Ценообразование на рынке нефти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:15, доклад

Описание

Для начала хочу привести ведущие страны по добыче нефти(слайд 1). Россия остается лидером мировой нефтедобычи, однако теперь ее первенству угрожает не только Саудовская Аравия, но и в определенной степени США. Таким образом, в ближайшие годы мы способны потерять не только первое место, но и сместиться на третью позицию. При этом в 2012 году было зафиксировано сокращение и доли России на рынке в целом

Работа состоит из  1 файл

доклад по ценообразованию нефти.docx

— 30.04 Кб (Скачать документ)

 

Торговый период имеет плавающие  временные границы, то есть может  продолжаться от полутора дней до двух недель. В этот период заключаются  договоры на поставку основных объемов  нефти, реализуемых на внутреннем рынке. Между торговыми периодами могут  реализовываться только относительно небольшие объемы нефти, в основном за счет продажи мелких партий независимыми производителями.

 

Стоимость российской нефти при  поставках на внутренний рынок также  зависит и от других факторов –  например, от величины экспортной пошлины на нефть, которая также рассчитывается в зависимости от международной цены на сырье, транспортных издержек, наличия или отсутствия свободных мощностей на наиболее привлекательных экспортных направлениях.

 

Если пристально посмотреть на сегодняшнюю  ситуацию, то становится очевидно, что страны ОПЕК добывают нефть на пределе своих возможностей. То же относится и к России. Однако увеличение поставок нефти этими странами не выправляет ситуацию, так как они поставляют на рынок нефть среднего или низкого качества, а рынок нуждается в "легкой" нефти, чтобы удовлетворить растущий спрос на качественный бензин. Западные страны просят ОПЕК добывать больше, но картель говорит, что корень проблемы не в недостатке нефти на рынке, а в недостатке перерабатывающих мощностей.

 

Прирост мощностей переработки  отстает в разы от прироста добычи и спроса. НПЗ, пытаясь удовлетворить  спрос на высококачественный бензин и авиационное топливо, конкурируют  друг с другом за поставки высококачественной нефти, чем поднимают на нее цены. Если бы перерабатывающих мощностей  было больше, то многие компании могли  бы позволить себе покупать менее  качественную нефть, чем несколько  охладили бы весь рынок.

 

Структура цены

Основу цены, как и на товар  в любой другой отрасли составляет себестоимость, состоящая из производственной себестоимости и внепроизводственных  расходов. Сейчас все большую роль в росте цен на продукцию этой отрасли играют внепроизводственные  расходы, а в частности, затраты  на транспортировку. Резко возросла доля транспортных расходов, например, в ценах на уголь в местах потребления. Так, по канско-ачинским и бородинским углям даже при перевозке на расстояние до 1 тысячи км она достигает 75-80%.

 

Вторая составляющая цены – прибыль, которая является выражением чистого  дохода, создаваемого прибавочным трудом работника. Следует различать прибыль  от

 

реализации продукции и валовую  прибыль. Прибыль от реализации является элементом цены и определяется как  разность между ценой и себестоимостью, налогами, включаемыми в цены (НДС, акциз, экспортный тариф). Предприятия  нефтепроводного транспорта, оказывая услуги по перекачке, перевалке и  наливу нефти на экспорт не включают в оплату счетов услуг НДС. Акцизом  облагается только нефть и природный  газ, а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Ставка акциза на нефть, включая  стабилизированный газовый конденсат  – 55 руб. за 1 тонну. Ставки акцизов и  порядок их определения по подакцизным  видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ дифференцированно  для отдельных месторождений  в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза.

 

(слайд 4)Ставка акциза (Ак, рублей за 1 тонну) для конкретного месторождения рассчитывается, исходя из системы уравнений:

 

Ак = Аср + О1к + О2к + О3к + Е (1 + Дк/ SДк)

 

Аср = S(Ак х Дк)/ SДк;

 

где:

 

Аср – средневзвешенная ставка акциза, установленная Федеральным законом "Об акцизах";

 

Дк – количество (тонн) добытой и реализованной с конкретного месторождения нефти;

 

Е – поправка для выхода на средневзвешенную ставку акциза (рублей за 1 тонну);

 

О1к, О2к, О3к – отклонения, обусловленные  горно-геологическими особенностями  объектов разработки, различиями в  заработной плате, различиями в транспортном тарифе.

 

Рабочая группа при Правительстве  РФ рассматривает вопрос о возможном  снижении акцизов на нефть на 10 руб. за 1 тонну. Для нормальной работы нефтяной отрасли необходимо снижение акциза на 30 руб. за тонну от нынешнего уровня в 55 руб. В том случае, если Правительство примет решение о снижении акциза до 45 руб. за тонну, то это позволит нефтяной отрасли России, как считают многие экономисты, сократить потери от падения мировых цен на 2 млрд. рублей.

