Функции цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:13, контрольная работа

Описание

Цена - это денежное выражение стоимости товара. Цена является одной из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что лежит в ее основе, какие объективные законы действуют на процессы ценообразования и движения цен.
Закон стоимости является регулятором процесса производства и об¬ращения товаров и действует через механизм цен, способствуя установ¬лению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и создавая основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным. Существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимос¬ти; теория спроса и предложения; теория предельной полезности.

Содержание

Введение……………………………………………………...3
Вопрос: Функции цены……………………………………...5
Тест………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

ценообразование.docx

— 30.19 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение……………………………………………………...3

Вопрос: Функции цены……………………………………...5

Тест………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………15

 

Введение

Цена - это денежное выражение стоимости  товара. Цена является одной из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что лежит в ее основе, какие объективные законы действуют на процессы ценообразования и движения цен. В условиях товарного производства и обращения продукты труда производятся и реализуются как товары. Цена каждого отдельного товара не обязательно совпадает со стоимостью: она может отклоняться вверх, и вниз от стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости - экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей считаться с общественно необходимыми затратами труда и добиваться их снижения, регулирует распределение общественного труда и средств производства. Закон стоимости действует в обстановке конкурентной борьбы, в которой побеждают товаропроизводители, применяющие новую технику и технологию, наиболее эффективные приемы организаций производства. Таким образом, под воздействием закона стоимости осуществляется технический прогресс и происходит расслоение товаропроизводителей: одни в результате конкурентной борьбы разоряются, другие обогащаются.

Закон стоимости является регулятором  процесса производства и обращения товаров и действует через механизм цен, способствуя установлению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и создавая основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным. Существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимости; теория спроса и предложения; теория предельной полезности.

Теория трудовой стоимости оторвана от рынка и цены, так как стоимость  общественно необходимых затрат труда без учета спроса и предложения  ничего не выражает.

Согласно теории спроса и предложения  стоимость товара может проявиться только в цене, т. е. в денежном выражении. Следовательно, цена определяется соотношением спроса и предложения. Эта теория дополняет теорию трудовой стоимости, так как увязывает ее с рынком, ценой и механизмом ее формирования.

Сущность теории предельной полезности заключается в том, что стоимость  товара зависит от его предельной полезности: чем больше товара конкретного  вида на рынке, тем меньше его ценность, и наоборот. Если количество какого-либо товара меньше потребности в нем, то его ценность возрастает. При увеличении предложения данного товара ценность его падает до предельной полезности. Следовательно, теория предельной полезности основывается на теории спроса и предложения.

В период административно-командной  системы хозяйствования ценообразование основывалось на теории трудовой стоимости, поэтому в формировании цен присутствовал субъективизм.

Цена должна отражать интересы как  производителей, так и потребителей товаров: производителю - возмещение затрат с определенной прибыльностью, а  потребителю - экономическую выгоду от эксплуатации данного товара.

В условиях рыночной экономики успех  любого предприятия или предпринимателя  во многом зависит от того, как правильно  они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что  на цены оказывает существенное влияние  комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может  зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при  установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Однако, в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических  и практических знаний сложного механизма  ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают  серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев  к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.

Вопрос: Функции  цены

                Функция учета и измерения  затрат общественного труда

Определяется сущностью цены как  денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим  инструментом, который позволяет  организовать стоимостной учет самых  различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем заготовленного топлива эквивалентен сумме цен (включая транспортно-заготовительные  расходы) на этот товар. Объем произведенной  или реализованной товарной продукции  фирмы равен суммарной стоимости  ее изделий или услуг. Реализуя учетно-измерительную  функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские  свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена демонстрирует, во что обходится обществу обеспечение  потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько  затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения товаров, так и  размер прибыли.

В условиях рынка цена способна существенно  отклонятся от издержек. Интерес производителя  заключается в том, чтобы получить максимальную прибыль от продажи  товаров, а покупатель стремится  к минимальной цене покупки. Чтобы  противостоять конкурентам, производитель товара вынужден  постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов и выстоять в конкурентной борьбе благодаря снижению затрат, улучшению товара, и именно поэтому учетно-измерительная функция столь важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий.  Товарная и ценовая политика базируется на основе жизненного цикла товара. Пребывание товара на рынке ограничено по времени, он обязательно вытесняется более качественным или более дешевым.

Жизненный цикл товара подразделяется на пять стадий: внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад. Основная масса  товаров проходит все эти стадии. Отличия бывают по времени, интенсивности, характеру перехода из одной стадии в другую. На основе учетно-измерительной  функции цены, предприниматели имеют  возможность учитывать изменения  конъюнктуры рынка, связанные с  переходом товара из одной стадии его жизненного цикла в другую. Например, стадия внедрения нового товара характерна отсутствием прибыли  от его реализации, значительными  издержками производства в расчете  на единицу и повышенными затратами  на маркетинг. Стадия роста характеризуется  увеличением спроса на товар, резким наращиванием продаж и прибыли. Стадия зрелости связана с падением темпов роста продаж, замедлением роста  прибыли, дополнительным увеличением  затрат на маркетинговые мероприятия. Стадия насыщения охватывает период жизни товара в котором сокращаются  темпы роста продаж и стабилизируется  прибыль. Последняя стадия – спад, характеризуется резким снижением  как продаж, так и прибыли. Граница  между отдельными стадиями, конечно, достаточна условна. Поэтому приходиться  постоянно и тщательно анализировать  все объемные и стоимостные показатели деятельности компании особенно в части реализации, прибыли, затрат, чтобы вовремя обеспечить необходимые корректировки в тактике и стратегии фирмы. Поэтому политика цен должна быть очень гибкой, чтобы предприятие могло функционировать на всех стадиях жизненного цикла товара без особых затруднений.

