма). На внутреннем рынке цены на эти товары не должны превышать фактические закупочные импортные цены, увеличенные на размер экономически обоснованных издержек и  прибыли импортера. В случаях  снижения или отмены таможенных пошлин на ввозимые товары должны уменьшаться и цены внутреннего рынка на них. Нарушение указанных правил наказывается денежным штрафом.

     В целом система государственного регулирования цен в Австрии  исторически встроена в так называемый механизм "социального партнерства", который заключается в согласовании на паритетных началах наиболее важных экономических и социальных проблем  между правительством, предпринимателями  и трудящимися.

     Наряду  с представителями правительства  в этом механизме задействованы  организации, выражающие интересы различных  социальных групп: Федеральная палата экономики и Объединение сельскохозяйственных палат — как выразители интересов  предпринимателей и крестьянских хозяйств, Объединение палат рабочих и  служащих и Объединение австрийских  профсоюзов — как выразители интересов  лиц наемного труда. В компетенцию  созданной в рамках этого партнерства  Паритетной комиссии по вопросам цен  и заработной платы, которую возглавляет  Федеральный канцлер Австрии, входят следующие вопросы:

  1. цены на новые товары, по которым проверяется, имеются ли действительно признаки новизны и правомерно ли связанное с ним повышение цены;
  2. цены на импортные товары, по которым Паритетная комиссия исследует причины разрыва по сравнению с ценами на аналогичные товары на внутреннем рынке и принимает меры по сокращению этого разрыва;
  3. движение цен и тарифов в отдельных отраслях (гостиничное хозяйство, некоторые услуги, транспортные тарифы);
  4. цены на белый хлеб и хлебобулочные изделия;
  5. цены на некоторые виды текстиля (хлопчатобумажные ткани, постельное белье);
  6. система надбавок и скидок на импортные сырьевые биржевые товары (олово, цинк, медь и др.);
  7. ценовая информация и способы ее доведения до заинтересованных сторон.
 
 

     В Австрии регулированием охвачено примерно 10 % цен и механизм состоит из государственного регулирования и системы «социального партнерства», основой которого является Паритетная комиссия по вопросам цен  при Министерстве экономики, состоящая  из представителей правительства, предпринимателей и трудящихся.

     Государственное регулирование цен осуществляется на основе Закона о ценах 1976 года в  редакции 1988 года. В соответствии с  ним министр экономики (а по фармацевтическим препаратам – министр здравоохранения) имеет право устанавливать максимальные, минимальные и твердо фиксированные  цены на лом, отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергию, газотеплоснабжение. Кроме того, он имеет право ввести регулирование цены, а любые товары в случае возникновения кризисной  ситуации на период ее сохранения, а  также устанавливать цены на срок до 6 месяцев, если считает их необоснованно  завышенными. Для принятия решения  по ценам в этом случае создается  межведомственная комиссия, состоящая  из представителей министерств, объединения  сельскохозяйственных палат и объединения  палат рабочих и служащих.

Информация о работе Государственное регулирование цен в зарубежных странах. Австрия