 

Проблемы ценообразования  на нефтяном рынке

 

Одной из основных проблем ценообразования  нефтяного рынка является его  непрозрачность. Это касается в первую очередь как оценки фундаментальных  факторов – баланса спроса и предложения, так и внебиржевых цен. Даже в  случае бирж, хотя данные о ценах  и объеме торгов общедоступны, состав участников и их позиции являются закрытой информацией. Кроме того, слишком  большая зависимость мировых  цен от котировок двух маркерных  сортов в последнее время вызывает все большую озабоченность. Непрозрачность и неэффективность рынка является одной из самых главных причин его высокой волатильности.

 

Низкая  точность данных и оценок баланса  спроса и предложения

 

Из-за нехватки данных промышленные запасы реально оцениваются только для  стран ОЭСР, на долю которых приходится свыше половины мирового потребления  нефти. Ясно, что получаемые оценки обладают низкой степенью точности.

 

Непосредственное сравнение наблюдаемых  данных с оценками, полученными на основе баланса спроса и предложения, показывает, что во втором случае имеет  место завышение реальных значений. Неудивительно, что и оценки различных  агентств также существенно отличаются друг от друга.

 

Биржевой  рынок: хеджирование или спекуляции?

 

Одной из основных целей развития биржевого рынка деривативов декларируется создание эффективных инструментов хеджирования. Есть, однако, целый ряд объективных причин, препятствующих осуществлению этой благородной затеи. Во-первых, среди биржевых игроков доминируют производители нефти. Так, почти половина всего спроса на нефть приходится на транспорт. Торговля фьючерсами является делом рискованным и дорогим, требующим высокой квалификации, поэтому реально позволить себе такое удовольствие могут только достаточно крупные структуры. Значительная доля НПЗ и сбытовых структур контролируется крупными вертикально интегрированными компаниями, в принципе заинтересованными в росте цен на нефть. Для независимых НПЗ важное значение имеет не цена на нефть, а маржа переработки, при этом последняя в среднем не очень сильно зависит от конкретного уровня цен. Таким образом, по данным CFTC, на долю крупных производителей приходится более трех четвертей всех операций с фьючерсами на сырую нефть на NYMEX.

 

Наконец, многие независимые исследования показывают, что производители хеджируют  крайне незначительную часть своих  рисков, связанных с колебаниями  цен на нефть. Гораздо большее  внимание они уделяют спекуляциям  на рынке – игре с целью получения  прибыли. Косвенных подтверждений  спекулятивного характера биржевой торговли более чем достаточно. Это  и более высокая волатильность ближних фьючерсов по сравнению с дальними, и то, что на два ближайших контракта приходится около 75% объемов торгов, и низкая ликвидность опционов, и рост объемов торгов с волатильностью и т.д.

 

Интересно, что в некотором смысле нефтяные компании действительно заинтересованы в высокой волатильности цен, поскольку она увеличивает фундаментальную стоимость и рыночную капитализацию компании. Дело в том, что стоимость нефтяных месторождений представляет собой, по сути, сложный опцион (т.н. реальный опцион), связанный со стратегией инвестирования (выбор объемов и момента вложений, переход от разведки к разработке и эксплуатации, консервация-расконсервация скважин и т.п.). А стоимость любого опциона, как известно, увеличивается с ростом волатильности базового актива.

 

Заключение

На начало XXI века нефть остается важнейшим мировым энергетическим ресурсом и крупнейшим объектом международной  торговли. Вместе с тем нефть является исчерпаемым ресурсом и по имеющимся относительно новым прогнозам при текущем уровне добычи мировая обеспеченность нефтью составляет по крайней мере порядка 40—50 лет. Эти оценки, сделанные в последние 5—10 лет, несравненно более оптимистичные, чем те, что имели место в 50—70 гг. истекшего столетия. Новые представления о степени обеспеченности мировыми запасами нефти обусловлены тем, что вследствие продолжающегося открытия все новых месторождений, а также использования достижений научно-технического прогресса, позволяющих увеличить степень извлекаемости нефти из недр и обеспечивающих возможность добычи нефти из месторождений, расположенных в отдаленных пока еще малоосвоенных районах, а также на мировом шельфе, на обозримую перспективу не предвидится острого дефицита нефти в мире вследствие абсолютного истощения ее геологических запасов.


Информация о работе Ценообразование на рынке нефти