В настоящее время в России возрастает значение функции цены как средства более рационального размещения производства. С помощью механизма  цен происходит перелив капиталов  в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется  высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и  движения спроса. Фирма сама определяет, в какую сферу деятельности, в  какую отрасль или область  экономики инвестировать капитал. Но в условиях современной российской экономики, при монополизме многих производителей, слабой конкуренции, при  наличие инфляции, масштабы перелива капиталов пока невелики. Более развита  торгово-посредническая деятельность, где оборот капитала быстрее, а норма  прибыли велика. Пока предприниматели  мало используют свои капиталы для  развития производства.

Функция сбалансирования  спроса и предложения

Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует  о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изменения цены.

Цена обязана поощрять производителя  к повышению качества и расширению ассортимента товаров. По мере становления  рыночных отношений, данная функция  цены усиливается и будет играть доминирующую роль при формировании цен на товары.

Балансирующую функцию в той  или иной степени выполняют все  виды рыночных цен. В обстановке свободного рынка, естественной конкуренции благодаря  этой своей функции цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как  следствие постоянного колебаний  цен в рамках жизненных циклов товаров происходит и перелив  капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимой рынку продукции или услуг. Использование возможности балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной политики, ценовой политики.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя, исходя из имеющихся  у последнего возможностей его приобрести. На практике это проявляется в  том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой  и количеством покупаемых товаров. Происходит постепенное снижение спроса на данный товар или услугу. При  прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг связано  с уровнем их цен. Чем выше цена и более характерна тенденция  к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При  уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда  не хватает каких-либо товаров и  услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

Характерно и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка.

Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного  предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности  производства, потенциал ускоренного  наращивания мощностей по выпуску  товаров, пользующихся повышенным спросом  на рынке. Предложение характерно прямой зависимостью между ценой и количеством  товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается  объем производимых товаров, и наоборот. При современном состоянии экономики  России имеет место парадокс: цены почти на все виды товаров растут, а их производство в течение длительного периода сокращается. Возрастающий спрос и повышение цен на товары компенсируются импортом, то есть увеличением производств товаров в других странах и поставкой их на российский рынок.

Балансирующая функция цены выступает  основным фактором регулирования предложения  товаров. По каждому товару цена свидетельствует  о необходимости  либо сокращении его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции  их снижении приходиться переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров.

Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном  рынке. В теоретическом плане  равновесная рыночная цена формируется  при таком соотношении спроса и предложения, при котором количество товаров, которое покупатели желают приобрести, эквивалентно их объему, который  производители предлагают рынку. В  реальности равновесия постоянно нарушается, а это приводит в движение инструменты, способные вернуть равновесие. Уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, которая стимулирует  рост предложения при дефиците товара и разгружает рынок от излишков, ограничивая предложение.

Характеристика зависимости цены и спроса может обозначаться следующим:

1.                     спрос эластичный (при незначительных повышениях цены объем продаж возрастает в значительно больших размерах);

2.                     спрос стабилен, когда имеет место равенство между изменением цены и объема продаж;

3.                     спрос незначителен (когда при существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно).

Стимулирующая функция  цены

Значение стимулирующей функции  цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя  через уровень заключенной в  ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют роли выпуска и  потребления разных товаров.

Производством цен реально стимулировать  или замедлять – научно-технический  прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшение качества продукции, изменение  структуры производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем  варьирования уровнем прибыли в  цене, надбавками, скидками с цены.

Цена в рыночной экономике выступает  в качестве критерия оценки рациональности принятия решения, связанного с приобретением  средств производства, строительством новых объектов, осуществлением любых  хозяйственных операций. Стимулирующей  функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю  выгодно продать свой товар. В  наибольшей степени в такой функции  эффективны цены, дающие наиболее высокую  прибыль в сравнении с другими  товарами. В настоящее время возможности  стимулирования процессов воспроизводства  на основе действующего в России механизма  ценообразования достаточно существенны. Так реально стимулирование более  рационального размещения производительных сил на территории России стимулирование научно-технического процесса, стимулирование рациональной структуры потребления. Каждая из этих сфер имеет специфические  особенности и формы ценового стимулирования. Например, стимулирование рационального размещения производительных сил может осуществляться посредством  ценовых средств, таких, как использование  зональных цен, применение расчетных  цен. Для этих целей могут быть использованы и розничные цены, например, для притока и закрепления рабочей силы в районы Крайнего Севера, если там будут регулировать цены на продукты питания и другие товары первой необходимости.

Информация о работе Функции цены